Главная
АИ #22 (101)
Статьи журнала АИ #22 (101)
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе

Автор(-ы):

Никифорова Ирина Михайловна

Медведева Елена Николаевна

Балицкая Татьяна Сергеевна

Зарецкая Юлия Владимировна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

здоровьесберегающие технологии
здоровый образ жизни
педагогический процесс

Аннотация статьи

Статья посвящена обзору здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательном процессе.

Текст статьи

На сегодняшний день встает вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: «Кто должен вести данную работу?» Ответ неоднозначный. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов: воспитателей, инструкторов по физкультуре, на логопедов, музыкальных работников и других работников дошкольных учреждений.

Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • валеологическое просвещение детей и родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:

  1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии.

Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:

1. Подвижные и спортивные игры. Проводятся воспитателями и руководителем физического воспитания как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

2. Релаксация.

Проводится в любом подходящем помещении. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум прибоя, ручья, пение птиц).

3. Гимнастика пальчиковая.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

По большей части пальчиковая гимнастика – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.

4. Гимнастика для глаз.

Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников. Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

5. Гимнастика дыхательная.

В различных формах физкультурно– оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

6. Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам, по соляной дорожке, «следикам» и т. д.

7. Игры с песком и водой умиротворяющее действуют на детей. Такие игры имеют большие развивающие возможности, оказывают успокаивающее и расслабляющее действие. В нашей группе есть уголок песка и воды. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т. д.

8. Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).

Они создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.

Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:

  1. Физкультурное занятие.
  2. Утренняя гимнастика.
  3. Гимнастика после сна, или иначе ее называют бодрящая гимнастика.
  4. Массаж и самомассаж. Можно использовать оборудование, например, мячики «Су джок». Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.
  5. Точечный самомассаж.
  6. Занятия из серии «Азбука здоровья». К ним стоит отнести закаливающие мероприятия, путем обливаний охлажденной водой.
  7. Активный отдых.
  8. Спортивные развлечения, праздники.
  9. День здоровья.
  10. Проблемно-игровые (игротреннинги и / или игротерапия) и игры различного характера:
  • игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия;
  • игры, направленные на коррекцию страхов;
  • игры направленные на коррекцию агрессии;
  • игры, направленные на расслабление, снятие напряжения;
  • коммуникативные игры и т. п.

Коррекционные технологии. К ним относятся:

  1. Технологии музыкального воздействия
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Сказкотерапия.
  4. Библиотерапия.
  5. Психогимнастика.
  6. Фонетическая ритмика.

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

  • Существует правила-кирпичики, из которых строится здоровье:
  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте большое внимание на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добро!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье – это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.

Рецензент – Конюхова Н. В. 

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990.
  2. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.
  3. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин. -Волгоград: Учитель. 2009.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.
  5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие под общей редакцией Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Поделиться

815

Никифорова И. М., Медведева Е. Н., Балицкая Т. С., Зарецкая Ю. В. Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе // Актуальные исследования. 2022. №22 (101). С. 114-116. URL: https://apni.ru/article/4218-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-ispolzuem

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля