научный журнал «Актуальные исследования» #23 (102), июнь '22

Педагогическое сопровождение процесса профессионального становления учителей физической культуры

В статье представлены результаты внедрения разработанной модели педагогического сопровождения процесса профессионального становления учителей физической культуры.

Аннотация статьи
профессиональная адаптация
молодые учителя
начинающие учителя физической культуры
Ключевые слова

Введение. В настоящее время в Российской системе образования нужны самостоятельно-мыслящие, компетентные педагоги, способные качественно и высококлассно применять в процессе своей профессиональной деятельности знания, полученные в процессе профессионального обучения.

Изучив различные социологические опросы, которые были проведены среди молодых педагогов, можно сделать вывод, что независимо от высокого уровня профессиональной подготовки студентов, их хорошие показатели к готовности к педагогической деятельности, у начинающих учителей чаще всего возникают трудности в процессе профессиональной адаптации, в начале их трудовой деятельности в образовательных организациях.

Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование модели педагогического сопровождения профессионального становления начинающих учителей физической культуры.

Методы и организация исследования. Педагогический формирующий эксперимент был проведен нами в период с 21.11.2022 – 16.12.2022 г. во время производственной (педагогической) практики, с целью обоснования эффективности модели комплексного сопровождения, процесса становления молодых учителей физической культуры. Для реализации поставленной цели мы проводили эмпирическое исследование, в котором приняло участие 15 респондентов (преподавателей физической культуры, возрастом до 30 лет), которые в течение года работали по нашей модели комплексного сопровождения молодых учителей физической культуры.

В анкетировании приняли участие все молодые учителя, которые участвовали в нашем эксперименте, это учителя физической культуры Читинского района, не достигшие 30 лет. Средний возраст – 25 лет.

Вопрос № 1. Во время проведения формирующего эксперимента придерживались ли вы рекомендация и плану проекта модели сопровождения молодого педагога? Результаты представлены в таблице.

Таблица

Ответ

%

Да

100%

Скорее да

0%

Скорее нет

0%

Да

0%

Итого:

100%

Как мы видим, все 100% участников эксперимента старались придерживаться составленной нами модели.

Следующий вопрос в нашем опроснике был об уровне собственной профессиональной подготовке. Результаты мы видим на рис. 1.

Рис. 1. Удовлетворенность профессиональной подготовкой (в % к числу опрошенных)

Как мы видим, около 80% учителей довольны уровнем своей подготовки. Результаты формирующего эксперимента практически не отличаются от результатов констатирующего эксперимента.

Следующий вопрос, который мы изучали, выявляет наличие трудностей молодых педагогов во взаимоотношениях с руководством.

Рис. 2. Трудности во взаимоотношениях с руководством (в % к числу опрошенных)

По результатам опроса мы видим положительную динамику. Увеличилось количество респондентов (на 14%), не испытывающих трудности во взаимоотношениях с руководством. На 13% сократилось число респондентов, которые постоянно сталкиваются с непониманием в отношении администрации школ.

Немаловажным является взаимодействие молодого педагога с коллегами. Именно этому аспекту посвящен следующий вопрос нашего исследования: Испытываете ли вы трудности во взаимоотношениях с коллегами.

Рис. 3. Трудности во взаимоотношениях с коллегами (в % к числу опрошенных)

Результаты данного вопроса остались без изменений. 86,6% анкетируемых не испытывают трудностей во взаимоотношениях со своими коллегами.

В следующем вопросе мы выяснили о трудностях с работой с детьми, в деятельности начинающих педагогов.

Рис. 4. Трудности во взаимоотношениях с детьми (в % к числу опрошенных)

Мы видим, что количество учителей, которые не испытывают проблем с работой с детьми, выросло на 20%, а число молодых учителей, у которых возникают трудности, сократилось, почти на 32%.

Следующий вопрос нашего исследования. Испытываете ли вы трудности во взаимоотношениях с родителями.

Рис. 5. Трудности во взаимоотношениях с родителями (в % к числу опрошенных)

По результатам, мы видим положительные изменения, выявленные в процессе формирующего эксперимента. Почти на 14% учителей, стали увереннее в работе с родителями. Количество молодых преподавателей, постоянно испытывающих проблемы с родителями детей, сократилось на 36%.

В рисунке 6 представлены данные о проблемах молодых учителей при составлении учебно-методической документации.

Рис. 6. Трудности при составлении документации (в% к числу опрошенных)

По данному вопросу мы видим, что число учителей, которые не испытывают трудностей в работе с документацией, увеличилось на 20%. Все те же 13,3% опрошенных, сталкиваются с данной проблемой.

Еще один критерий, который мы оценивали в рамках выпускной квалификационной работой, это удовлетворенность собственной работой.

Рис. 7. Удовлетворенность своей работой (в % к числу опрошенных)

Мы видим, что на 33,2% увеличилось количество педагогов, которые положительно оценивают свою профессиональную деятельность. Никто из опрошенных не выбрал вариант «Нет».

Изменился ли набор навыков наших испытуемых за год? Об этом мы узнаем из рисунка 8.

Рис. 8. Нехватка профессиональных знаний и умений начинающего учителя физической культуры (в % к числу опрошенных)

На 20% уменьшилось количество респондентов с нехваткой психологический знаний, на 6,6% медицинских, на 13,3% практических, и на 6,6% теоретических. То есть, за год набор навыков молодых учителей физической культуры стал больше, что будет успешно способствовать их профессиональной карьере в дальнейшем.

Чувствуют ли себя комфортно начинающие учителя на своем рабочем месте? Об этом мы узнаем из рисунка 9.

Рис. 9. Комфорт на рабочем месте (в % из числа опрошенных)

Комфортно себя чувствуют на рабочем месте почти на 27% больше опрошенных, чем по результатам констатирующего эксперимента. Никто из опрошенных не выбрал вариант «Не комфортно».

Какое настроение преобладает среди участников нашего эксперимента на рабочем месте? Изменилось ли оно за год?

Рис. 10. Настроение на работе (в % к числу опрошенных)

Практически все 93,3 (14 из 15) респондентов на работе испытывают хорошее настроение. Это на 7% больше чем год назад. На 27,3% снизилось количество преподавателей с удовлетворительным настроением. Как и год назад, во время констатирующего эксперимента, никто из опрошенных не выбрал вариант «Плохое настроение».

Проведенный нами формирующий эксперимент показал, что наша модель становления молодого учителя по физической культуре эффективна. По всем затруднениям профессиональной деятельности молодого учителя физкультуры, которые были нами выявлены, мы видим положительные изменения. Педагоги, принявшие участие в нашем исследовании стали более компетентны, овладели новыми умениями и навыками, снизили факторы стресса в процессе своей педагогической деятельности.

Выводы. По результатам формирующего эксперимента мы убедились в эффективности предложенной нами методики становления молодого учителя физической культуры.

Текст статьи
  1. Метелева, Е.Г. Возможности администрации школы для профессиональной адаптации молодых педагогов // Интеграция науки и практики в современном мире. - 2019. - С. 142-146.
  2. Орлова А.С. Проблема мотивации молодых учителей // Аллея науки / А.С. Орлова. - 2017. - Т. 1. № 12. - С. 354-356.
  3. Логинов К.М. Профессиональные трудности начинающих учителей физической культуры / К.М. Логинов, Ю.Ф. Николенко // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы 23 студенческой научно- практической конференции/ Забайкальский государственный университет. – Чита: ЗабГУ, 2021. – 43 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля