Изменения, происходящие сегодня в мире, особенно глобализация Интернета и информации, расширяют представления людей о счастье и иногда побуждают их пересматривать традиционные взгляды. Существующие традиционные представления теперь могут радикальным образом измениться под влиянием поверий, различных подходов. Здесь возникает вопрос: не сформируют ли воспетые и почитаемые веками представления вместо эвдемонических воззрений новые, совершенно иные представления радикального характера? Взгляды человечества на счастье устарели ли и нет ли больше надобности на них? Разве научно-техническая революция, кардинально меняющая нашу жизнь, не оставляет места для размышлений, воображения и мечтаний о счастье? Научно-технические открытия, входящие сегодня в нашу жизнь, обладают свойством «прорыва» и оказывают радикальное влияние на наше социальное существование. По словам Клауса Шваба, основателя и президента Всемирного экономического форума (DAVOS), «мы находимся в авангарде революции, которая коренным образом изменит нашу жизнь, нашу работу и наше общение. В предшествующем опыте человечества не было аналога четвертой промышленной революции по масштабам, размаху и сложности. Нам еще нужно полностью понять темпы и масштабы развития этой новой революции... Подумайте о невероятных нововведениях, вносимыми в нашу жизнь искусственным интеллектом, робототехникой, Интернетом, автомобильными роботами, 3D-технологиями, нанотехнологиями, биотехнологиями, материаловедением, накоплением и хранением энергии, невероятными методами квантового вычисления» [1]. В ближайшие несколько десятилетий можно будет искусственно создать любое растение, животное или даже человека. Если так, то любая работа, труд, исследование просто станут процессом, который будет проходить без боли и удовольствия. Трудно увлечься чем-то, от чего человек страдает и не получает удовольствия. Он также видит счастье как нечто, чего он достигает через страдания. Социально-педагогические и психологические исследования показывают, что человек не ценит готовых, легко достигаемых достижений, он ценит лишь то, что он много трудился, затратил свои силы и ум и считает их счастьем. В то же время важно иметь в виду, к каким трагедиям может привести промышленная революция, которая будет иметь большое значение в будущем и входит в нашу жизнь уже сегодня. Сегодня нанотехнологии создают графен в двести раз прочнее стали, в миллион раз тоньше волокна человеческого волоса, а завтра такие материалы приведут к реконструкции всей отрасли, радикальному изменению трудового процесса. Термоактивные пластики, созданные из отходов, решают проблему хранения и распределения тепла, что поднимает урбанизацию на беспрецедентный уровень. Для человека будут созданы все удобства и возможности, не будет места и необходимости тяжелого труда. Принятие научно-технических новшеств, а главное, смелые исследования в этой области могут привести человечество к социальному, онтологическому неравенству [1].
Государства, не принявшие активного участия и не поддержавшие НТР, останутся в состоянии отсталости, а народы, связавшие свое развитие с научно-техническими открытиями и исследованиями, будут продолжать развиваться. На наш взгляд, немыслимо, чтобы все народы и государства принимали активное участие в научно-техническом развитии, в той или иной мере препятствовали национальный менталитет, этностереотипы, традиции, жизненные цели. Для преодоления этих препятствий политические институты, прежде всего государства, должны быть готовы изменить менталитет своего народа. «Новая техника создается человеком, в первую очередь для человека» [1].
Невозможно забыть, какие глобальные кризисы, вызванные научно-технической революцией ХХ века, сегодняшними открытиями, своими масштабами и фундаментальностью делают все существующее врагом человека, полностью меняя представления людей о жизни, счастье и мечтах.
В современном обществе традиции индивидуализма также заставляют некоторых молодых людей «плевать» на заботы общества, мнение окружающих, считать удовлетворение своих желаний счастьем. М.Мэнсон выражает эти традиции и раскрывает сущность пофигизма. Пофигизм буквально означает «плевать на всех», защищать каждого, чтобы он жил для своей цели. Оно происходит во всех, открыто или тайно, потому что, когда человек думает о своем здоровье, покое и счастье, он не может не поддаваться пофигизму, иначе он отрицает связь счастья с индивидуальной реальностью, с аффективными переживаниями индивида.
Вышеизложенные соображения обнаруживают западный индивидуализм, юношеский эгоизм. Думать о своих интересах, жить ради себя приводит к «плеванию» на общесоциальные нормы, чужие заботы и страдания. На Западе некоторые реципиенты могут поддерживать такой образ жизни, уважать его на уровне ценности, быть показателем счастья. Однако здесь отмечаются нигилизм и эгоизм, возникает необходимость их исправления. По словам М.Мэнсона: «Счастье приходит от решения проблем… Счастье – это непрерывная работа, настоящее счастье – в процессе работы над решением проблем» [2]. Как бы западная мысль ни почитала индивидуализм, она не может представить свободу и права человека без труда, творчества и исследований. Нигилизм и эгоизм отдельных молодых людей не могут быть ценностью для всего общества, поэтому «плевать на всех» не может сделать народ и нацию счастливыми – это черта [4].
Следует отметить, что для человека, прежде всего, жизнь и ее основные законы, требования, семья, родные, друзья и коллеги, родина – устойчивые духовные ценности. Без этих устойчивых ценностей трудно чувствовать себя счастливым. Как пишет доктор философских наук Р.Рузиева: «В то время как ценности выражаются в виде славного и трагического прошлого, исторический и культурный опыт, уроки, радости и счастливые моменты отдельных наций и народов, обычаи, обряды и обряды как форма образа жизни формируют духовно-нравственные основы человеческие жизни. Ценности всегда проявляются в виде определенной деятельности, выражают содержание отношения людей к действительности, определяют направленность их поведения и усилий» [3]. Вот почему феномен счастья выражается через духовные ценности, счастье народа, нации и определяется тем, что эти ценности находят отражение в общественной жизни.