научный журнал «Актуальные исследования» #22 (101), июнь '22

Конституционные основы государственной службы РФ

В статье конституционные основы государственной службы РФ рассматриваются в качестве одного из приоритетных факторов развития государственного управления.

Аннотация статьи
конституционные основы
государственная служба РФ
реформирование
государственное управление
государственный служащий
Ключевые слова

Актуальность темы исследования обусловлена растущим значением государственной службы в обеспечении реформы государственного управления в РФ и ее ориентацией на осуществление основных конституционных прав и свобод граждан. Возрастающие требования общества к государственной службе требуют большего профессионализма, способности эффективно действовать на языке углубления демократизации и необходимости развития взаимодействия между государством и гражданским обществом.

Деятельность государства, функционирование аппарата государственного управления осуществляется через государственную службу, которая является особым институтом государства.

Государственная служба – это, прежде всего деятельность, предназначенная для выполнения государственных функций и обеспечивающая осуществление полномочий государственных органов и должностных лиц, на которых возложена государственная власть.

Различает два подхода к определению концепции «государственной службы», широкий и узкий. В целом, государственная служба – это любая деятельность сотрудников государственных органов, учреждений, организаций и государственных предприятий. Основными критериями этого подхода являются государственное финансирование и извлечение выгоды с точки зрения национальных интересов – деятельности всех сотрудников материального производства, социальной сферы и государственных учреждений. Согласно узкому пониманию, государственная служба – это деятельность, но не только в сфере государственного управления, которая выполняется только сотрудниками государственных органов, занимающих государственную должность. Государственная служба, как профессиональная социально полезная деятельность, обеспечивает практическую реализацию задач и функций государства в государственных органах и их аппарате и ее финансирование за счет государственных средств.

Анализ существующих определений понятия «государственная служба» позволяет нам заметить, что государственная служба – это сложная система, объединяющая деятельность граждан и организаций для удовлетворения потребностей общества, используя все возможные государственные ресурсы. Государственная служба как сложная социальная единица включает в себя многие аспекты, в частности: социальный, экономический, правовой, организационный, кадровый, политический, культурный, информационно-коммуникационный и т.д.

Правовую основу государственной службы в России составляют Конституция РФ [1], Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [2], Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [3], федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» [4], «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] и другие федеральные законы и подзаконные акты федеральных органов государственной власти, а также законодательство субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет базовые принципы организации и деятельности, а также закрепляет единство системы государственной службы.

Конституционную основу государственной службы составляют юридически концентрированные, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности и носящие универсальный характер положения Конституции РФ, определяющие правовые основы организации и функционирования государственной власти в России, а также реализацию гражданами права на управление делами государства и, в частности, на равный доступ к государственной службе.

Конституция РФ не содержит положений, определяющих модель развития государственной службы, но сама идеология действующей Конституции позволяет говорить о потенциальном функционировании государственной службы и раскрывает ее социальную природу. Конституционными основаниями деятельности Института государственной службы являются [7, с. 88]:

  • обеспечение социального равновесия и выражение социальных интересов – определение оптимальной системы организации государственной власти;
  • неотъемлемая часть – создание конституционно-правового института государственной службы;
  • организационный – определение с помощью конституционного аппарата основных параметров построения и функционирования государственной службы;
  • правовой – определение основ законодательного регулирования государственной службы в отношении разных ветвей власти;
  • идеологический – позволяет определить систему взглядов, представлений о месте и роли государственной службы, права человека и гражданина на государственную службу, формирование гражданского общества.

Основными конституционными задачами национальной государственной службы являются [8, с. 566]:

  • обеспечение формулирования и реализации государственной политики в сфере государственной службы;
  • участие в формировании государственной политики в сфере услуг в местных администрациях;
  • осуществление функционального управления государственной службой.

Государственная служба базируется на следующих основных конституционных принципах: служение народу РФ; демократия и верховенство права; гуманизм и справедливость; права человека и гражданина; профессионализм, компетентность, инициативность, честность, преданность делу; личная ответственность за исполнение служебных обязанностей и дисциплина; уважение прав и законных интересов органов местного и регионального самоуправления; уважение прав компаний, учреждений и организаций, объединений людей. Основными конституционными задачами государственных служащих есть:

  • уважение к Конституции и другим законодательным актам РФ;
  • обеспечение эффективной работы и выполнения задач государственных органов в соответствии с их компетенцией;
  • предотвращение нарушений прав и свобод человека и гражданина;
  • непосредственно выполнять свои задачи, своевременно и точно выполнять решения государственных органов или должностных лиц, приказы и распоряжения их руководителей;
  • хранение государственной тайны, информации о гражданах, ставшей им известной при исполнении государственных обязанностей, а также другой информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законом;
  • постоянное усовершенствование организации работы и повышение профессиональных навыков;
  • честное исполнение обязанностей, инициатива и творчество в работе.

Государственный служащий обязан действовать в пределах собственных возможностей. В случае получения доверенности, что противоречит действующему законодательству, государственный служащий обязан немедленно сообщить об этом в письменном виде об этом должностному лицу, давшему доверенность, а в случае настаивания на его исполнении сообщить соответствующему должностному лицу.

Новые отношения между государственной службой и гражданским обществом должны основываться на введении социального партнерства, успех которого главным образом связан с введением современной парадигмы государственной службы: обеспечение прав, свобод и интересов человека и предоставление государственных услуг в системе надзора [6, с. 85].

Таким образом, создание современной эффективной системы государственной власти является важным фактором выхода общества из политического кризиса, который должен обеспечить формирование РФ как высокоразвитой, правовой, цивилизованной, страны с высоким уровнем жизни, социальной стабильностью, культурой и демократией. Развитие и совершенствование организации и осуществления государственной власти является очень сложным процессом, разработанным в течение длительного периода времени.

Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.05.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f670878d88ab83726bd1804b82668b84b027802e/ (дата обращения: 05.06.2022).
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрании законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 05.06.2022).
  4. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 05.06.2022).
  5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 05.06.2022).
  6. Керамова С.Н., Мукаилов Х.Р. Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации // Закон и право. 2021. №. 5. С. 85-87.
  7. Латышов Д.Е. Государственная служба в современной России: понятие и виды // Вестник магистратуры. 2021. №. 5-4 (116). С. 87-88.
  8. Шихирина А.А. Рассмотрение служебных споров, связанных с прохождением службы государственными служащими // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 565-568.
Список литературы