Обучение физике учащихся профильных классов лицея № 50 при ДГТУ в системе «школа – вуз»

Обучение физике учащихся профильных классов лицея № 50 при ДГТУ в системе «школа – вуз»

В статье представлен положительный опыт работы в средней школе при изучении физики в условиях перехода к новому федеральному государственному образовательному стандарту. Рассмотрена практика ведения проектно-исследовательской деятельности при участии Донского государственного технического университета.

Аннотация статьи
система «школа-вуз»
проектно-исследовательская деятельность
технология обучения
непрерывное образование
профильные классы
физика
Ключевые слова

В 2002 г. в Российской Федерации принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, согласно которой «профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования»[1].

В «Лицее №50 при ДГТУ» физика изучается на профильном уровне, на изучение обязательной программы отводится 5 часов в неделю. В 10 классе изучаются темы: «Механика», «Статика», Молекулярно-кинетическая теория», «Термодинамика», Электростатика», «Постоянный ток» и «Электрический ток в различных средах». В 11 классе изучаются темы: «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция», «Механические и электромагнитные колебания волны», «Оптика», «Элементы специальной теории относительности», «Квантовая физика», «Атом и атомное ядро», «Строение Вселенной» [2]. По сравнению с программой, согласно которой физика изучается на базовом уровне – 2 часа в неделю, многие разделы дополнены детальным рассмотрением различных вопросов, например, при изучении раздела «МКТ» подробно разбирается распределение молекул по скоростям, при изучении раздела «Электростатика» большое внимание уделяется понятию «напряженность электрического поля» с точки зрения геометрии, отрабатываются навыки применения принципа суперпозиции полей, что всегда вызывает у учащихся большие затруднения. Многие закономерности волновой оптики приводятся со строгими доказательствами.

Обязательная программа дополнена факультативными занятиями – 1 час в неделю, а также возможностью заниматься в физическом кружке.

Образовательная программа по физике успешно реализуется в нашем лицее благодаря слаженной работе педагогического коллектива, основанной на согласованных стратегиях решения образовательных задач. Предмет «Физика» преподается с акцентом на деятельностный подход, с ориентацией на реализацию личностных и метапредметных результатов и организацию проектно-исследовательской деятельности, что соответствует идеям ФГОС нового поколения.

В средней школе организована работа по ведению исследовательской деятельности, в чем активно участвуют преподаватели Донского государственного технического университета, являясь руководителями научных работ наших лицеистов. Исследовательская деятельность осуществляется на кафедрах университета и включает в себя изучение теоретического курса выбранного направления деятельности, консультации, организацию и проведение эксперимента. Результаты работ представляются на ежегодной научно-практической конференции «Первые шаги в науке». Лучшие работы направляются на конференцию профессорско-преподавательского состава ДГТУ, а также в Донскую академию юных исследователей (ДАНЮИ) и другие конференции более высокого уровня. Опыт показывает, что благодаря раннему погружению в научную среду становление молодого ученого проходит целенаправленно с лицейской скамьи.

Важно отметить, что к проведению урочных и внеурочных занятий в лицее активно привлекаются квалифицированные педагогические кадры Донского государственного технического университета, учащиеся посещают дополнительные занятия на факультетах «Автоматизация, мехатроника и управление», «Авиастроение», занимаются в «Школе архитектуры и дизайна», благодаря чему продолжаются более чем двадцатилетние традиции сотрудничества лицея и вуза.

Профильное обучение в старших классах требует новых механизмов процесса обучения. Образовательный процесс в «Лицее № 50 при ДГТУ» по предмету физика организован по вузовской схеме: уроки проводятся парами в виде лекций, семинаров, практикумов по решению задач и лабораторных практикумов. Наряду с традиционными контрольными работами проверка приобретенных знаний, умений и навыков осуществляется в форме зачетов по вышеуказанным темам. Каждое полугодие проводится промежуточная аттестация по предмету. Выполняя обязательную образовательную программу, преподаватели лицея активно используют материалы открытого банка заданий единого государственного экзамена, а также сама процедура промежуточной аттестации соответствует технологиям ЕГЭ. На протяжении двух лет учащиеся привыкают к выполнению проверочных работ в формате ЕГЭ, таким образом подходят к экзамену, во –первых, с хорошими базовыми знаниями по предмету физика, во – вторых, хорошо знакомыми с процедурой проведения государственного выпускного экзамена. Как показывает многолетний опыт работы, 95% выпускников выбирают ЕГЭ по физике и успешно его сдают. Например, в 2018 году экзамен выбрали 113 лицеистов, средний балл составил 51. Благодаря такой организации учебного процесса учащиеся приучаются к самостоятельной работе, учатся учиться, и как отмечают выпускники, ставшие студентами ДГТУ, легче адаптируются к условиям обучения в вузе.

Обширная образовательная программа по физике дает свои положительные результаты, большинство выпускников ориентированы на получение будущей профессии инженера; успешно участвуют в предметных олимпиадах разного уровня, а также успешно сдают единый государственный экзамен по физике.

Текст статьи
  1. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. – Приказ МО РФ от 18.06.2002 № 2783 – Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru
  2. Общеобразовательный лицей при вузе как форма профильного обучения / Ю. М. Вернигоров [и др.] // Научно-методическое обеспечение модернизации высшего технического образования: сб. ст. по материалам регион. науч. – метод. конф., 24-25 нояб./ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск, 2005. – С. 111-113.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа