научный журнал «Актуальные исследования» #22 (101), июнь '22

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе

Статья посвящена обзору здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательном процессе.

Аннотация статьи
здоровый образ жизни
педагогический процесс
здоровьесберегающие технологии
Ключевые слова

На сегодняшний день встает вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: «Кто должен вести данную работу?» Ответ неоднозначный. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов: воспитателей, инструкторов по физкультуре, на логопедов, музыкальных работников и других работников дошкольных учреждений.

Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • валеологическое просвещение детей и родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:

  1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии.

Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:

1. Подвижные и спортивные игры. Проводятся воспитателями и руководителем физического воспитания как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

2. Релаксация.

Проводится в любом подходящем помещении. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум прибоя, ручья, пение птиц).

3. Гимнастика пальчиковая.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

По большей части пальчиковая гимнастика – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.

4. Гимнастика для глаз.

Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников. Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

5. Гимнастика дыхательная.

В различных формах физкультурно– оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

6. Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам, по соляной дорожке, «следикам» и т. д.

7. Игры с песком и водой умиротворяющее действуют на детей. Такие игры имеют большие развивающие возможности, оказывают успокаивающее и расслабляющее действие. В нашей группе есть уголок песка и воды. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т. д.

8. Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).

Они создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.

Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:

  1. Физкультурное занятие.
  2. Утренняя гимнастика.
  3. Гимнастика после сна, или иначе ее называют бодрящая гимнастика.
  4. Массаж и самомассаж. Можно использовать оборудование, например, мячики «Су джок». Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.
  5. Точечный самомассаж.
  6. Занятия из серии «Азбука здоровья». К ним стоит отнести закаливающие мероприятия, путем обливаний охлажденной водой.
  7. Активный отдых.
  8. Спортивные развлечения, праздники.
  9. День здоровья.
  10. Проблемно-игровые (игротреннинги и / или игротерапия) и игры различного характера:
  • игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия;
  • игры, направленные на коррекцию страхов;
  • игры направленные на коррекцию агрессии;
  • игры, направленные на расслабление, снятие напряжения;
  • коммуникативные игры и т. п.

Коррекционные технологии. К ним относятся:

  1. Технологии музыкального воздействия
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Сказкотерапия.
  4. Библиотерапия.
  5. Психогимнастика.
  6. Фонетическая ритмика.

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

  • Существует правила-кирпичики, из которых строится здоровье:
  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте большое внимание на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добро!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье – это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.

Текст статьи
  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990.
  2. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.
  3. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин. -Волгоград: Учитель. 2009.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.
  5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие под общей редакцией Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября