Проблемы развития малого предпринимательства в Приамурском городском поселении ЕАО

Проблемы развития малого предпринимательства в Приамурском городском поселении ЕАО

В статье представлен анализ состояния малого предпринимательства на территории Приамурского городского поселения ЕАО, как в целом, так и по отраслям экономики. Выявлены проблемы в развитии малого предпринимательства городского поселения. Кроме этого, проведенный анализ деятельности администрации Приамурского городского поселения ЕАО по содействию в развитии малого бизнеса, позволил автору выделить некоторые проблемы реализуемой местной властью политики в данной сфере.

Аннотация статьи
программа развития предпринимательства
муниципальное образование
малое предпринимательство
Ключевые слова

Малое предпринимательство в рыночной экономике в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Роль малого предпринимательства в экономике страны трудно переоценить. Малое предпринимательство является важным субъектом экономической деятельности страны, ведь без его участия развитие и формирование самой структуры экономики практически невозможно. Большое количество социально-экономических задач выполняет данный вид бизнеса: создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней [1].

Важнейшим пунктом современной стратегии муниципальных образований становится развитие малого предпринимательства, выступающего ключевым фактором стабильности рыночной системы, что, в свою очередь, позволяет добиться повышения качества жизни местного населения.

Однако, развитие малого предпринимательства невозможно без участия органов местного самоуправления (МСУ).

Органы местного самоуправления, организуя реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на подведомственных территориях, в то же время формируют собственную программу поддержки малого предпринимательства, исходя из приоритетов социально-экономического развития муниципального образования и финансовых возможностей.

Основной задачей органов МСУ является создание благоприятного климата и оказание всемерного содействия развитию предпринимательства. При этом существует обширный перечень механизмов, через которые муниципалитеты обеспечивают процесс содействия развитию предпринимательской деятельности. В обязанности органов МСУ входят разработка и участие в реализации муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, привлекая муниципальные средства и ресурсы.

По состоянию на 1 января 2019 года в Приамурском поселении действует 72 субъекта малого предпринимательства [2]. Надо отметить, что данный показатель за последние три года претерпевает изменения в сторону уменьшения.

В таблице 1 представлена численность субъектов малого предпринимательства на территории Приамурского поселения в 2016 – 2018 годах.

Таблица 1

Количество субъектов малого предпринимательства на территории Приамурского поселения в 2016 – 2018 годах

 

2016

2017

2018

Юридические лица

36

36

36

Индивидуальные предприниматели (ИП)

41

39

36

Всего

77

75

72

Источник: составлено автором на основании реестров малого и среднего предпринимательства за период с 2016 по 2018 год. Официальный сайт администрации Приамурского городского поселения. URL: https://www.priamgorpos-eao.ru.

Согласно таблице 1 наблюдается тенденция снижения количества ИП: общее их количество в 2017 году снизилось по отношению к показателю 2016 года на 5%, а в 2018 году число ИП к показателю предыдущего года уменьшилось на 7,7%. Анализируя весь рассматриваемый период, можно отметить общее снижение количества ИП на 12,2%.

Причины снижения количества субъектов малого предпринимательства видятся в следующем:

– прекращение деятельности из снижения покупательской способности;

– запрет торговли подакцизными товарами в киосках и ларьках;

– ликвидация нестационарных торговых объектов;

– переоценка кадастровой стоимости земли, которая привела к увеличению налога на землю и другие причины.

В таблице 2 представлены данные о распределении субъектов малого предпринимательства на территории Приамурского поселения в 2016 – 2018 годах по видам экономической деятельности.

Таблица 2

Распределение субъектов малого предпринимательства на территории Приамурского поселения в 2016 – 2018 годах по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности

2016

2017

2018

Здравоохранение

3

3

2

Жилищно-коммунальное хозяйство

1

1

1

Услуги связи

2

2

2

Бытовые услуги

6

6

6

Дополнительное образование

4

4

3

Торговля продуктами питания

19

18

18

Торговля промышленными товарами

16

15

15

Тех обслуживание и ремонт автомобилей

3

3

3

Деревообработка

3

3

3

Производство изделий из пластика

1

1

1

Изготовление металлоконструкций

2

2

2

Строительство

6

6

5

Выпечка хлебобулочных изделий

3

3

3

Торговля цветами

1

1

1

Правовые услуги

2

2

2

Изготовление мебели

1

1

1

Рыбопереработка

1

1

1

Изготовление аэродромной техники

1

1

1

Разведение лошадей

1

1

1

Разведение рыбы

1

1

1

Всего

77

75

72

Источник: составлено автором на основании списков предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Приамурского городского поселения за период с 2016 по 2018 год. Официальный сайт администрации Приамурского городского поселения. URL: https://www.priamgorpos-eao.ru.

Из представленного анализа видно, что уменьшение количества субъектов малого предпринимательства происходит в сферах: здравоохранение, дополнительное образование, торговля промышленными и продовольственными товарами и строительстве.

Динамика количества субъектов малого предпринимательства в данных секторах экономики количества субъектов малого предпринимательства по отдельным видам экономической деятельности на территории Приамурского поселения в 2016 – 2018 годах представлена на рисунке.

Рис. Динамика количества субъектов малого предпринимательства по отдельным видам экономической деятельности на территории Приамурского поселения в 2016 – 2018 годах (Источник: составлено автором на основании списков предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Приамурского городского поселения за период с 2016 по 2018 год. Официальный сайт администрации Приамурского городского поселения. URL: https://www.priamgorpos-eao.ru)

Кроме этого, анализ отраслевой структуры малого предпринимательства также показывает, что в числе секторов экономики, в которых малый бизнес осуществляет свою деятельность не представлен такой сектор, как сельское хозяйство (фермерство).

Между тем, географические и климатические условия Приамурского городского поселения ЕАО, как нельзя кстати, указывают на возможность осуществления сельскохозяйственной деятельности на данной территории – это, в первую очередь, земельные ресурсы и климатические условия, позволяющие заниматься сельским хозяйством, например, выращивать овощную продукцию.

Преимущества рынка сбыта такой продукции для малого предпринимательства очевидны: это и население Приамурского поселения, и близкое расположение г. Хабаровска.

Таким образом, наблюдается, как минимум, две проблемы в развитии малого предпринимательства в Приамурском поселении: это общее снижение количества субъектов малого предпринимательства по отдельным секторам экономики и не представленность субъектов малого предпринимательства в секторе «сельское хозяйство (фермерство)», в то время как, территория муниципального образования располагает для этого необходимыми ресурсами.

Это подтверждается и в Стратегии социально-экономического развития ЕАО [3]:

– по своим климатическим условиям область принадлежит к одному из наиболее благоприятных регионов Дальнего Востока;

– несмотря на невысокий бонитет почв из-за высокой заболоченности и постоянной эрозии, при условии внесения удобрений и проведения мелиорации область обладает преимуществами для ведения экономически эффективных сельского и лесного хозяйств.

Стоит отметить, что сельское хозяйство в 2017 году заняло четвертое место в структуре валового регионального продукта ЕАО и составило 11,1% от общего числа ВРП, о чем свидетельствует таблица 3.

Таблица 3

Структура ВРП ЕАО по состоянию на 01.01.2018 г.

Структура ВВП

Доля в (%)

1.

Транспорт и связь

18,4

2.

Государственное управление, военная безопасность и организация социального обеспечения

14,8

3.

Промышленное производство

12,8

4.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

10,8

5.

Строительство

10,4

6.

Оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования

9,8

7.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

8,3

8.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

6,8

9.

Образование

4,6

10.

Прочие

3,3

Источник: составлено автором на основании Стратегии социально-экономического развития ЕАО на период до 2030 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/550248947.

Далее проанализируем деятельность администрации Приамурского поселения в сфере поддержки и развития малого предпринимательства на территории муниципального образования.

В соответствии с Уставом Приамурского поселения [4] содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства отнесено к вопросам местного значения Приамурского поселения.

Непосредственную деятельность в данной сфере осуществляет структурное подразделение администрации – Отдел по социальным вопросам (Отдел СВ), в числе задач которого – содействие развитию малого предпринимательства. В рамках выполнения поставленной задачи Отдел СВ:

– разрабатывает и реализует муниципальные программы (подпрограммы) социальной направленности;

– содействует в развитии сельскохозяйственного производства, создании условий для развития малого предпринимательства;

– готовит дислокации предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории городского поселения, а также предприятий розничной и оптовой торговли, складов, хлебопекарен, рынков, аптек, предприятий общественного питания, предприятий бытового обслуживания населения и др.;

– разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения.

На сегодняшний день в муниципальном образовании реализуется программа «Развитие малого и предпринимательства на территории муниципального образования «Приамурское городское поселение» на 2017-2019 годы» (Программа) [5], целями которой являются:

– увеличение количества малых и средних предприятий, новых рабочих мест, что будет способствовать сдерживанию роста безработицы, увеличению доли налоговых поступлений от субъектов малого среднего предпринимательства, улучшению качества жизни населения на территории городского поселения;

– создание благоприятных экономически условий для усиления роли малого предпринимательства в хозяйственной жизни поселения, в том числе занятости населения, привлечения молодежи в малый бизнес;

– обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

– обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

– укрепление социального партнерства между органами местного самоуправления, населением и предпринимателями;

– формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности;

– эффективное применение мер по реализации финансовых, экономических, социальных показателей.

Анализ конкретных мероприятий, предусмотренных Программой, позволяет сделать вывод, что отдельные мероприятия, направленные на развитие сельскохозяйственного (фермерского) сектора экономки в программе отсутствуют.

Между тем, как было уже сказано ранее, субъектов малого предпринимательства в данном секторе не представлено.

Таким образом, наметившаяся тенденция к снижению количества субъектов малого предпринимательства в Приамурском поселении, не занятость малым бизнесом такого сектора экономики, как сельское (фермерское) хозяйство, недостаток в деятельности местной администрации мероприятий, направленных на развитие сельского хозяйства в муниципальном образовании, актуализируют вопрос о необходимости разработки мер, направленных на совершенствование деятельности Приамурского поселения в сфере содействия развития малого предпринимательства.

Текст статьи
  1. Сибгатулина, А.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса / А.И. Сибгатулина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. – № 5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/05/11420.
  2. Субсидии по кредитам // Господдержка предпринимательства: перспективы 2016. – Режим доступа: http://субсидии-по-кредитам.рф/господдержка-предпринимательства-п/.
  3. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года : Постановление Правительства ЕАО от 15 ноября 2018 г. № 419-пп // Сетевое издание "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" Режим доступа: http://npa79.eao.ru, 20.11.2018.
  4. Устав муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского района Еврейской автономной области : решение Собрания депутатов муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области от 09 августа 2005 г. № 13 // Сетевое издание "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации". – Режим доступа: http://npa79.eao.ru.
  5. Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Приамурское городское поселение» на 2017-2019 годы» : постановление администрации Приамурского городского поселения от 6 декабря 2016 г. №1034 // Официальный сайт администрации Приамурского городского поселения. URL: https://www.priamgorpos-eao.ru.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 11 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября