Многофункциональное игровое панно «В стране дорожных правил»

В статье многофункциональное пособие «Страна дорожных правил» рассматривается как способ обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, формирования речевого развития, элементарных математических представлений, социально-коммуникативного развития.

Аннотация статьи
дидактическое пособие
профессии
транспорт
игра
дошкольники
правила дорожного движения
Ключевые слова

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».

Крупская Н.К.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждой игры дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. И такой игрой является многофункциональное пособие «Страна дорожных правил», которое способствует обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, формированию речевого развития, элементарных математических представлений, социально-коммуникативному развитию

Многофункциональное дидактическое пособие «Страна дорожных правил» ориентировано на детей среднего, старшего дошкольного возраста.

Данное пособие содержит набор дидактических игр, направленных на изучение правил дорожного движения, затрагивая различные образовательные области развития (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие).

Основная цель дидактического пособия – формирование у детей дошкольного возраста представлений по правилам дорожного движения.

Данный материал может быть использован воспитателями для формирования элементарных представлений по ПДД, речевого развития, формирования элементарных математических представлений и обогащения знаний по теме «Транспорт», «Профессии», «Дорожные знаки». Предоставленный материал, поможет поддержать интерес и будет способствовать дальнейшему развитию сюжета игры.

Пособие является универсальным, так как способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые предпосылки у детей дошкольного возраста.

Панно изготовлено по принципу коврографа В.В.Воскобовича – игровое поле из ковролина и наглядный материал.

Панно «В стране дорожных знаков» изготовлено из бросового материала: ковровое покрытие, картон, липкая лента, набор дорожных знаков. Модели-фигурки были распечатаны на цветном принтере и заламинированы. В панно входят следующие предметы: модели транспорта разной направленности на липучках (воздушный, наземный, водный, грузовой, легковой, пассажирский, специальная техника), дорожные знаки на липучках, модели людей на липучках, модель регулировщика на липучке, модели светофоров на липучках; проезжая часть на панно выполнена за счет липкой ленты, которую можно менять в зависимости от разыгрываемой или обсуждаемой ситуации, все карточки и иллюстрации хранятся в кармашке. Модели деревьев на липучках, модели «больница», «Пожарная станция», «Полицейский участок» на липучках.

Варианты организации игровой деятельности

Цель: формирование у детей дошкольного возраста элементарные представления по ПДД через организацию сюжетно-ролевой игры «В стране дорожных знаков»;

Задачи:

1. Совершенствовать и расширять игровые умения детей.

2. Учить детей различать дорожные знаки:

– запрещающие;

– информационно-указательные;

– предупреждающие.

3. Расширять знания детей о видах транспорта (наземный, водный, воздушный, грузовой, легковой, пассажирский; транспорт специального назначения).

4. Обогащать и активизировать словарь детей по данной тематике.

5. Закрепить знания о профессиях (водитель, инспектор ГИБДД, врач, пожарный инспектор, регулировщик и др.)

6. Развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением.

Методические приемы работы с панно:

– беседы;

– рассматривание;

– чтение стихов и рассказов о ПДД;

– отгадывание загадок, составление коротких рассказов.

Дидактические игры:

«Верно – неверно»

Цель: закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.

Ход игры:

Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.

«Вопросы и ответы»

Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице; развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Материал: фишки.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.

  1. Из каких частей состоит дорога? (дорога, тротуар)
  2. Где можно гулять детям? (во дворе)
  3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
  4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
  5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
  6. Какого цвета сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
  7. Какой сигнал светофора разрешает перейти дорогу? (зеленый)
  8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
  9. Как называют человека, управляющего автомобилем? (водитель)
  10. Из чего состоит автомобиль? (кузов, кабина, колеса)
  11. Где ездит транспортное средство, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)
  12. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)
  13. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)
  14. Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской, наземный, грузовой, гужевой, специальный и т.д.)

«Красный и зеленый»

Цель: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.

Материалы к игре: два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.

Ход игры: Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка – красный и зеленый, – предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит:

– Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять автомобилем. Когда я покажу зеленый кружок, автомобиль может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, автомобиль должен остановиться.

«Научим Незнайку ПДД»

Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.

Правила: чётко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь и не перебивая друг друга.

Воспитатель рассказывает детям о Незнайке – мальчике, который не знает, как вести себя на дороге, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации.

Воспитатель. Скоро Незнайка идёт в школу в 1 класс и если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?

Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге.

Незнайка. Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было, и я пошёл на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал…

Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.

Потом я хотел перейти дорогу, но завизжали тормоза автомобилей и водители начали на меня кричать. Почему они кричали – не знаю…

Дети объясняют, как нужно правильно переходить дорогу.

А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что – я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на транспорт.

Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте. Воспитатель приводит ещё несколько ситуаций, которые дети помогают решить. В конце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше ПДД.

Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возникнут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут».

«Наша улица»

Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет улицы с домами, перекрестком; автомобили (игрушки); куклы – пешеходы; куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты). Игра проводится на макете.

Ход игры: с помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации.

«Подбери знак»

Цели: учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у детей наблюдательность.

Материал: карточки, на которых изображены образцы знаков, отличающихся по форме, цвету; дорожные знаки различного значения и вида.

Ход игры:

Перед каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки, соответствующие по форме, цвету, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке.

«Поставь дорожный знак»

Цель: учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания» (информационно-указательные); воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки; макет улицы с изображением дорог, пешеходных переходов, зданий, перекрестков, машины.

Ход игры: разыгрывание различных дорожных ситуаций.

«Правила поведения»

Цель: закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

Материал: разрезные картинки.

Ход игры:

На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.

Игры с цифрами и числами: «Назови скорей»; «Покажи столько же»; «Какие машинки поменялись местами?»; «Покажи ту фигуру, которую назову»; «Геометрическая мозаика»; «Почини машину»; «Где находится машина», «Назови все предметы, которые стоят впереди, справа от тебя».

«Что изменилось?»

Цель: упражнять детей в счете, развивать память и внимание.

Предложить детям пересчитать машины, а затем отвернуться. Воспитатель меняет местами предметы (машины), дети поворачиваются и должны объяснить, что изменилось.

«Назови все предметы, которые стоят справа от тебя».

Цель: ориентироваться в пространстве.

Игра с панно интересна детям и способствует их разностороннему развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности. Развивает интеллектуальные качества ребенка, инициативу. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данное панно в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

Текст статьи
  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 144 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2004. 94 с.
  3. Хабибуллина Е. Я. Дорожная Азбука в детском саду. Конспекты занятий. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 62 с.
Список литературы