Главная
АИ #22 (101)
Статьи журнала АИ #22 (101)
Влияние дистанционного обучения на образование студентов

Влияние дистанционного обучения на образование студентов

Автор(-ы):

Беличенко Артур Витальевич

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

студент
дистанционное обучение
адаптация
педагогика

Аннотация статьи

На сегодняшний день существует ряд проблем, с которыми сталкиваются студенты после обучения на удалённом режиме. Бесспорно и положительное влияние дистанционного обучения на студентов.

Текст статьи

Дистанционное обучение – это образовательный процесс с применением технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта. Дистанционное обучение – это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток – у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Британии, он был назван так, чтобы показать его доступность за счёт невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: Национальный технологический университет (США, 1984) (программы по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования (впоследствии эксперимент был продлён).

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делает дистанционное обучение ещё более простым, а его распространение более быстрым. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать онлайн-семинары (вебинары) для обучения.

В марте 2020 года в период пандемии Министерство просвещения Российской Федерации разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации по организации дистанционного обучения.

Министерство инициировало создание ресурса по дистанционному образованию для преподавателей с видеокурсами по организации онлайн-лекций. Организатором ресурса выступила некоммерческая организация – союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций».

Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.

В наше время невозможно представить себе жизнь и обучение без применения цифровых технологий.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.

Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме офлайн. Обучение через Интернет обладает рядом существенных преимуществ: гибкость – студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте; дальнодействие – обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания; экономичность – значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

За последние несколько лет пандемия и дистанционное обучение кардинально изменили жизнь студентов в Российской Федерации. Стресс и одиночество ворвались в жизнь студентов.

Неприятным последствием дистанционного обучения являются заболевания, сопутствующие малоподвижному образу жизни, а именно: ожирение, искривление позвоночника, сколиоз, остеохондроз и т.д.

Нарушение режима сна, головные боли, нервозность, головокружения также характерны для дистанционного обучения.

Дистанционному обучению препятствуют такие факторы, как сложность самодисциплины и контроля в домашних условиях и ненадёжная связь, относительная дороговизна программ и подписки на профильные сайты для педагогов и обучающихся, а также нехватка или дороговизна найма высококвалифицированных IT-специалистов для разработки программного обеспечения.

К преимуществам дистанционного обучения можно отнести себестоимость дистанционной формы обучения несколько ниже традиционного образования, так как может отсутствовать арендная плата за наём помещений для проведения занятий, снижаются расходы на организацию самих занятий, существует возможность каждому преподавателю одновременно заниматься с несколько большим количеством обучающихся и отпадают некоторые другие факторы, прямо или косвенно влияющие на итоговую стоимость обучения. Сокращается время на обучение (сбор, время в пути).

Дистанционное обучение может носить индивидуальный характер, а следовательно предоставляет возможность более эффективно настроить процесс обучения, давая возможность обучающемуся самому себе подобрать удобные время и темп обучения.

Повышается и качество обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.

Создается единая образовательная среда, особенно актуально для корпоративного обучения.

Формат дистанционного обучения чрезвычайно удобен людям с ограниченными физическими возможностями.

Каждый человек может в сжатые сроки одновременно обучаться более чем в одной образовательной организации и/или по более чем одному направлению.

Также имеется возможность непрерывно повышать уровень собственной квалификации.

Активное использование изображений, текста, звука и видеоряда в учебном материале существенно повышает качество усвоения новой информации.

Кроме того, применительно к Российской Федерации важным фактором может являться осуществление содействия развитию единого образовательного пространства на территории стран, где проживает русскоязычное население.

Резюмируя, можно сделать вывод, что при наличии отрицательных факторов, тем не менее, студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным, ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. У студентов, обучающихся дистанционно, велика мотивация к обучению, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке труда.

Список литературы

  1. Некоторые аспекты теории и практики организации дистанционного обучения Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – Т. Выпуск 5. – С. 51.
  2. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // «Образование: путь к успеху». – Уфа., 2010.
  3. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2006.
  4. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. – М., «Академия», 2004.

Поделиться

1088

Беличенко А. В. Влияние дистанционного обучения на образование студентов // Актуальные исследования. 2022. №22 (101). С. 108-111. URL: https://apni.ru/article/4200-vliyanie-distantsionnogo-obucheniya-na-obraz

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля