Актуальность темы исследования обусловлена растущим значением государственной службы в обеспечении реформы государственного управления в РФ и ее ориентацией на осуществление основных конституционных прав и свобод граждан. Возрастающие требования общества к государственной службе требуют большего профессионализма, способности эффективно действовать на языке углубления демократизации и необходимости развития взаимодействия между государством и гражданским обществом.
Деятельность государства, функционирование аппарата государственного управления осуществляется через государственную службу, которая является особым институтом государства.
Государственная служба – это, прежде всего деятельность, предназначенная для выполнения государственных функций и обеспечивающая осуществление полномочий государственных органов и должностных лиц, на которых возложена государственная власть.
Различает два подхода к определению концепции «государственной службы», широкий и узкий. В целом, государственная служба – это любая деятельность сотрудников государственных органов, учреждений, организаций и государственных предприятий. Основными критериями этого подхода являются государственное финансирование и извлечение выгоды с точки зрения национальных интересов – деятельности всех сотрудников материального производства, социальной сферы и государственных учреждений. Согласно узкому пониманию, государственная служба – это деятельность, но не только в сфере государственного управления, которая выполняется только сотрудниками государственных органов, занимающих государственную должность. Государственная служба, как профессиональная социально полезная деятельность, обеспечивает практическую реализацию задач и функций государства в государственных органах и их аппарате и ее финансирование за счет государственных средств.
Анализ существующих определений понятия «государственная служба» позволяет нам заметить, что государственная служба – это сложная система, объединяющая деятельность граждан и организаций для удовлетворения потребностей общества, используя все возможные государственные ресурсы. Государственная служба как сложная социальная единица включает в себя многие аспекты, в частности: социальный, экономический, правовой, организационный, кадровый, политический, культурный, информационно-коммуникационный и т.д.
Правовую основу государственной службы в России составляют Конституция РФ [1], Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [2], Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [3], федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» [4], «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] и другие федеральные законы и подзаконные акты федеральных органов государственной власти, а также законодательство субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет базовые принципы организации и деятельности, а также закрепляет единство системы государственной службы.
Конституционную основу государственной службы составляют юридически концентрированные, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности и носящие универсальный характер положения Конституции РФ, определяющие правовые основы организации и функционирования государственной власти в России, а также реализацию гражданами права на управление делами государства и, в частности, на равный доступ к государственной службе.
Конституция РФ не содержит положений, определяющих модель развития государственной службы, но сама идеология действующей Конституции позволяет говорить о потенциальном функционировании государственной службы и раскрывает ее социальную природу. Конституционными основаниями деятельности Института государственной службы являются [7, с. 88]:
- обеспечение социального равновесия и выражение социальных интересов – определение оптимальной системы организации государственной власти;
- неотъемлемая часть – создание конституционно-правового института государственной службы;
- организационный – определение с помощью конституционного аппарата основных параметров построения и функционирования государственной службы;
- правовой – определение основ законодательного регулирования государственной службы в отношении разных ветвей власти;
- идеологический – позволяет определить систему взглядов, представлений о месте и роли государственной службы, права человека и гражданина на государственную службу, формирование гражданского общества.
Основными конституционными задачами национальной государственной службы являются [8, с. 566]:
- обеспечение формулирования и реализации государственной политики в сфере государственной службы;
- участие в формировании государственной политики в сфере услуг в местных администрациях;
- осуществление функционального управления государственной службой.
Государственная служба базируется на следующих основных конституционных принципах: служение народу РФ; демократия и верховенство права; гуманизм и справедливость; права человека и гражданина; профессионализм, компетентность, инициативность, честность, преданность делу; личная ответственность за исполнение служебных обязанностей и дисциплина; уважение прав и законных интересов органов местного и регионального самоуправления; уважение прав компаний, учреждений и организаций, объединений людей. Основными конституционными задачами государственных служащих есть:
- уважение к Конституции и другим законодательным актам РФ;
- обеспечение эффективной работы и выполнения задач государственных органов в соответствии с их компетенцией;
- предотвращение нарушений прав и свобод человека и гражданина;
- непосредственно выполнять свои задачи, своевременно и точно выполнять решения государственных органов или должностных лиц, приказы и распоряжения их руководителей;
- хранение государственной тайны, информации о гражданах, ставшей им известной при исполнении государственных обязанностей, а также другой информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законом;
- постоянное усовершенствование организации работы и повышение профессиональных навыков;
- честное исполнение обязанностей, инициатива и творчество в работе.
Государственный служащий обязан действовать в пределах собственных возможностей. В случае получения доверенности, что противоречит действующему законодательству, государственный служащий обязан немедленно сообщить об этом в письменном виде об этом должностному лицу, давшему доверенность, а в случае настаивания на его исполнении сообщить соответствующему должностному лицу.
Новые отношения между государственной службой и гражданским обществом должны основываться на введении социального партнерства, успех которого главным образом связан с введением современной парадигмы государственной службы: обеспечение прав, свобод и интересов человека и предоставление государственных услуг в системе надзора [6, с. 85].
Таким образом, создание современной эффективной системы государственной власти является важным фактором выхода общества из политического кризиса, который должен обеспечить формирование РФ как высокоразвитой, правовой, цивилизованной, страны с высоким уровнем жизни, социальной стабильностью, культурой и демократией. Развитие и совершенствование организации и осуществления государственной власти является очень сложным процессом, разработанным в течение длительного периода времени.