Главная
АИ #23 (102)
Статьи журнала АИ #23 (102)
Доведение до самоубийства подростков и молодых людей в правовом и социально-псих...

Доведение до самоубийства подростков и молодых людей в правовом и социально-психологическом измерении

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

суицид
самоубийство
суицидальное поведение

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению Доведение до самоубийства подростков и молодых людей в правовом и социально-психологическом измерении» Рассматриваются способы борьбы с суицидами.

Текст статьи

Введение

Проблемы суицидального поведения вообще и в детско-подростковой группе в частности обусловлена тем, что ежегодно посредством самоубийства в мире погибает около миллиона человек. Показатель суицидальной активности является наиболее объективным критерием психического здоровья нации.

К сожалению, на данный момент у лиц в возрасте от 15 до 34 лет смерть от суицида уже входит в «тройку» лидеров по причинам смерти, также существует предположение, что суицид станет второй причиной смерти в мире, обогнав рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям.

Основная часть

Многие авторы отмечают, что количество самоубийств среди подростков будет расти еще быстрее, чем раньше. Предотвращение суицидов является глобальным императивом, так как самоубийства в большинстве стран являются растущей проблемой, требующей огромного количества ресурсов для их решения. Ежегодно, каждый 12 подросток в мире в возрасте 15-19 лет совершает попытку самоубийства. Существующий рост числа самоубийств среди молодых людей и подростков во всём мире приобретает признаки эпидемии.

К сожалению, Россия занимает одно из лидирующих мест по уровню подростковых суицидов. В ряду неотложных государственных задач, направленных на стабилизацию демографической ситуации и укрепление национальной безопасности подростковая суицидальность стоит на первых местах.

Только в 2015 году в России более 700 подростков покончили с собой. Важно также учитывать, что на каждый завершенный суицид у подростков приходится до двухсот суицидальных попыток, п как минимум, половина подростков с попыткой суицида в анамнезе совершают повторный суицид. Число самоубийств у лиц подросткового возраста в Российской Федерации больше чем в три раза превышает среднемировой показатель. Ряд авторов отмечают, что на фоне роста подростковых суицидов, показатель суицидальной активности у зрелого населения даже снижается [7].

Последние исследования дают нам следующую картину – мысли о суициде присутствуют у 11,8-14% школьников, а именно желание убить себя у 4-8,8% [8]. Очень важным фактором, как в генезе, так и в провокации суицидального поведения принадлежит семейной «атмосфере». Речь идет как о стиле воспитания, привязанности родителей к детям, внутрисемейном климате, так и о собственной суицидальной готовности родителей, об их собственном уровне аутоагрессии. Все, без исключения, авторы, занимающиеся проблемой детско-подростковых суицидов, отмечают, что значительная часть подростков-суицидентов воспитывались в неблагополучных по многим признакам семьях.

Так, отмечается, что около трети всех подростков, совершивших суицид, имеют родителей с наркологическими проблемами (64% супцидентов оценивают обстановку в родительской семье как деструктивную, включающую скандалы, пьянство родителей) [1]. Безусловно, откровенно неблагополучная семейная атмосфера, способна подтолкнуть подростка на совершение суицида. Эта мысль лежит на поверхности, но является лишь верхушкой айсберга. Самое большое количество вопросов вызывают внешне благополучные семьи, где, казалось бы, ничего не предвещало трагедии. B.И. Бругман с соавторами писал о том, что в абсолютном большинстве семей, столкнувшихся с суицидом своих детей, обнаружен негативный семейный паттерн, наблюдающийся в нескольких поколениях каждой данной семьи. Э. Гролман даже ввел термин «суицидогенная семья». В таких семьях суицид становится отражением эмоциональных реакций членов семьи, неспособных по-другому реагировать на стрессовую ситуацию Э.Г. Эйдемиллер в данном контексте высказывает мнение о патологизирующем воспитании, то есть системе осознанных и неосознанных воспитательных действий взрослых, создающих условия для фрустрации ребенка и искажений его личностного и физического роста, которые в итоге приводят к развитию психосоматических и нервно-психических расстройств.

Немаловажным является и тот факт, что дети родителей, совершивших суицид, так же намного чаще совершают самоубийства, что, вероятно, так же можно рассматривать как крайне негативный семейный паттерн. Подчеркивается, что в этом отношении более сильным фактором риска будет суицидальное поведение матери. Кроме того, нельзя не упомянуть и об «обратной» зависимости, когда родители совершают суицид следом за детьми.

Эти и многие другие факты наводят на мысль, что, с большой долей вероятности, существует изначальная семейная дисфункциональность родительских браков, а также, вероятно, высокий уровень аутоагрессии родителей. И суицид самого слабого и незащищенного члена семьи является лишь отражением внутрисемейных проблем, своеобразным деструктивным паттерном, направленным на решение стрессовых ситуаций.

Представляется, что качественная вторичная профилактика суицидального поведения у подростков невозможна без изучения и последующего использования семейных аутоагрессивных особенностей и моделей патологического родительствования.

Определено, что у родителей в семьях, где подросток совершил суицидальную попытку, присутствуют яркие специфические суицидологические особенности. У них достоверно чаще обнаруживается собственная суицидальная активность в мыслях и поведении, что позволяет отнести этих родителей к группе высокого суицидального риска.

Помимо этого, выявлено преобладание у отцов и матерей, где имеются молодые люди подросткового возраста широкой представленности несуицидальных аутоагрессивных паттернов и предикторов саморазрушающего поведения, таких как, подверженность насилию, несчастные случаи, частая травматическая патология, постоянное чувство вины и одиночества.

Кроме того, мы можем говорить о преобладании в исследуемой группе различной непсихотической психической патологии (преимущественно алкогольной зависимости, невротических расстройств и расстройств настроения). Установлено, что матери и отцы экспериментальной группы демонстрируют большое количество суицидологически значимых особенностей личности, подтвержденных тестовыми методиками, способных актуализировать аутоагрессивную напряженность: это и отрицательная «Я - концепция» своей личности, неудовлетворенность большинством аспектов своей жизни, проблемы с совладанием со стрессами, пониженный уровень жизнестойкости.

Устраняя аутоагрессивные импульсы только у ребенка, специалисты в ряде случаев обречены на неудачу, так как внутрисемейный аутодеструктивный фон может превалировать над психотерапевтическими усилиями.

Суицид есть «следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта». Эти конфликты могут быть связанны как с семейными отношениями, так и со сверстниками. Дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний [3].

Конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения, алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации [6]. Крайне важно, чтобы человек, который решил совершить суицид, поверил, что в своих проблемах он не одинок, а суицид – не единственный способ решения проблем. Следует также донести мысль, что самоубийство на самом деле не является «изысканной» пли «благородной» смертью «мужественного человека». Естественная смерть рано пли поздно приходит к каждому, а выбор не спешить умирать требует большего мужества, чем уход из жизни. Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения [5].

Например, кризисные периоды жизни, такие как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации.

Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем [1].

Заключение

И хотя нами были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень:

  1. Своевременная помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства. Формировать у детей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности для уменьшения психологической зависимости от причины, которая может повлечь суицидальное поведение. Формировать адекватное отношение к жизни и смерти. Объяснять, что без выходных ситуаций не бывает.
  2. Сократить подачу психотравмирующей и негативной информации в СМИ. Разработать правила подачи информации в СМИ. Озвучивать информацию о совершенном суициде, нужно, но корректно. Ужесточить контроль по выявлению так называемых «групп - смерти» и пропаганды суицида в социальных сетях и в интернет-ресурсах.
  3. Обязать коллектив образовательных учреждений, реагировать и незамедлительно информировать социальные службы о выявленных случаях дискриминации, физического пли психического насилия, грубого обращения.
  4. Постоянное информирование — социальная реклама (СМИ, баннер, социальные сети, лекции, флешмоб, акции) детей, подростков и родителей о том, где и когда они могут получить помощь, защиту и поддержку.
  5. Увеличить количество центров помощи молодежи. Сделать такую помощь доступной для отдаленных поселков и деревень. Увеличить количество психологов во всех образовательных учреждениях.
  6. Криминализировать действия «помощника» и подстрекателя в самоубийстве, а также опекуна и родителей и ужесточить наказание за доведение до самоубийства. Выделить в отдельную статью преступление о доведение до самоубийства лица, не достигшего 18 лет. В статье выделить три части, в отношение лица до 18 лет, и не достигшего 14 лет.

Список литературы

  1. Ишимбаева, А.Н. Суицидальное поведение у детей и подростков: автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.01.06 / А. Н. Ишимбаева. - Москва, 2015. - 22 с.
  2. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т.Кондрашенко - Минск, 2017. -123 с.
  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е.Личко – М.: Эксмо,2016. – 41 с.
  4. Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики. - СПб.: ВМедА, 2017. – 528 с.
  5. Персидская А.Е. Взаимосвязь семейного воспитания и суицидального поведения подростков / А.Е.Персидская – М.: Эксмо, 2016. – 784 с.
  6. Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2015. - 345 с.
  7. Розанов, В.А. Суициды и суицидальные попытки среди детей и подростков / В. А. Розанов, В. В. Валиев, С. Е. Захаров [и др.] // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2015. - № 1(28). - С. 53-61.
  8. Холмогорова, А.Б. Когнитивная психотерапия суицидального поведения: история разработки, современное состояние, перспективы развития [Электронный ресурс] / А.Б. Холмогорова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - № 2 (19). URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 23.11.2021).

Поделиться

948

Новичкова А. С. Доведение до самоубийства подростков и молодых людей в правовом и социально-психологическом измерении // Актуальные исследования. 2022. №23 (102). С. 37-40. URL: https://apni.ru/article/4231-dovedenie-do-samoubijstva-podrostkov-i-molod

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря