Главная
Конференции
Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации
Организация подготовки студентов к конкурсу профессионального мастерства Worldsk...

Организация подготовки студентов к конкурсу профессионального мастерства Worldskills (молодые профессионалы) на примере компетенции «преподавание в начальных классах»

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

самостоятельная работа
практические занятия
общие и профессиональные компетенции
качество подготовки педагогических кадров
движение WorldSkills в образовательном процессе

Аннотация статьи

В статье рассмотрены возможности организации и подготовки студентов к конкурсу профессионального мастерства Worldskills, что повышает качество профессиональной подготовки, расширяются связи с социальными партнерами.

Текст статьи

XXI век – век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования.

Одной из важнейших задач системы профессионального образования является повышение качества подготовки педагогических кадров в соответствии с современным уровнем развития образования и ожиданиями работодателей.

Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Сегодня в нашей стране все большую силу набирает движение WorldSkills. WorldSkills International (WSI) – международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований. Другими словами – это олимпиада рабочих профессий мирового уровня.

Одним из важнейших инструментов в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, является участие в движении WorldSkills. В соответствии с активным развитием движения WorldSkills в России возникла задача подвести федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к стандартам WSR, а также к профессиональным стандартам, т.е. к требованиям работодателей. Благодаря методическому обеспечению, разработанности оценочных процедур, регламентов проведения конкурсов, движение Worldskills позволяет выстроить образовательный процесс, обеспечивающий высокий уровень подготовки специалиста СПО.

Основной акцент при подготовке к конкурсам должен быть направлен на мотивацию, которая, в свою очередь, зависит от свободы выбора: если обучающийся выбрал специальность самостоятельно и осознанно, то его мотивация всегда выше, чем когда выбрали за него. При подготовке к конкурсам и чемпионатам преподаватель старается не просто передать собственный опыт, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладением новыми техниками, дальнейшего развития и профессионального роста.

Ежегодно студентам нашего образовательного учреждения предоставляется возможность принимать участие в конкурсах и чемпионатах, олимпиадах, профессионального мастерства.

Участвуя в чемпионатах по стандартам WorldSkills, мы определили для себя ряд задач: подготовка студентов к участию в подобного рода чемпионатах должна начинаться с 1-го курса; необходимо расширять материально-техническую базу для подготовки к чемпионатам; принимать еще более активное участие как в соревнованиях, так и в конкурсах, семинарах и конференциях для поэтапной подготовки студента к мировому уровню морально, психологически и физически.

Так же при подготовке очень большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Но необходимо отметить, что самостоятельная работа в современной образовательной модели вообще стоит на первом месте. Самое главное, он должен уметь продуктивно, рационально и качественно самостоятельно работать как в области теоретических, так и в области практических навыков.

Огромное значение в формировании профессионализма, компетенций, профессионально-значимых личностных качеств имеют практические занятия с использованием стандартов WorldSkills. На практических занятиях решаются следующие задачи: формирование у студентов системы базовых профессиональных умений (умения планировать, организовывать, проводить с использованием различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся ;развитие умений студентов навыков работы с учебно-методической литературой, анализа результатов образовательного процесса и использования методического опыта других учителей; развитие умений студентов определять содержание и методические приёмы проведения диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся; развитие умений находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам и др.

Разработка практических занятий с учетом стандартов WorldSkills предполагает использование разных форм их организации и методов обучения.

Содержание практических занятий должно соотноситься с требованиями ФГОС СПО по специальностям «Преподавание в начальных классах», с требованиями профессионального стандарта «Педагог», а также с требованиями подготовки высококвалифицированных кадров движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Учет обозначенных требований позволяет на практических занятиях обеспечить формирование необходимых компетенций и удовлетворить интересы работодателей в части освоения основных и дополнительных видов профессиональной деятельности.

В содержание практических занятий, как показывает опыт, целесообразно включать: изучение нормативных документов и материалов; анализ производственной документации, планов работы, конспектов ; работу с учебно-методическими комплексами и методическими материалами; практическое ознакомление с условиями, содержанием и организацией образовательной работы в учреждениях образования, непосредственно в процессе учебной практики или видеозаписи; анализ психолого-педагогических ситуаций; изучение индивидуальных достижений и проведение диагностики учащихся и внесение предложений по организации педагогической работы; проектирование и конструирование образовательного процесса (уроков, занятий, внеклассных мероприятий и т.д.) с заданной целью.

При этом важная роль отводится интерактивным формам проведения практических занятий. К ним относятся: проблемный семинар, семинар-практикум, деловая и ролевая игры, решение педагогических задач, проектная деятельность и др. Так, например, ролевая игра эффективно учит студентов применять теоретические знания и практические навыки для решения поставленных педагогических задач в процессе имитации педагогической деятельности. Через ролевую игру происходит активное освоение профессиональных действий, необходимых педагогу.

Использование данных интерактивных технологий и форм обучения на практических занятиях обеспечивает взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Именно такой подход позволяет сделать практический урок эффективным, направленным на успешное овладение студентами необходимыми компетенциями для выполнения разных видов педагогической деятельности, предусмотренных профессиональным стандартом педагога.

Особое значение практические занятия имеют при подготовке к сдаче Демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia и для участия в чемпионатах «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia.

Активное внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, создание условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляют основу подготовки обучающегося к участию в конкурсах профессионального мастерства и к успешной самостоятельной профессиональной деятельности.

Таким образом, используя идеологию движения WS в образовательном процессе, происходит не только освоение обучающимися профессиональных компетенций ФГОС СПО и трудовых функций Профессиональных стандартов, но и повышается качество профессиональной подготовки, развивается профессиональное и креативное мышление студентов, формируется опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности, совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами, растёт престиж педагогической специальности, тем более она входит в ТОП 50 востребованных на рынке труда.

Список литературы

  1. Статья «Как повысить престиж рабочих профессий» http://club.mon.gov.ru/discussions/6
  2. Марданов М.В. Опыт внедрения в содержание профессиональной подготовки студентов требований стандартов WorldSkills // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 5 сент. 2017 г.).
  3. Черных П.П. Регламент проведения чемпионата WorldSkills Russia. Москва, 2016.
  4. Официальный сайт WorldSkills Russia http://worldskills.ru/

Поделиться

11756

Брусенская Н. Н., Чекризова М. Б. Организация подготовки студентов к конкурсу профессионального мастерства Worldskills (молодые профессионалы) на примере компетенции «преподавание в начальных классах» // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 109-111. URL: https://apni.ru/article/421-organizatsiya-podgotovki-studentov-k-konkursu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря