научный журнал «Актуальные исследования» #23 (102), июнь '22

Предоставление жилых помещений детям-сиротам в аспекте совершенствования законодательства

В статье выявлена необходимость совершенствования порядка осуществления жилищных прав детей-сирот; порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам должен определяться Правительством РФ, что будет способствовать единообразному подходу на всей территории РФ.

Аннотация статьи
реализация права на жилище
обеспечение жилыми помещениями
защита прав детей-сирот
договор найма специализированных жилых помещений
совершенствование законодательства
Ключевые слова

Дети-сироты относятся к социально-уязвимой категории граждан, поэтому защита их прав является первостепенной задачей государства. С 2013 г. практически ежегодно вносились различные изменения в законодательство, направленные на защиту прав детей-сирот, уменьшения количества лиц, не обеспеченных жилыми помещениями. Вместе с тем, по статистическим данным на территории Российской Федерации на получение жилых помещений находятся 289,8 тысяч детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей [1]. Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жильем, по Саратовской области на 1.08.2021г. составило 5025 человек, из них право 2573 лиц на получение благоустроенных жилых помещений подтверждено вступившими в законную силу решениями суда [2]. Указанные данные свидетельствуют об отсутствии положительной динамики в сфере защиты прав детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.

Одной из главных проблем, возникающих при предоставлении жилых помещений детям-сиротам и лицам, оставшихся без попечения родителей наличие очередности, препятствующая реализации прав указанной категории лиц и ухудшающая их правовое положение, которое существовало ранее и предусматривало внеочередное обеспечение их жилыми помещениями. В связи с этим следует обратиться к Конституции РФ, которая в п.2 ст.55, запрещает издавать законы, отменяющие или умаляющие права граждан РФ. При этом должностные лица всячески стараются ликвидировать очередность при предоставлении жилых помещений, нередко субъекты РФ используют методы, не закрепленные в законодательстве РФ. Так, в Саратовской области в 2016 году предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществлялось путем лотереи, в ноябре 2017 года путем случайного выбора было распределено 40 жилых помещений, на которых претендовало 266 нуждающихся [3, с.26]. На данный метод борьбы с очередностью было обращено внимание уполномоченного по правам ребенка в РФ, который потребовал пересмотра данного порядка предоставления жилых помещений, нарушающего права граждан РФ. По этому вопросу ВС РФ выразил свою позицию следующем образом: «как федеральное законодательство, так и нормативно-правовые акты региона очередность как таковую не предусматривают, в связи с чем формулировка «в порядке очередности» не отвечает требованиям законодательства и не является законным основанием необеспечения заинтересованного лица жилым помещением своевременно» [4]. Таким об можно сделать вывод, что Верховный Суд РФ не признает наличие очередности основанием для отказа в предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

Еще одним актуальным вопросом в сфере предоставления жилых помещений детям-сиротам остается финансирование. Для исполнения субъектами Российской Федерации указанных расходных обязательств ежегодно бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляется субсидия на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. Так, Федеральным законом от 08 декабря 2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 10 млрд.руб. ежегодно. Таким образом, наглядно видно, что существует также зависимость от выделяемых субвенций, бюджетных средств, а не от количества лиц, имеющих право на получение жилых помещений [5, с.45].

На ряду с вышеизложенным следует обратить внимание на срок, в течение которого детям-сиротам предоставляются жилые помещения. На законодательном уровне подобный срок не установлен. Как упоминалось выше, ранее существовал внеочередной порядок предоставления жилых помещений (ст.57 ЖК РФ), несмотря на это задолженность по обеспечению жилыми помещениями все равно образовывалась. В настоящее время жилые помещения детям-сиротам предоставляются из специализированного жилищного фонда. Данный порядок подразумевает предоставление жилых помещений при наступлении обстоятельств, установленных законодательством. А отсутствие закрепленного в законе срока вносит правовую неопределенность при реализации жилищных гарантий и позволяет субъектам власти злоупотреблять своими обеспечительными функциями. Ранее уже отмечалось о необходимости установить хотя бы примерные сроки предоставления жилых помещений. Если отсутствует возможность установить сроки, представляется целесообразным выплачивать лицам компенсацию за коммерческий наем жилых помещений, которая предусмотрена у военнослужащих. В противном случае нарушается принцип равенства всех граждан РФ перед законом, который закреплен в ст.19 Конституции РФ [6, с.100]. В целях совершенствования порядка беспрепятственного осуществления жилищных прав детей-сирот в ряде субъектов РФ был приняты законы, предусматривающие выдачу жилищного сертификата детям-сиротам. Так Закон Саратовской области от 10.06.2021 № 70-ЗСО "О внесении изменения в Закон Саратовской области "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", предусматривает, что детям сиротам, включенных в список и достигших 25 лет, предоставляется право на однократное получение социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, удостоверяемое в именным свидетельством. Безусловно, этот шаг по совершенствованию законодательства позволит улучшить статистику по обеспечению жилыми помещениями, а главное позволит реализовать свое право на жилище детям-сиротам. Следует отметить, что на федеральном уровне подобный законодательный акт еще не принят. Существует лишь законопроект № 1181450-7 «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [7], который также предусматривает получение жилищного сертификата детьми-сиротами. В законопроекте ничего не говорится о дополнительных условиях получения такого сертификата (возраст, срок и т.д.). Соответственно можно сделать вывод, что законопроект предусматривает его выдачу с момента возникновения права на получения жилого помещения, а именно с момента совершеннолетия. Данное положение явно противоречит позиции законодателя, который с 2013 г ужесточил контроль за жилищным фондом детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, предоставляя по договору найма жилые помещения из специализированного жилищного фонда и отдаляя момент передачи их в собственность до момента полной социальной адаптации указанной категории лиц.

Для обеспечения единообразного подхода предоставления жилых помещения детям-сиротам и лицам, приравнённых к ним и для беспрепятственного осуществления указанными лицами своих прав представляется верным, чтобы Правительством РФ определяло порядок обеспечения жильем на всей территории РФ. В противном случае задолженность по жилищному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, "возрастных" лиц из числа детей-сирот будет накапливаться, а гарантии окажутся нереализованными [8, с.50].

Несмотря на все меры, применяемые субъектами РФ и Правительством, направленные на уменьшение очерёдности и беспрепятственное осуществление прав детьми-сиротами, учитывая численность, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, необходимо расширять формы и механизмы обеспечения жильем указанной категории граждан.

Текст статьи
  1. Проект Федерального закона N 101381-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1181450-7 (дата обращения 10.06.2022г)
  2. Сайт Следственного управления Следственного комитета по Саратовской области// URL: https://saratov.sledcom.ru/news/item/1540267(дата обращения 10.06.2022г)
  3. Куликов А. Лохотрон для сирот // Российская газета - Федеральный выпуск №7439 (273). 46 с.
  4. "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" // (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 6, июнь, 2021
  5. Огурцова В.М. Состояние законности в сфере соблюдения жилищных прав детей-сирот // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу.№6.2015.С.43-46.
  6. Бекузарова Ю.В. Проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 1. С.99-101.
  7. Проект Федерального закона № 1181450-7 «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1181450-7#bh_histras (дата обращения 10.06.2022г)
  8. Тарасова А. Новая модель жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа // Административное право. 2013. N 2. С. 47-61.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля