Главная
АИ #22 (101)
Статьи журнала АИ #22 (101)
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольн...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Автор(-ы):

Канищева Наталья Владимировна

Синегубова Юлия Викторовна

Попова Ольга Алексеевна

Павлова Ольга Игоревна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

театрализованная деятельность
театр
театрализованные игры
развитие речи
инсценировка
педагогический процесс

Аннотация статьи

В статье рассмотрена роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Показано значение систематической работы с детьми по развитию речи в процессе театрализованных игр.

Текст статьи

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованной деятельности. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей.

Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные режимные моменты. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе.

Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: музыка, художественное слово, наглядный образ, изобразительное искусство.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.). Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром несложно.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приёмов. А именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки). Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, проходит в несколько этапов: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.

Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

С ребятами мы уделяем большое внимание отражению сказочных образов животных, анализируя характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, грустный и веселый клоун, снежинки кружатся, плавно ложатся на землю. Предлагаем детям игрушки, атрибуты для ряженья, маски зверей для разыгрывания русских народных сказок, добиваясь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. В процессе постановки сказки дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. В представлениях использовали стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Поддерживаем коллективное придумывание диалогов, вместе сочиняли маленькие истории. Дети самостоятельно сочиняют истории про Машу и Медведя – что случилось с ними летом, зимой… Дети проявляют большой интерес к танцевальным движениям.

К театрализации мы обязательно привлекаем родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Также приобщаем родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Здесь нет зрителей и актеров. Родители находятся вместе с детьми. В праздники мы обязательно включаем инсценировки с занятий, родители с ребятами дома готовят номера – танцуют, поют, читают стихи. Совместные мероприятия взрослых и детей, создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

В заключение следует отметить, что творческая деятельность будет эффективным средством развития речи лишь в том случае, если она будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Список литературы

  1. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.- C.9-16, 76-121.
  2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие; – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
  3. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.
  4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
  5. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ. 2008 – 222 с.

Поделиться

1188

Канищева Н. В., Синегубова Ю. В., Попова О. А., Павлова О. И. Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные исследования. 2022. №22 (101). С. 111-113. URL: https://apni.ru/article/4203-teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля