Преобразования, происходящие в обществе, обусловили появление новой парадигмы образования, целью которой является создание социально-педагогических условий, обеспечивающих воспитание гуманной, всесторонне развитой личности, способной к адаптации в социокультурном окружении, сути – приоритетность в учебно-воспитательном процессе личности, направление на ее всеобщее развитие. Однако система профессионально-педагогической подготовки в высшем учебном заведении построена в основном на традиционных технологиях обучения, не способствует повышению ее эффективности и ограничивает возможность в полной мере осуществлять индивидуальный подход.
Развитие и модернизация образования в высших учебных заведениях требуют проведения широкого круга научных исследований, связанных с внедрением в учебный процесс новейших технологий и современных подходов. Это определяет особые требования к проблеме профессиональной подготовки учителя в высших учебных заведениях, как на основе расширения возможностей уже известных, традиционных подходов, принципов, форм и методов работы, так и путем разработки новых учебных технологий.
Следовательно, необходимость реформирования системы подготовки будущего учителя предполагает, прежде всего, изучение закономерностей формирования личности педагога, становления его профессионализма и определение способов создания технологизированной системы обучения.
Проблема профессиональной подготовки учителя нашла свое отражение в истории педагогической мысли (А. Дистервег, К. Ушинский, Макаренко и др.) и приобретает особую актуальность и разрабатывается во многих направлениях на современном этапе развития образования. Вопросы становления профессионального мастерства будущего учителя изучали Е. Барбина, И. Зязюн, Г. Гринченко и др.; разработка содержания, форм и методов формирования педагогических умений и навыков – C. Гончаренко, А. Дубасенюк, Н. Кузьмина, Н. Нычкало и др.; совершенствование отдельных видов индивидуальной деятельности учителя – Б. Кобзарь, Д. Мазоха Е. Рабунский и др.
Итак, понимание динамики педагогической направленности профессиональной деятельности учителя и тенденций его творческого развития имеет существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, в том числе индивидуализации и технологизации учебной деятельности, поскольку именно в профессии учителя больше проявляется единство и взаимодействие законов природы и человечества. Следовательно, проблемы повышения эффективности системы профессионально-педагогической подготовки в высших учебных заведениях на основе индивидуализации как перспективного направления активизации творческого потенциала будущих учителей возникает целью исследования [1].
Анализ существующей системы подготовки в высшем педагогическом заведении подчеркивает необходимость перехода от традиционного информационно-объяснительного подхода к деятельно-развивающих технологий обучения, поскольку важными возникают не только полученные знания, но и способы усвоения и преобразования учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала студентов, создание условий для максимального приближения содержания обучения к будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, совершенствование качества подготовки современного учителя находится в прямой зависимости от модернизации образования, внедрение в практику высшей школы инновационных педагогических технологий как специально созданных, адекватных потребностям и возможностям личности и общества процессов активного усвоения теоретических знаний и практических умений в ходе организационно упорядоченной познавательной деятельности, направленной на гарантированное достижение запланированного результата.
Индивидуализацию рассматриваем как один из видов профессионально-педагогической деятельности, поэтому особое значение в ходе ее исследования приобретает применение основных положений системного подхода как способа познания фактов, явлений, процессов, согласно которым человек рассматривается как динамическая система, которая постоянно развивается, меняется, приобретает новых личностных и индивидуальных качеств, которая обеспечивает широкие возможности социальной и профессиональной адаптации [5, c. 392].
Индивидуальный подход как принцип реализуется в той или иной степени во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно считать проникающей технологии, то есть особой организацией учебного процесса, имеющего признаки технологизации, а индивидуальный подход, индивидуальные и индивидуализированные формы приоритетными [2, c. 54].
Понятия "индивидуализация", которое стало появляться в отечественной педагогической литературе в шестидесятые годы ХХ века, в отличие от "индивидуального подхода" и "индивидуальной работы", большинством исследователей связывается только с учебным процессом, однако объясняется также неоднозначно. А именно, как:
- принцип обучения (С. Баранов, Н. Скаткин, Н. Талызина и др.)
- подсистема учебно-воспитательного процесса (В. Галузинский, М. Евтух, Г. Селевко И. Унт и др.);
- развитие индивидуально-типических особенностей в оптимально организованном учебно-воспитательном процессе (С. Абрамова, Т. Власова, Т. Логвина-Бык и др.);
- особая форма учебного процесса, в отличие от индивидуальной учитывает особенности каждого ученика во всех формах и методах, то есть своеобразной самостоятельной работой на разном уровне сложности (Л. Болотина, М. Данилов и др.);
- особая организация учебного процесса, соответствует цели деятельности и реальным познавательным возможностям учащихся (Ю. Бабанский, А. Бударный, С. Гончаренко, Е. Рабунский и др.);
- особая организация учебного процесса (стратегия), что предусматривает создание оптимальных условий для выявления и развития способностей, талантов и интересов каждого учащегося, содействие целенаправленному формированию творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;
- самостоятельная работа на разном уровне, которая выполняется собственными желаниями и по специальным заданиям педагогов (И. Огородников, М. Фицула и др.) [4].
Поэтому, индивидуализацию можно рассматривать как особую общую форму организации обучения, основой которой является постоянное изучение индивидуальных особенностей ученика, его сильных и слабых сторон, и конструирования на этой основе системы индивидуализированных заданий для каждого. Но в практическом использовании указанной формы обучения говорится об относительной индивидуализации из-за невозможности знания индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика. В реальном учебном процессе она чаще построена на учете известных, приближенно типичных особенностей группы учащихся (дифференциация) и используется эпизодически.
Результат индивидуализированного обучения напрямую зависит от конкретизации ближайших задач, четкой построения учебного материала, гибкости выбранной методики, уровня образованности и педагогического мастерства учителя, считает Е. Рабунский [3, c. 42]. Ведущим критерием эффективности ученый называет темп продвижения к более действенного познавательного интереса, к более высоким уровням успешности и познавательной самостоятельности.
Таким образом, педагогическая технология индивидуализации профессионально-педагогической подготовки будущих учителей можно рассматривать как особую организацию изучения педагогических дисциплин, которая имеет все признаки индивидуализации и технологизации; пробуждает положительную социальную мотивацию; способствует развитию профессиональных знаний, овладению способами использования форм, методов, средств индивидуальной работы; готовит к индивидуализации обучения в профессионально-педагогической деятельности.