Автор(-ы):
Ситникова Светлана Юрьевна
Буря Лариса Владимировна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Так как информационная компетентность является одной из ключевых и актуальных компетентностей будущего специалиста (инженера), важным компонентом при формировании информационной компетентности, является мотивационный компонент. В статье приводятся результаты исследования структуры компонентного состава информационной компетентности будущих инженеров, а именно информационно-мотивационного компонента. Проведенный анализ научной литературы показывает, что в большинстве случаев, исследователи рассматривают структуру информационной компетентности, которая включает мотивационный или мотивационно-ценностный, или информационно-мотивационный, или другие компонент. Рассматривая дефиницию «мотив» с психологической, педагогической точек зрения и ее составляющие, конкретизируем содержательную часть структуры информационной компетентности, также определяем актуальный для нашего исследования компонент информационной компетентности, информационно-мотивационный. Из анализа выводим собственное понимание информационно-мотивационного компонента информационной компетентности.
Текст статьи
Так как информационная компетентность является одной из ключевых и актуальных компетентностей будущего специалиста (инженера), в нашем педагогическом исследовании будем понимать как интегративное качество личности, характеризующее наличием специфического системного мышления, ИКТ-грамотности, которое определяет качество его профессиональной деятельности выражающаяся при решении инженерных задач с эффективным применением новых ИКТ-технологий, а также в умении совершенствовать свои знания, опыт в постоянно обновляющейся социальной и профессиональной среде.
Понятие «информационная компетентность» впервые было введено в теорию компетентностного подхода и определяется как одна из ключевых компетенций.
Раскрытие сущности понятия «информационная компетентность» способствует выявление ее структуры. Однозначного мнения о структуре этих понятий в педагогических исследованиях не выработано.
Анализ научной литературы показал, что в большинстве случаев исследователи рассматривают информационную компетентность как составляющую профессиональной компетентности. В этом случае структурный анализ компонентного состава информационной компетентности у исследователей разнится: как количество компонентов, так их содержание и функции. По выявляемым компонентам информационной компетентности большинство исследователей выделяют следующие: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный.
Опираясь на представленный опыт по структурированию компетенций, выделим в своём исследовании четыре основных компонента ИТК: информационно-мотивационный, информационно-когнитивный, деятельностно-технологический и рефлексивно-личностный.
Охарактеризуем информационно-мотивационный компонент информационной компетентности.
Мотивом (англ. incentive) Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко определяют как материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта [10].
Как отмечал, А.Н. Леонтьев, что: «…понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность – это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» [7].
Мотив учения, А.К. Маркова, понимает – направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Выделяя различные мотивы учения, разделяет их на три группы:
Мотивы учебной деятельности как ведущая деятельность на протяжении всего школьного возраста, а следовательно, и мотивы, побуждающие ее, должны иметь существенное значение для детей в этот период психического развития. Все эти мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой [2].
Данные категории мотивов необходимы для успешного осуществления любой деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению. Функция мотивов, связанная с социализацией ребенка, совсем иная – будучи порождены всем социальным контекстом, в котором протекает жизнь субъекта, они могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к самой деятельности [2].
Если рассматривать мотивацию в системе вузовского образования, то будем понимать её как совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности [6].
То, ради чего совершается деятельность, называют мотивом. Мотив является побуждающей силой деятельности [1].
В научных трудах Носкова О.Е. выделяет следующие мотивы:
Рассматривая мотивационно-ценностный компонент ИТК, Носкова О.Е. включает:
В области применения и возможностей ИТ в процессе обучения, мотивационный компонент, включает в себя внутреннюю убежденность в необходимости получения новых знаний для будущей профессиональной деятельности и понимание значимости этих знаний для себя и своей деятельности.
Компетентность, понимаемая как интегративная, динамическая личностная характеристика способности и готовности к продуктивной деятельности, проявляется в деятельности. Любая деятельность «запускается», если имеются причины психологического характера, выражающиеся наличием у субъекта деятельности целей, потребностей, мотивов, намерений, интересов, желаний. Следовательно, наличие в структуре компетентности мотивационно-ценностного компонента, как осознанного отношения студента к деятельности, связанной с проявлением этой компетентности, понимание ее ценности и значимости является обоснованным [3].
Мотивационно-ценностный компонент социально-информационной компетентности является ценностное отношение студента к ИТ, позволяющим осуществлять новый подход в образовании, основанный на творческом развитии и самореализации личности, понимание значимости информатизации образования [5].
Гребенщикова А.В. в информационно-мотивационный компонент включает создание мотивационных ценностей, проявление интереса к обработке информации средствами информационно-коммуникационных технологий, расширение знаний в области профессионально-значимых технических средств, самосовершенствование личности [4].
Мотивационный компонент информационно-педагогической компетентности является ценностное отношение, значимость использования ИКТ в образовательном процессе [8].
Мотивационно-ценностный компонент первостепенно включает мотивы, цели, потребности в профессионально-педагогическом обучении, самореализации. Он подразумевает наличие интереса к информационно-коммуникативной деятельности: потребности личности в знаниях, в овладении эффективными способами организации информационно-коммуникативной деятельности; а также готовность личности к ее осуществлению [11].
Таким образом, информационно-мотивационный компонент характеризуется осознанием личностью мотивов, целей, ценностным отношением к профессии, пониманием её востребованности и значимости для общества и для будущего инженера, интерес к информационно-коммуникативной деятельности, расширение знаний в области профессионально-значимых технических средств и стремление к постоянному самообразованию и самосовершенстванию, а также эффективное осуществление профессионально-значимых функций.
Исходя из анализа выявления компонентного состава информационной компетентности, каждый структурный компонент информационной компетентности выполняет свою специфическую функцию, а именно информационно-мотивационный компонент – информационную, стимулирующую и ценностно-смысловую функцию при формировании информационной компетентности будущих инженеров.
Список литературы
Поделиться
Ситникова С. Ю., Буря Л. В. Структурный анализ информационно-мотивационного компонента информационной компетентности будущих инженеров // Актуальные исследования. 2022. №22 (101). С. 121-124. URL: https://apni.ru/article/4217-strukturnij-analiz-informatsionno-motivatsion