Научный руководитель – начальник научно-методического управления Московского финансово-юридический университет МФЮА Кириллов Андрей Григорьевич
Развитие образования является важным элементом государственной политики, а формирование и адаптация образовательных программ – неотъемлемой частью качественного обеспечения образовательного процесса.
Готовность к преодолению препятствий, нивелированию рисков предполагает быструю адаптацию в сложных, нестандартных ситуациях, системный, прогностический подход к организации и реализации педагогических инноваций, способность гибко и эффективно ориентироваться в ситуации неопределенности. Подчеркнем, что развитие инновационного потенциала преподавательского состава субъектов РФ, в частности г. Керчи, требует систематической методической поддержки, которая может быть организована в виде методических семинаров, проблемных круглых столов (в том числе межкафедральных), творческих групп непосредственно в Керчи, либо в других субъектах Республики Крым. Большую роль может сыграть введение аксиологической составляющей учебного предмета как обязательного компонента планирования, а также обеспечение преподавателей школ и ВУЗов г. Керчь, методическими пособиями [1].
Особенностью организации образовательного пространства является оптимальный запросу общества выбор методов, форм, средств, а главное – содержания образования.
Исключительное значение в крымской агломерации приобретает патриотическое образование. Конечно, сегодня оно далеко от первоначальных концепций, появившихся с возникновением письменности и чтения. Современное образование преследует достижение совершенно иных целей, в основу образовательно-воспитательного процесса ложатся концепции гуманизма, патриотизма, индивидуализации, дифференциации, интерактивности и цифровизации.
Существует масса положительных социально-обусловленных эффектов в образовательном процессе (высококвалифицированный кадровый состав, развитие различных областей науки и техники, развитие передовых технологий и концепций, построение новейших теорий и гипотез и т.д.), но и не меньшая масса сложных аспектов, связанных и с наполнением образовательных программ, и с их реализацией, и с построением образовательного пространства, и с выбором инструментов и методов педагогического управления образовательными процессами и системами. Образовательная система в Республике Крым, как и все иные существующие в современном социокультурном пространстве системы, нуждается в управлении и организации.
Ошибочным было бы сводить образовательную систему к исключительно образовательному процессу или передаче знаний обучающимся, поскольку она включает в свой состав массу различных аспектов, в том числе и управленческий. Кроме того, значение управления отмечается и многими исследователями из иных областей знаний и деятельности, которые уделяют внимание организационно-управленческой деятельности в современном мире как таковой. Именно в связи с этим нам представляется наиболее актуальной и целесообразной тема содержательных и концептуальных аспектов различных теорий управления современной образовательной организацией, отдельными образовательными процессами и системами. Ее актуальность подтверждается и быстроменяющимися условиями образовательной действительности, которые лежат в основе модернизации системы образования [2, с. 26]. Согласно существующим теориям управления образовательными процессами и системами, на сегодняшний день существует множество оснований для их классификации. Так, к примеру, можно сказать, что существуют различные методы управления, исходя из которых формируются соответствующие теории управления.
К ключевым методам управления образованием в г. Керчь принято относить:
- институциональное управление, в состав которого может входить административное, командное, ограничивающее или принуждающее управление, причём каждый из этих видов обладает собственной спецификой и набором индивидуальных качеств, отличающих их от остальных;
- мотивационное управление, которое состоит в том, что базируется на идее побуждения управляемых субъектов к осуществлению определённых действий, требуемых начальством, в соответствии с чем формируется мотивационная составляющая всей деятельности субъектов образовательного процесса г. Керчь;
- информационное управление, которое ориентировано на убеждении, в свою очередь базирующемся на сообщении информации субъектам образовательного процесса, а также на формирование определённых убеждений, представлений и мировоззренческих идеалов у них [2, с. 29].
По моему мнению, именно методы управления образованием г. Керчь формируют на сегодняшний день всю организационно-управленческую структуру образовательного процесса и системы, в связи с чем формируются определённые теории управления, характерные не только временному промежутку, в рамках которых они развиваются, но и конкретному стилю руководства, выбранному начальством.
При рассмотрении современных программ образования мы сталкиваемся с высоким уровнем развития воспитательной направленности в системе образовательного процесса. Вопросам организации воспитания подрастающего поколения уделяется большое внимание на государственном уровне. Свидетельство тому различные нормативные документы, которые регламентируют воспитательную деятельность (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Национальный проект «Образование», Всероссийская деловая платформа «Десятилетие детства в России» на 2018–2027 гг., майский указ президента № 599 и пр.) [3, 4, 5].
