Понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) отражает феноменологический подход к нарушению речевого развития и подразумевает различные сложные речевые расстройства, при которых у ребенка наблюдается недостаточность всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой ее стороне. Данное нарушение имеет различную природу и может отмечаться при разных формах детской речевой патологии: алалии, дизартрии, ринолалии.
Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что у ребенка с ОНР отмечается ряд вторичных отклонений в развитии психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личности в целом, проявляющихся своеобразием самооценки и самосознания [2, с.14].
Первичный речевой дефект и обусловленные им вторичные и третичные отклонения, в зависимости от этиологии дефекта, имеют различную симптоматику и степень выраженности, однако имеется ряд тенденций, характерных для детей с общим недоразвитием речи.
Речь детей с общим недоразвитием речи обнаруживает нарушения на всех уровнях: фонетическом (недостатки произношения и фонематического восприятия), лексическом (бедность словарного запаса, неточные употребления слов вследствие непонимания их значений), синтаксическом (нарушения грамматической сочетаемости слов, построения простых и сложных предложений), на уровне связной речи (недоразвитие абстрактных форм мышления, неточность восприятия причинно-следственных связей), что вызывает затруднения у дошкольника с ОНР в построении связного высказывания.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются стойкие нарушений общения, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы с данной категорией детей, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления у них навыков общения, и в первую очередь это касается особенностей раннего речевого развития.
Время появления первых слов у детей с ОНР существенно не отличается от нормы, однако подражание новым словам, отсутствующим в лексиконе, задерживается. Возникновение у ребенка желания подражать речевым образцам взрослого, по мнению Н.С. Жуковой (1994), означает переход его из категории «неговорящих» в категорию «плохо говорящих». Произношение вновь появившихся слов может свидетельствовать о неблагополучии в речевом развитии ребенка, поскольку слоговая структура их нарушается, дети воспроизводят, в основном ударные его части. Укорочение слова за счет пропуска его отдельных фрагментов надолго задерживается в речи детей и служит важным признаком при диагностике ОНР.
В числе первых слов у детей с нарушением речи появляются существительные и глаголы. При заметной недостаточности количественных показателей словарного запаса, несоответствии их календарному возрасту ребенка, отмечается некоторая «перенасыщенность» номинативного словаря по отношению к глаголам, число которых мало. Данная тенденция сохраняется и в более старшем возрасте [5, с.14].
Появление первых грамматических форм происходит со значительной временной задержкой, при этом, даже овладев рядом флексий, префиксов, суффиксов, ребенок продолжает использовать их неправомерно, в связи с чем факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных является одной из основных закономерностей раннего речевого дизонтогенеза.
Таким образом, спонтанное поэтапное раннее речевое развитие ребенка с ОНР протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы длительное время остаются несформированными. Трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения. В данном случае языковая недостаточность является первичным дефектом по отношению к нарушению коммуникативной компетенции. Наряду с этим может наблюдаться и другой вариант: низкая мотивация общения, которая проявляется в несформированности целей деятельности общения, нарушение их последовательности может привести к недостаточности или неравномерности формирования речемыслительной деятельности. В данном случае несовершенство коммуникативной сферы выступает в качестве первичного дефекта по отношению к языковой некомпетентности [4, с.307].
Специфика протекания коммуникативной деятельности детей с ОНР проявляется не только особенностями поведения, но и связана с наличием трудностей мотивационного плана, в соответствии с которыми потребность в общении не является ведущей [3, с.107].
Недостаточность коммуникативной сферы наиболее ярко проявляется в случае общения ребенка со сверстниками. При этом процесс коммуникации изобилует многочисленными конфликтами, т.к. отсутствие адекватных форм вербального общения провоцирует широкое применение более примитивных форм, а именно, демонстративных действий.
Дети с общим недоразвитием речи значительно отстают от детей с нормальным речевым развитием в умении вести диалогическое общение. Диалогическая речь детей с ОНР имеет особенности, которые заключаются в недостаточной информативности, неадекватности высказываний, в нарушении их смысловой и логической организации, в наличии аграмматизма в высказываниях, в неумении использовать вопросительное предложения. Выявлено, что факторами, способствующими возникновению особенностей диалога детей с речевыми нарушениями, является недостаточное развитие речемыслительной деятельности, дефицит знаний и несовершенство умения использовать языковые средства, ограниченные коммуникативные потребности и познавательные возможности детей. Показано, что дети с ОНР в разной степени владеют диалогическим общением, имеют разные возможности ведения диалога [1, с.28].
Первичный речевой дефект и связанные с ним вторичные отклонения в развитии психических процессов, эмоционально-волевой сферы, своеобразие диалога детей затрудняет переход от диалогической формы речи к связной контекстной и определяет несформированность монолога. Нарушения связности и последовательности приводит к тому, что в основном рассказы детей представляют собой простое перечисление действий или персонажей, и почти всегда их построение требует помощи педагога в виде вспомогательных вопросов [6, с.84].
Таким образом для того, чтобы речевое поведение ребенка стало мотивированным, у него должно возникнуть коммуникативное намерение и должны быть созданы условия для его осуществления. Эти условия могут реализоваться с помощью игры, так как воспроизведение социальных отношений в ней требует вербального взаимодействия ее участников.