Введение. Весь педагогический процесс строится от личности ребенка, его мировоззрения, наследственности, среды обитания, воспитания, а также «... в результате собственной деятельности» [5]. Объектом познания личности является не только мир в его многообразии, но и она сама, что проявляется в самопознании и самосовершенствовании. Быть личностью – это оценивать последствия своего решения, осуществлять необходимый для себя выбор, держать ответ за них перед собой и обществом в целом. Возникновение устойчивых форм поведения, развитие познавательной и творческой сферы, усвоение нравственных требований играют важную роль в становлении личности в детском коллективе [4]. Любой детский коллектив – это коллектив со своими психологическими особенностями. Управление коллективом осуществляется через руководителей, которые назначены официально [1]. Воздействие на детский коллектив может происходить так же через неофициальных лиц, которые пользуются авторитетом среди учеников. Например, лидеры детского коллектива.
Объекты и методы исследования. Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, в течение дня находятся под наблюдением педагога, который строит свою работу в соответствии с программой данного учреждения, профессиональными умениями и навыками, преломляя их сквозь свои личностные особенности. Отсюда следует, что профессиональная деятельность воспитателя – процесс непрерывного общения с дошкольниками, от эффективности которого зависят результаты воспитательно-образовательной работы в детском саду. Постоянная включённость в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование педагогом своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений. Педагог должен уделять значительное внимание вопросу выявления истинного лидера. Для благоприятной жизнедеятельности детского коллектива, важно, чтобы все идеи и действия педагога были поддержаны лидером из числа учеников [3]. Главным условием выдвижения лидера является его авторитет. Лидеру детского коллектива стараются подражать, с ним соглашаются и доверяют его действиям. Авторитет можно рассматривать как деловой или эмоциональный. В деловом авторитете лидер рассматривается как специалист, а в эмоциональном как личность, со своими индивидуальными и психологическими особенностями. Лидерство в детском коллективе в большей степени зависит от множества факторов и различных ситуаций, чем от особенностей личности самого лидера. «В успешных коллективах лидеры больше ориентированы на решение задач и постановку новых целей» [2]. В детских коллективах, где главным критерием общения является сотрудничество, лидер нуждается в помощи со стороны педагога. В процессе своего развития коллектив приобретает различные новые особенности и качества, которые характерны группе. Главным групповым качеством является сплоченность коллектива. Это качество имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Благоприятный психологический климат сам не вырабатывается, особенно, если разговор идет о детях, которые не владеют социальной зрелостью и жизненным опытом. Для хорошего функционирования коллектива надлежит управлять им квалифицированному специалисту. Любой детский коллектив рассматривается как структурная единица. В ее рамках осуществляется учебная и воспитательная деятельность. Любой коллектив строится на добровольных началах. Каждый участник занят совместной деятельностью, все имеют общие цели и задачи, вступают в физическое и психическое взаимодействие. Любой коллектив имеет определенную систему межличностных отношений. Существует два вида отношений: официальные или неофициальные. Официальные отношения строятся на основании правил. Так же, в коллективе формируются неофициальные отношения. Они строятся на основе межличностных интересов и отношений, которые не связаны с учебной деятельностью [2].
В основе детского коллектива лежат социальные и психологические взаимосвязи между членами коллектива. Коллектив так же характеризуется как формальная и неформальная структура. Так же, деятельность отдельного человека во многом зависит от деятельности всей группы. Взаимоотношения между педагогом и детским коллективом относятся к взаимоотношениям руководства. Они осуществляются через руководство группой или ее самоуправлением. Как правило, оно осуществляется через официально назначенных лиц (руководители) и через неофициальных лиц, которые имеют высокий статус в группе (лидеры). Взаимоотношения между членами детского коллектива закономерно изменяются. Изначально, на первом этапе они бывают безразличными, затем могут перерастать в конфликты и противоречия, а конечной фазой является превращение всех взаимоотношений в коллективистские. Деятельность детского коллектива не регламентирована временем. Она является сложным структурным образованием и состоит из ряда подструктур. Именно в коллективе человек развивает свою и находит проявления для своей индивидуальности. Правильная организация коллективной деятельности (учебной, трудовой, познавательной) способствует проявлению творческого потенциала личности, ее эмоциональному развитию и становлению верной гражданской позиции. Коллектив с его общественными нормами и стандартами незаменим как фактор формирования обобщенного опыта, а также значимых умений и навыков общественного поведения. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность.
Психологический микроклимат является менее устойчивой и более изменяющейся характеристикой детского коллектива. Психологический микроклимат определяет атмосферу в коллективе, рассматривает общение между участниками, их взаимодействия. Любой детский коллектив рассматривается как структурная единица. В ее рамках осуществляется учебная и воспитательная деятельность. Любой коллектив строится на добровольных началах. Каждый участник занят совместной деятельностью, все имеют общие цели и задачи, вступают в физическое и психическое взаимодействие. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований.
Понятие детский коллектив имеет множество значений и характеристик. Обобщенно можно сказать, что это группа людей, которые объединены общей деятельностью для достижения общих целей. Для того, чтобы стать эффективным инструментом, коллектив должен обладать определенной организацией и качествами. В основе детского коллектива лежат социальные и психологические взаимосвязи между членами коллектива. Коллектив так же характеризуется как формальная и неформальная структура. Так же, деятельность отдельного человека во многом зависит от деятельности всей группы. Самоуправление в коллективе должно иметь демократический характер. Каждый член коллектива имеет право голоса, свободно высказывал свое мнение. Важным путем сплочения детского коллектива является накопление положительных традиций. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Интересные традиции сложились во многих коллективах: последний звонок, праздничные дни рождения, спортивные праздники. Традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность. «Традиции украшают жизнь ребят». Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе.
Любой детский коллектив рассматривается как структурная единица. В ее рамках осуществляется учебно-воспитательная деятельность. Любой коллектив строится на добровольных началах. Каждый участник занят совместной деятельностью, все имеют общие цели и задачи, вступают в физическое и психическое взаимодействие. Их объединяет общий труд, но у каждого у человека своя профессия [3].
Заключение (выводы). Таким образом, роль детского коллектива, эффективность его деятельности и его воздействие на личность ребенка характеризуется соотношением стиля руководства педагогом с составом команды, наличием или отсутствием лидера. Психологический микроклимат является менее устойчивой и более изменяющейся характеристикой коллектива. Психологический микроклимат определяет атмосферу в коллективе, рассматривает общение между участниками команды, их взаимодействия. Благоприятный психологический микроклимат во многом зависит от детей, которые не имеют достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Именно поэтому для создания благоприятного функционирования детского коллектива необходимо управление ей хорошим специалистом.