Несмотря на такую активную законотворческую и государственную деятельность в сфере воспитания, остается недостаточно проработанной и научно обоснованной проблема, связанная с разработкой воспитательных систем, концепций, программ, траекторий в образовательных организациях высшего образования г. Керчь.
Целевые установки, прописанные в нормативных документах, четко показывают, что фундаментом становления выпускника вуза, будущего профессионала являются общечеловеческие ценности, которые и становятся содержанием воспитания. Эти ценности имеют определенные личностные проявления. Так, например, ценностные ориентации выражаются в побуждениях, установках, интересах, стремлениях, желаниях. Они детерминируют отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. Поэтому воспитание в системе высшего образования должно строиться как процесс интериоризации, т.е. привития студентам мировоззренческих смыслов, духовно-нравственных ценностей и норм, которые станут их личностным новообразованием. Любой преподаватель вуза так или иначе включен в воспитательную деятельность. Поэтому неотъемлемым компонентом его педагогической деятельности является воспитательный компонент [6].
Организуя воспитательную деятельность, преподаватель должен учитывать, что этот вид деятельности подразумевает:
- управление процессом развития личности;
- создание условий для формирования и развития личности;
- наличие специально организованной воспитательной системы;
- субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента;
- сформированное самовоспитание;
- управление, поддержание и сопровождение процесса становления молодого человека субъектом культуры.
На мой взгляд, наиболее удачной является концепция воспитания человека культуры академика Е. В. Бондаревской [7]. В этой концепции четко обозначены компоненты содержания воспитания, которые можно проследить в упомянутых выше нормативных документах:
- интериоризация универсальных общечеловеческих ценностей;
- овладение сферами жизнедеятельности современного человека;
- освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
- овладение ситуациями реальной ответственности;
- формирование опыта гражданского поведения;
- самовоспитание и самооценка.
Именно эти аспекты, на наш взгляд, и должны быть отражены в рабочей программе воспитания, которая, согласно последним изменениям, внесенным в Закон «Об образовании в Российской Федерации», является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Чтобы реализовать это на практике, необходимо выстроить иерархию уровней организации разработки рабочей программы воспитания в структуре ОПОП. Можно выделить два уровня – внешний и внутренний [8].
- Внешний уровень (госзаказ на выпускника, нормативно-правовые документы и т.д.). Говоря о внешнем уровне, следует учитывать, что государственный заказ на выпускника вуза описывает последнего как квалифицированного специалиста, профессионала, гражданина, патриота, добровольца, семьянина. Для реализации данного заказа традиционно используются две модели (траектории). Первая предполагает профессионализацию студента через обучение и воспитание и основана на компетентностном подходе. Вторая базируется на процессном подходе, т.е. целостности обучения, воспитания и развития личности. От того, какую траекторию выберет вуз, будет зависеть организация работы на внутреннем уровне. Если рассматривать первую модель (траекторию), то результаты воспитательной работы являются частью образовательных результатов, что, согласно ФГОС ВО, должно находиться в области формирования универсальных компетенций. Если говорить о второй модели (траектории), то здесь результаты воспитательной работы дополняются образовательными результатами и могут формироваться как в терминах универсальных компетенций, так и во внеучебной работе студентов.
- Внутренний уровень представляет собой цепочку «вуз → факультет → научно-методический совет факультета → кафедра → руководитель ОПОП → преподаватель, реализующий рабочую программу учебной дисциплины». В каждом вузе имеются особые подразделения, отвечающие за учебно-методическую работу. Именно они, по нашему мнению, должны разработать инвариантную часть рабочей программы воспитания, которая потом будет предложена факультетам.
В заключительной части хотелось бы сделать вывод о том, что управление образовательными процессами и системами г. Керчь направлено на сохранение целостности всей структуры управления, возможности оказания влияния на концептуальные составляющие образовательных систем. Кроме того, современные и классические теории управления позволяют отечественным и зарубежным учёным регулярно пополнять знания относительно концепций управления и организации образовательных процессов, а также формировать принципиально новые пути решения поставленных государством или социумом задач, реагировать на наиболее яркие общественные изменения путём преобразования системы управления.