научный журнал «Актуальные исследования» #23 (102), июнь '22

Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки студентов

В предлагаемой статье освещается, что главная особенность составляющей индивидуализации заключается в ее направленности. Направленность внешней составляющей способствует тому, что внешний образовательное пространство принимается и осваивается личностью, поглощается ею. Осмысление, переосмысление образов и символики внешнего пространства, освоение полученной информации происходит во внутреннем пространстве личности.

Аннотация статьи
профессия
способности
личность
деятельность
индивидуализация
Ключевые слова

Преобразования, происходящие в обществе, обусловили появление новой парадигмы образования, целью которой является создание социально-педагогических условий, обеспечивающих воспитание гуманной, всесторонне развитой личности, способной к адаптации в социокультурном окружении, сути – приоритетность в учебно-воспитательном процессе личности, направление на ее всеобщее развитие. Однако система профессионально-педагогической подготовки в высшем учебном заведении построена в основном на традиционных технологиях обучения, не способствует повышению ее эффективности и ограничивает возможность в полной мере осуществлять индивидуальный подход.

Развитие и модернизация образования в высших учебных заведениях требуют проведения широкого круга научных исследований, связанных с внедрением в учебный процесс новейших технологий и современных подходов. Это определяет особые требования к проблеме профессиональной подготовки учителя в высших учебных заведениях, как на основе расширения возможностей уже известных, традиционных подходов, принципов, форм и методов работы, так и путем разработки новых учебных технологий.

Следовательно, необходимость реформирования системы подготовки будущего учителя предполагает, прежде всего, изучение закономерностей формирования личности педагога, становления его профессионализма и определение способов создания технологизированной системы обучения.

Проблема профессиональной подготовки учителя нашла свое отражение в истории педагогической мысли (А. Дистервег, К. Ушинский, Макаренко и др.) и приобретает особую актуальность и разрабатывается во многих направлениях на современном этапе развития образования. Вопросы становления профессионального мастерства будущего учителя изучали Е. Барбина, И. Зязюн, Г. Гринченко и др.; разработка содержания, форм и методов формирования педагогических умений и навыков – C. Гончаренко, А. Дубасенюк, Н. Кузьмина, Н. Нычкало и др.; совершенствование отдельных видов индивидуальной деятельности учителя – Б. Кобзарь, Д. Мазоха Е. Рабунский и др.

Итак, понимание динамики педагогической направленности профессиональной деятельности учителя и тенденций его творческого развития имеет существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, в том числе индивидуализации и технологизации учебной деятельности, поскольку именно в профессии учителя больше проявляется единство и взаимодействие законов природы и человечества. Следовательно, проблемы повышения эффективности системы профессионально-педагогической подготовки в высших учебных заведениях на основе индивидуализации как перспективного направления активизации творческого потенциала будущих учителей возникает целью исследования [1].

Анализ существующей системы подготовки в высшем педагогическом заведении подчеркивает необходимость перехода от традиционного информационно-объяснительного подхода к деятельно-развивающих технологий обучения, поскольку важными возникают не только полученные знания, но и способы усвоения и преобразования учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала студентов, создание условий для максимального приближения содержания обучения к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, совершенствование качества подготовки современного учителя находится в прямой зависимости от модернизации образования, внедрение в практику высшей школы инновационных педагогических технологий как специально созданных, адекватных потребностям и возможностям личности и общества процессов активного усвоения теоретических знаний и практических умений в ходе организационно упорядоченной познавательной деятельности, направленной на гарантированное достижение запланированного результата.

Индивидуализацию рассматриваем как один из видов профессионально-педагогической деятельности, поэтому особое значение в ходе ее исследования приобретает применение основных положений системного подхода как способа познания фактов, явлений, процессов, согласно которым человек рассматривается как динамическая система, которая постоянно развивается, меняется, приобретает новых личностных и индивидуальных качеств, которая обеспечивает широкие возможности социальной и профессиональной адаптации [5, c. 392].

Индивидуальный подход как принцип реализуется в той или иной степени во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно считать проникающей технологии, то есть особой организацией учебного процесса, имеющего признаки технологизации, а индивидуальный подход, индивидуальные и индивидуализированные формы приоритетными [2, c. 54].

Понятия "индивидуализация", которое стало появляться в отечественной педагогической литературе в шестидесятые годы ХХ века, в отличие от "индивидуального подхода" и "индивидуальной работы", большинством исследователей связывается только с учебным процессом, однако объясняется также неоднозначно. А именно, как:

  • принцип обучения (С. Баранов, Н. Скаткин, Н. Талызина и др.)
  • подсистема учебно-воспитательного процесса (В. Галузинский, М. Евтух, Г. Селевко И. Унт и др.);
  • развитие индивидуально-типических особенностей в оптимально организованном учебно-воспитательном процессе (С. Абрамова, Т. Власова, Т. Логвина-Бык и др.);
  • особая форма учебного процесса, в отличие от индивидуальной учитывает особенности каждого ученика во всех формах и методах, то есть своеобразной самостоятельной работой на разном уровне сложности (Л. Болотина, М. Данилов и др.);
  • особая организация учебного процесса, соответствует цели деятельности и реальным познавательным возможностям учащихся (Ю. Бабанский, А. Бударный, С. Гончаренко, Е. Рабунский и др.);
  • особая организация учебного процесса (стратегия), что предусматривает создание оптимальных условий для выявления и развития способностей, талантов и интересов каждого учащегося, содействие целенаправленному формированию творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;
  • самостоятельная работа на разном уровне, которая выполняется собственными желаниями и по специальным заданиям педагогов (И. Огородников, М. Фицула и др.) [4].

Поэтому, индивидуализацию можно рассматривать как особую общую форму организации обучения, основой которой является постоянное изучение индивидуальных особенностей ученика, его сильных и слабых сторон, и конструирования на этой основе системы индивидуализированных заданий для каждого. Но в практическом использовании указанной формы обучения говорится об относительной индивидуализации из-за невозможности знания индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика. В реальном учебном процессе она чаще построена на учете известных, приближенно типичных особенностей группы учащихся (дифференциация) и используется эпизодически.

Результат индивидуализированного обучения напрямую зависит от конкретизации ближайших задач, четкой построения учебного материала, гибкости выбранной методики, уровня образованности и педагогического мастерства учителя, считает Е. Рабунский [3, c. 42]. Ведущим критерием эффективности ученый называет темп продвижения к более действенного познавательного интереса, к более высоким уровням успешности и познавательной самостоятельности.

Таким образом, педагогическая технология индивидуализации профессионально-педагогической подготовки будущих учителей можно рассматривать как особую организацию изучения педагогических дисциплин, которая имеет все признаки индивидуализации и технологизации; пробуждает положительную социальную мотивацию; способствует развитию профессиональных знаний, овладению способами использования форм, методов, средств индивидуальной работы; готовит к индивидуализации обучения в профессионально-педагогической деятельности.

Текст статьи
  1. Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография. Шуя: Изд-во ШГПУ, 2008. 179 с.
  2. Основы личностно ориентированной педагогики. Ч.1 [Текст] : курс лекций / Д. А. Белухин. Москва : ИПП: НПО МОДЭК Воронеж, 1996. 318 с.
  3. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников : на основе анализа их самостоятельной деятельности / Е.С. Рабунский. Москва : Педагогика, 1975. 184 с.
  4. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М., 1990. 196 с.
  5. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталь. М., 1972. 406 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля