Представления и отношение студенческой молодежи к национальным ценностям

Представления и отношение студенческой молодежи к национальным ценностям

В статье раскрываются особенности взаимодействия личности с социальной средой, выдвигаются педагогические пути усиления целенаправленного влияния социальных факторов на воспитание студентов, формирование их нравственных ценностей.

Аннотация статьи
социальная и развивающая ситуация
социальная среда
личность
студенты
Ключевые слова

Ориентация студентов на освоение, созидание и реализацию национальных ценностей представляет собой сложный и длительный процесс, предполагающий обязательное соблюдение последовательности нескольких формирующих этапов. Первоочередной задачей является диагностика ценностных ориентаций. Именно благодаря ее использованию представляется возможным узнать, что ценит молодой человек, что считает наиболее важным, к чему стремится, о чем мечтает, каким человеком хочет стать, и на основе этого выработать направления педагогического воздействия.

Цель нашего исследования предполагает установить результативность включения социальных факторов в процесс формирования культурно-национальной ориентации студентов и определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность их влияния. Анализ теории и практики диагностики данного процесса в педагогических вузах показывает, что она не разработана, не проводится на должном уровне и что студент становится предметом исследования только в случае резкого нарушения им норм поведения.

В целях изучения уровней приобщения студентов к национальным ценностям необходимо разработать адекватную методику диагностики. На основе анализа исходных данных, полученных входе опроса студентов или наблюдения за их деятельностью в учебной и вневузовской социальной среде определяются уровни с формированности культурно-национальной ориентации студентов и основные пути и условия их повышения.

Анализ данных должен проводиться в соответствии с такими критериями, как состояние сторон личности: внутреннее, выраженное в сознании, и внешнее, выраженное в поведении и действиях. Данные подготовительного "среза" являются основой дальнейшего построении опытно-экспериментальной работы, в соответствии с установленными проблемами и с учётом комплекса социально-педагогических и психолого-педагогических факторов.

Проводимые в дальнейшем исследования (на констатирующем, формирующем и итоговом этапах опытно-экспериментальной работы) направляются на раскрытие возможностей факторов социальной среды и педагогических условий совершенствования национально-ценностной ориентации в духовной сфере и практической деятельности студентов.

В качестве ведущих принципов организации диагностического исследования выступали:

  1. Принцип целостного изучения педагогического явления.
  2. Принцип комплексного использования методов исследования.
  3. Принцип объективности.
  4. Принцип изучения динамики процесса.

В указанном источнике содержатся ответы узбекистанцев на вопросы:

В какой степени для Вас лично является важным и необходимым соблюдение и исполнение религиозных, народных и местных установок, обрядов, традиций и обычаев?

Придерживается ли Ваша семья народных традиций, исполняет ли обряды и ритуалы, принятые в махалле, местности, где Вы проживаете?

Почему Вы стараетесь придерживаться традиций и исполнять все обряды и ритуалы, принятые в махалле, местности, где Вы проживаете?

Исполнение каких ритуалов, обрядов и обычаев, принятых в вашей махалле, местности Вы считаете для себя обязательным, каких желательным, каких – нет?

Смысл традиций, по мнению 38,5% граждан, заключается в объединении людей в единый народ, каждый третий опрошенный считает, что традиции, ритуалы и обряды призваны сохранять и питать жизнь народа. Каждый восьмой респондент ответил, что традиции способствуют сохранению преемственности поколений. Почти столько же граждан заявили, что обычаи и традиции помогают управлять жизнью общества, обеспечивать порядок и стабильность. Такое же распределение ответов сохраняется по регионам, типам поселений и половозрастным группам.

Однако, рассмотрение национальных ценностей как явления, которое включает в себя историю и культуру в широком смысле (нравственные установки, образ жизни, культура быта, фольклор, народные ремесла, традиции, обычаи, художественное творчество – литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кинематограф и др.) ставит задачу разработки более детализированных критериев степени приобщения молодых людей к национальным ценностям. Такие критерии должны быть конкретизированы в содержательном и психолого-педагогическом плане.

Определение критериев проводилось на основе анализа разных научных точек зрения и синтеза идей, наиболее отвечающих задачам нашего исследования.

Ученые также обращают внимание на отношенческий критерийвыражающий потребительское отношение к жизни, к людям, к ресурсам планеты, к семье, к окружающему миру в целом по принципу: «мне должны» или альтруистическое – бескорыстная забота о благе других, положительная форма социального поведения.

Нравственный – нравственные ценности человека являются очень важным критерием не только морального развития, но и являются показателем того, что является ценностью для человека, что для него наиболее значимо в жизни, поведении, отношениях. В моральных ценностях выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных национально-культурных потребностей в реальной жизни.

В исследовании С.В. Шестопалова предлагаются критерии:

– эмоциональный, рассматривающий оценочные суждения, характеризующие отношения студентов к социально-нравственным ценностям, а также глубину эмоциональных переживаний;

– аксиологический (сложившаяся система мотивов, ценностей, интересов, потребностей, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в обществе);

– поведенческий, рассматривающий устойчивость социально-нравственного поведения личности воспитуемого;

У.И. Махкамов выдвигает критерии сформированности нравственной культуры учащихся, в которых присутствует отношение к национальным ценностям:

когнитивно-познавательный (знания и осознание сущности национальных ценностей), желание преобразовать окружающую действительность к лучшему;

эмоционально-мотивационный – осознание мотива и заинтересованность в освоении и приумножении национальных ценностей;

В результате, учитывая специфику проблемы исследования, ее связь с социологическими факторами, нами были отобраны следующие критерии определения степени приобщения студентов к национальным ценностям:

  • когнитивно-познавательный, так как в нем сочетается рациональная оценка и стремление познания элементов национальной культуры;
  • эмоционально-мотивационный, объединяющий эмоциональное отношение, переживание и заинтересованное отношение к национальным ценностям;
  • аксиологический – сложившаяся система мотивов, ценностей, интересов, потребностей, регулирующих направленность и действия личности;
  • деятельностно-поведенческий – позволяющий судить о педагогических результатах по конкретным практическим действиям студента.

В соответствии с критериями были выделены уровни их выявления – высокий, средний, низкий. В общем виде они содержат:

Подражательно-исполнительский (низкий) уровень характеризуется отсутствием или эпизодическим интересом к народной культуре и традициям региона, поверхностными знаниями; неосознанно-подражательным характером выполнения традиций.

Исполнительский (средний) уровень характеризуется наличием интереса к национальной культуре и традициям республики, к познанию сути вещей и явлений, который выражается в вопросе «почему»; умением обосновывать причинно-следственные связи и зависимости; деятельность в рамках национально-культурной системе проходит только по инициативе и в совместной деятельности с семьей, друзьями, коллективом; отсутствуете творческое отношение к национальным ценностям.

Поисково-творческий (высокий) уровень характеризуется устойчивым интересом к народным традициям; потребностью в приобретении знаний и способов деятельности; использованием опыта и трансформации его в новых условиях; проявлением готовности к поиску новых рациональных способов деятельности; инициативным, самостоятельным и творческим отношением.

Текст статьи
  1. Абдуллаев М., Умаров Э., Очилдиев А., Маданиятшунослик асослари. – Тошкент: Турон-иқбол, 2006. – 96 с.
  2. Абдурахмонов М., Рахмонов Н. Маданиятшунослик. Университет, Тошкент, 2011. – 85 с.
  3. Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. – 2002. – №3. – С. 139-146.
  4. Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. – Алматы: Ғылым, 1995. – 114 с.
  5. Американская социологическая мысль: Тексты. Под В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496 с.
  6. Аксентьев А.В., Аксиев А.З. Соверменные этнокультурные процессы на Северном Кавказе // Проблемы философии культуры: сборник статей. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. С. 75-81.
  7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М.: Педагогика, 2000. – 384 с.
  8. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) : учебное пособие в 2 кн. – М.: МЭСИ, 2000. Кн. 1. – 141 с. ил.
  9. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999 – 375 с.
  10. Анцыферова В. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследования Лоуренса Кольберга и его школы) // Психология личности. – 1999. – №3. – С. 5-17.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 10 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября