Так как информационная компетентность является одной из ключевых и актуальных компетентностей будущего специалиста (инженера), в нашем педагогическом исследовании будем понимать как интегративное качество личности, характеризующее наличием специфического системного мышления, ИКТ-грамотности, которое определяет качество его профессиональной деятельности выражающаяся при решении инженерных задач с эффективным применением новых ИКТ-технологий, а также в умении совершенствовать свои знания, опыт в постоянно обновляющейся социальной и профессиональной среде.
Понятие «информационная компетентность» впервые было введено в теорию компетентностного подхода и определяется как одна из ключевых компетенций.
Раскрытие сущности понятия «информационная компетентность» способствует выявление ее структуры. Однозначного мнения о структуре этих понятий в педагогических исследованиях не выработано.
Анализ научной литературы показал, что в большинстве случаев исследователи рассматривают информационную компетентность как составляющую профессиональной компетентности. В этом случае структурный анализ компонентного состава информационной компетентности у исследователей разнится: как количество компонентов, так их содержание и функции. По выявляемым компонентам информационной компетентности большинство исследователей выделяют следующие: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный.
Опираясь на представленный опыт по структурированию компетенций, выделим в своём исследовании четыре основных компонента ИТК: информационно-мотивационный, информационно-когнитивный, деятельностно-технологический и рефлексивно-личностный.
Охарактеризуем информационно-мотивационный компонент информационной компетентности.
Мотивом (англ. incentive) Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко определяют как материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта [10].
Как отмечал, А.Н. Леонтьев, что: «…понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность – это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» [7].
Мотив учения, А.К. Маркова, понимает – направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Выделяя различные мотивы учения, разделяет их на три группы:
- Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
- Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями.
- Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.
- Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
- Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями.
- Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.
- Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
- Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений и постоянно совершенствовать эти формы [9].
Мотивы учебной деятельности как ведущая деятельность на протяжении всего школьного возраста, а следовательно, и мотивы, побуждающие ее, должны иметь существенное значение для детей в этот период психического развития. Все эти мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой [2].
- Познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
- Потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Данные категории мотивов необходимы для успешного осуществления любой деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению. Функция мотивов, связанная с социализацией ребенка, совсем иная – будучи порождены всем социальным контекстом, в котором протекает жизнь субъекта, они могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к самой деятельности [2].
Если рассматривать мотивацию в системе вузовского образования, то будем понимать её как совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности [6].
То, ради чего совершается деятельность, называют мотивом. Мотив является побуждающей силой деятельности [1].
В научных трудах Носкова О.Е. выделяет следующие мотивы:
- прагматические мотивы (осознание студентом зависимости заработной платы от уровня собственной профессиональной компетентности);
- профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
- эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);
- статусные мотивы (стремление утвердиться в профессии через учение, получить признание окружающих, занять определенную должность);
- коммуникативные мотивы; (расширение круга общения за счёт повышения своего интеллектуального уровня) и др. [12]
Рассматривая мотивационно-ценностный компонент ИТК, Носкова О.Е. включает:
- интерес студентов к общетехнической подготовке и осознание значимости информационных технологий при решении общетехнических задач будущей профессиональной деятельности;
- понимание ими необходимости использования общетехнических знаний и умений для эффективного функционирования в различных ситуациях профессиональной деятельности;
- желание повысить свой уровень общетехнической и информационной подготовки и приобрести новые знания и навыки для применения их в профессиональной деятельности [12].
В области применения и возможностей ИТ в процессе обучения, мотивационный компонент, включает в себя внутреннюю убежденность в необходимости получения новых знаний для будущей профессиональной деятельности и понимание значимости этих знаний для себя и своей деятельности.
Компетентность, понимаемая как интегративная, динамическая личностная характеристика способности и готовности к продуктивной деятельности, проявляется в деятельности. Любая деятельность «запускается», если имеются причины психологического характера, выражающиеся наличием у субъекта деятельности целей, потребностей, мотивов, намерений, интересов, желаний. Следовательно, наличие в структуре компетентности мотивационно-ценностного компонента, как осознанного отношения студента к деятельности, связанной с проявлением этой компетентности, понимание ее ценности и значимости является обоснованным [3].
Мотивационно-ценностный компонент социально-информационной компетентности является ценностное отношение студента к ИТ, позволяющим осуществлять новый подход в образовании, основанный на творческом развитии и самореализации личности, понимание значимости информатизации образования [5].
Гребенщикова А.В. в информационно-мотивационный компонент включает создание мотивационных ценностей, проявление интереса к обработке информации средствами информационно-коммуникационных технологий, расширение знаний в области профессионально-значимых технических средств, самосовершенствование личности [4].
Мотивационный компонент информационно-педагогической компетентности является ценностное отношение, значимость использования ИКТ в образовательном процессе [8].
Мотивационно-ценностный компонент первостепенно включает мотивы, цели, потребности в профессионально-педагогическом обучении, самореализации. Он подразумевает наличие интереса к информационно-коммуникативной деятельности: потребности личности в знаниях, в овладении эффективными способами организации информационно-коммуникативной деятельности; а также готовность личности к ее осуществлению [11].
Таким образом, информационно-мотивационный компонент характеризуется осознанием личностью мотивов, целей, ценностным отношением к профессии, пониманием её востребованности и значимости для общества и для будущего инженера, интерес к информационно-коммуникативной деятельности, расширение знаний в области профессионально-значимых технических средств и стремление к постоянному самообразованию и самосовершенстванию, а также эффективное осуществление профессионально-значимых функций.
Исходя из анализа выявления компонентного состава информационной компетентности, каждый структурный компонент информационной компетентности выполняет свою специфическую функцию, а именно информационно-мотивационный компонент – информационную, стимулирующую и ценностно-смысловую функцию при формировании информационной компетентности будущих инженеров.