Современное дошкольное образование ориентировано на решение многих задач, среди которых актуальной и сложной является задача нравственного воспитания детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования она сформулирована в таком контексте: «…формирование общей культуры личности детей, в том числе … нравственных … качеств».
Нравственное воспитание детей должно начинаться как можно раньше, особое значение в этой связи имеет старший дошкольный возраст, оцениваемый психологами и педагогами как сензитивный для воспитания нравственных качеств. Однако этот процесс должен быть целенаправленным, регулируемым, с использованием эффективных методов и средств, соответствующих психологической природе дошкольника.
В качестве средства воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста может выступать работа со сказкой, в частности – ее инсценирование.
Как отмечают исследователи, «театрализованная деятельность – одна из самых доступных для детей разного возраста видов деятельности, в ходе которой обучающиеся знакомятся с миром прекрасного, пробуждается способность к состраданию, сопереживанию, активизируется мышление, воображение, она способствует социализации – процессу формирования личности в определенных социальных условиях, процессу усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе» [3, с.33].
Ребенок вживается в роль, принимает на себя поведенческие роли сказочных героев, формируя свое отношение к их характерам, качествам и поведению, вынося определенные нравственные уроки, соотнося со своим нравственным поведением и поведением сверстников.
Мы предполагаем, что инсценирование сказок может выступать эффективным средством формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста если:
- осуществлен подбор сказок для инсценирования с учетом показателей сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
- разработаны задания по содержанию сказок, направленные на формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
- организована поэтапная работа по инсценированию сказок с детьми детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа литературы были выделены три компонента сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста: когнитивный компонент, эмоционально-оценочный компонент, поведенческий компонент.
На основании такого содержания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста определены методики для оценки их уровней развития. Для оценки когнитивного компонента нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста использована методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [4]. Для оценки эмоционально-оценочного компонента нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста использована диагностическая методика «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [4]. Для оценки поведенческого компонента нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста разработана карта наблюдения.
Результаты анализа литературы и эмпирического исследования стали основанием для разработки содержания воспитательной работы с детьми по формированию нравственных качеств с опорой на метод – инсценирование сказок.
В соответствии с первым выделенным условием был осуществлен подбор сказок для инсценирования с учетом показателей сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста: было отобрано 8 народных и литературных сказок, по которым и была реализована воспитательная работа. Выбор сказок обуславливался, с одной стороны, возрастными возможностями в понимании и инсценировании, с другой – ориентацией на формирование конкретных нравственных качеств: щедрость, трудолюбие, искренность в общении, доброта, внимание к людям (тех нравственных качеств, которые изучались нами на этапе констатирующего исследования и были оценены как недостаточно развитые). При этом мы постарались задействовать не только сам процесс инсценирования, но и этапы подготовительной работы и последующей рефлексии.
В соответствии со вторым выделенным условием были разработаны и реализованы задания по содержанию сказок, направленных на формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»: задания-этюды, задания-дискуссии и т.п.
В соответствии с третьим выделенным условием были организована поэтапная работа по инсценированию сказок с детьми старшего дошкольного возраста:
- подготовительный этап: совместное прочтение сказки, чтение по ролям, групповое обсуждение образов сказочных героев, их поведения, их нравственных выборов;
- основной этап: собственно подготовка к инсценированию сказки (или ее фрагмента) и собственно театрализация;
- рефлексивный этап: групповое обсуждение сказки с вопросами такого типа: «Чему учит нас сказка?», «На кого вам бы хотелось быть похожим? Почему? А на кого не хотелось быть похожим?» и т.д., подведение итогов о нравственных уроках.
С целью определения значимости произошедших изменений в сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста до и после реализации программы нами был применен метод статистического анализа данных – Т-критерий Вилкоксона.
Результаты статистической обработки данных по Т-критерию Вилкоксона показали, что в группе детей старшего дошкольного возраста произошли положительные изменения по таким компонентам, как мотивационный и деятельностный. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что именно инсценирование специально подобранных сказок влияет на эмоциональную сферу ребенка, способствует присвоению и закреплению этического поведения. В целом воспитательную работу можно считать результативной: инсценирование сказок может выступать эффективным средством формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.