Автор(-ы):
Никифорова Ирина Михайловна
Медведева Елена Николаевна
Балицкая Татьяна Сергеевна
Зарецкая Юлия Владимировна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Статья посвящена обзору здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательном процессе.
Текст статьи
На сегодняшний день встает вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: «Кто должен вести данную работу?» Ответ неоднозначный. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов: воспитателей, инструкторов по физкультуре, на логопедов, музыкальных работников и других работников дошкольных учреждений.
Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс.
Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:
Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:
1. Подвижные и спортивные игры. Проводятся воспитателями и руководителем физического воспитания как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
2. Релаксация.
Проводится в любом подходящем помещении. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум прибоя, ручья, пение птиц).
3. Гимнастика пальчиковая.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
По большей части пальчиковая гимнастика – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.
4. Гимнастика для глаз.
Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников. Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
5. Гимнастика дыхательная.
В различных формах физкультурно– оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
6. Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам, по соляной дорожке, «следикам» и т. д.
7. Игры с песком и водой умиротворяющее действуют на детей. Такие игры имеют большие развивающие возможности, оказывают успокаивающее и расслабляющее действие. В нашей группе есть уголок песка и воды. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т. д.
8. Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).
Они создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.
Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:
Коррекционные технологии. К ним относятся:
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье – это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.
Рецензент – Конюхова Н. В.
Список литературы
Поделиться
Никифорова И. М., Медведева Е. Н., Балицкая Т. С., Зарецкая Ю. В. Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе // Актуальные исследования. 2022. №22 (101). С. 114-116. URL: https://apni.ru/article/4218-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-ispolzuem