Автор(-ы):
Палеев Владимир Павлович
Кириллов Андрей Григорьевич
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В современных условиях формирование эффективной образовательной политики является условием развития государства. В статье рассмотрены современные направления развития образования в г. Керчь, акцентировано внимание на основных концептах государственного регулирования, определяющего стратегию развития образовательной политики в современных условиях. События 2022 года показали необходимость разработки средств и методов воспитания учащихся и достижения патриотической направленности в единой системе образовательных учреждений.
Текст статьи
Научный руководитель – начальник научно-методического управления Московского финансово-юридический университет МФЮА Кириллов Андрей Григорьевич
Развитие образования является важным элементом государственной политики, а формирование и адаптация образовательных программ – неотъемлемой частью качественного обеспечения образовательного процесса.
Готовность к преодолению препятствий, нивелированию рисков предполагает быструю адаптацию в сложных, нестандартных ситуациях, системный, прогностический подход к организации и реализации педагогических инноваций, способность гибко и эффективно ориентироваться в ситуации неопределенности. Подчеркнем, что развитие инновационного потенциала преподавательского состава субъектов РФ, в частности г. Керчи, требует систематической методической поддержки, которая может быть организована в виде методических семинаров, проблемных круглых столов (в том числе межкафедральных), творческих групп непосредственно в Керчи, либо в других субъектах Республики Крым. Большую роль может сыграть введение аксиологической составляющей учебного предмета как обязательного компонента планирования, а также обеспечение преподавателей школ и ВУЗов г. Керчь, методическими пособиями [1].
Особенностью организации образовательного пространства является оптимальный запросу общества выбор методов, форм, средств, а главное – содержания образования.
Исключительное значение в крымской агломерации приобретает патриотическое образование. Конечно, сегодня оно далеко от первоначальных концепций, появившихся с возникновением письменности и чтения. Современное образование преследует достижение совершенно иных целей, в основу образовательно-воспитательного процесса ложатся концепции гуманизма, патриотизма, индивидуализации, дифференциации, интерактивности и цифровизации.
Существует масса положительных социально-обусловленных эффектов в образовательном процессе (высококвалифицированный кадровый состав, развитие различных областей науки и техники, развитие передовых технологий и концепций, построение новейших теорий и гипотез и т.д.), но и не меньшая масса сложных аспектов, связанных и с наполнением образовательных программ, и с их реализацией, и с построением образовательного пространства, и с выбором инструментов и методов педагогического управления образовательными процессами и системами. Образовательная система в Республике Крым, как и все иные существующие в современном социокультурном пространстве системы, нуждается в управлении и организации.
Ошибочным было бы сводить образовательную систему к исключительно образовательному процессу или передаче знаний обучающимся, поскольку она включает в свой состав массу различных аспектов, в том числе и управленческий. Кроме того, значение управления отмечается и многими исследователями из иных областей знаний и деятельности, которые уделяют внимание организационно-управленческой деятельности в современном мире как таковой. Именно в связи с этим нам представляется наиболее актуальной и целесообразной тема содержательных и концептуальных аспектов различных теорий управления современной образовательной организацией, отдельными образовательными процессами и системами. Ее актуальность подтверждается и быстроменяющимися условиями образовательной действительности, которые лежат в основе модернизации системы образования [2, с. 26]. Согласно существующим теориям управления образовательными процессами и системами, на сегодняшний день существует множество оснований для их классификации. Так, к примеру, можно сказать, что существуют различные методы управления, исходя из которых формируются соответствующие теории управления.
К ключевым методам управления образованием в г. Керчь принято относить:
По моему мнению, именно методы управления образованием г. Керчь формируют на сегодняшний день всю организационно-управленческую структуру образовательного процесса и системы, в связи с чем формируются определённые теории управления, характерные не только временному промежутку, в рамках которых они развиваются, но и конкретному стилю руководства, выбранному начальством.
При рассмотрении современных программ образования мы сталкиваемся с высоким уровнем развития воспитательной направленности в системе образовательного процесса. Вопросам организации воспитания подрастающего поколения уделяется большое внимание на государственном уровне. Свидетельство тому различные нормативные документы, которые регламентируют воспитательную деятельность (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Национальный проект «Образование», Всероссийская деловая платформа «Десятилетие детства в России» на 2018–2027 гг., майский указ президента № 599 и пр.) [3, 4, 5].
Несмотря на такую активную законотворческую и государственную деятельность в сфере воспитания, остается недостаточно проработанной и научно обоснованной проблема, связанная с разработкой воспитательных систем, концепций, программ, траекторий в образовательных организациях высшего образования г. Керчь.
Целевые установки, прописанные в нормативных документах, четко показывают, что фундаментом становления выпускника вуза, будущего профессионала являются общечеловеческие ценности, которые и становятся содержанием воспитания. Эти ценности имеют определенные личностные проявления. Так, например, ценностные ориентации выражаются в побуждениях, установках, интересах, стремлениях, желаниях. Они детерминируют отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. Поэтому воспитание в системе высшего образования должно строиться как процесс интериоризации, т.е. привития студентам мировоззренческих смыслов, духовно-нравственных ценностей и норм, которые станут их личностным новообразованием. Любой преподаватель вуза так или иначе включен в воспитательную деятельность. Поэтому неотъемлемым компонентом его педагогической деятельности является воспитательный компонент [6].
Организуя воспитательную деятельность, преподаватель должен учитывать, что этот вид деятельности подразумевает:
На мой взгляд, наиболее удачной является концепция воспитания человека культуры академика Е. В. Бондаревской [7]. В этой концепции четко обозначены компоненты содержания воспитания, которые можно проследить в упомянутых выше нормативных документах:
Именно эти аспекты, на наш взгляд, и должны быть отражены в рабочей программе воспитания, которая, согласно последним изменениям, внесенным в Закон «Об образовании в Российской Федерации», является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Чтобы реализовать это на практике, необходимо выстроить иерархию уровней организации разработки рабочей программы воспитания в структуре ОПОП. Можно выделить два уровня – внешний и внутренний [8].
В заключительной части хотелось бы сделать вывод о том, что управление образовательными процессами и системами г. Керчь направлено на сохранение целостности всей структуры управления, возможности оказания влияния на концептуальные составляющие образовательных систем. Кроме того, современные и классические теории управления позволяют отечественным и зарубежным учёным регулярно пополнять знания относительно концепций управления и организации образовательных процессов, а также формировать принципиально новые пути решения поставленных государством или социумом задач, реагировать на наиболее яркие общественные изменения путём преобразования системы управления.
Список литературы
Поделиться
Палеев В. П., Кириллов А. Г. Программа развития образования в городе Керчь // Актуальные исследования. 2022. №22 (101). С. 117-120. URL: https://apni.ru/article/4205-programma-razvitiya-obrazovaniya-v-gorode-ker