Главная
АИ #23 (102)
Статьи журнала АИ #23 (102)
Технология работы с кейсами (на примере УМК «Spotlight» Н. И. Быковой, Д. Дули, ...

Технология работы с кейсами (на примере УМК «Spotlight» Н. И. Быковой, Д. Дули, М. Д. Поспеловой)

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

кейс-технология
английский язык
Spotlight

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается специфика кейс-технологии, и особенности ее применения на уроках. Так же представлены практические наработки использования кейс технологии на уроках английского языка в младшем и среднем звене на примере УМК «Spotlight» под редакцией Быковой Н. И., Дули Д., Поспеловой М. Д. и других.

Текст статьи

Научный руководитель – доктор культурологии, доцент Набилкина Лариса Николаевна

С введением Федерального государственного образовательного стандарта претерпели изменения не только структура и содержание образовательного процесса, но и деятельность самих педагогов. На первое место в работе учителя выдвигается умение самостоятельно выстраивать учебный процесс исходя из обновлений образовательной среды, реализовывать системно-деятельностный подход на уроках. Основа данного подхода заключается в развитии способности у школьников к самостоятельному приобретению и применению знаний, исходя из личностных целей и потребностей. Поэтому на первый план выходят методы обучения, которые помогают осваивать универсальные способы деятельности [3, с.26].

Одним из таких современных методов обучения является кейс–метод. Кейс-технологией (кейс-методом) называют интерактивную технологию обучения, в основе которой заложены реальные и вымышленные ситуации, направленную в большей степени не на освоение знаний, а на формирование у обучающихся новых качеств и умений. Главная её функция – развитие способности разрабатывать проблемы и находить их решения, развитие умения работать с информацией. При этом учащиеся не получают готовые знания, они их добывают в ходе работы при сотворчестве с учителем.

В основе кейс-метода лежат знакомые всем методы: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Решая общую проблему на уроке, полезной оказывается совместная деятельность учащихся в группах, при организации которой учащиеся могут лучше понять и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а также – научиться работать в коллективе и добывать знания самостоятельно.

Суть кейс-метода заключается в анализе реальной ситуации, в описании которой одновременно отражается не только какая-либо практическая проблема, но и актуализируется определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема имеет, как правило, несколько решений. Так как данный метод является интерактивным, он мотивирует учащихся к более глубокому изучению предмета. Применение данной технологии влияет на развитие таких жизненных качеств как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно преподносить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Кейс-технологию можно применять на любом уроке, если основными задачами урока является обучение навыкам критического мышления, принятие решений независимого характера. Широко данная технология применяется на уроках иностранного языка, так как именно там, работая с текстом, учитель подводит детей к определенной мысли [2].

Выделяют несколько видов кейсов, каждый из которых имеет свое содержание.

  1. Практические кейсы. Содержание данных кейсов как можно реальнее должно отражать вводимую ситуацию или случай. Можно использовать исторический источник, реальный документ, статистические данные, даже вещественный артефакт. Цель данного кейса – отработать навыки преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально-деятельностное пространство реальной жизни.
  2. Обучающие кейсы. Основная задача данных кейсов – обучение. Задания в кейсах сводятся к типичным учебным ситуациям на отработку автоматизма навыков и способов поиска решений.
  3. Научно-исследовательские кейсы должны мотивировать обучающихся на занятия исследовательской деятельностью.

Основными методами активизации учебного процесса при использовании кейс-технологии являются: метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии); метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии [1, с. 61-69].

Существует большое многообразие кейсов, но все они имеют аналогичную структуру. Как правило, кейс состоит из:

  • Ситуации – случая, проблемы, истории из реальной жизни;
  • Контекста ситуации – хронологического, исторического, контекста места, особенностей действия или участников ситуации;
  • Комментария ситуации, представленного автором;
  • Вопросов или заданий для работы с кейсом;
  • Приложения.

Так же существуют определенные этапы разработки кейса. Во-первых, нужно определить место кейса в системе образовательных целей. Затем найти институциональную систему, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса. Далее необходимо построить или выбрать модели ситуации, создать описание, собрать дополнительную информацию и подготовить окончательный текст. И в конце презентовать кейс и организовать работу по нему.

Вариантов организации работы с кейсом очень много, здесь все зависит от творческого потенциала учителя. Мы обобщили имеющуюся информацию и выработали алгоритм организации работы на уроке.

Первый этап – этап погружения в совместную деятельность. На данном этапе формируется мотивация к совместной деятельности, проявляется инициатива участников.

Второй этап – этап организации совместной деятельности. Основная задача данного этапа – организовать деятельность по решению проблемы. Более эффективной является работа в малых группах, поэтому учащиеся делятся на временные малые группы и готовят ответы на вопросы в течение определенного времени, которое озвучивает учитель. В каждой малой группе участники предлагают свои ответы, затем, в процессе обсуждения, их дорабатывают, вырабатывают единую позицию, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается один участник, который будет представлять решение – «спикер». Как правило, при грамотном составлении кейса, решения групп не совпадают. Спикеры презентуют решения групп и отвечают на вопросы. Задача педагога организовать и направлять общую дискуссию.

Третий этап – этап анализа и рефлексии совместной деятельности. На данном этапе проявляются образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Так же задача этапа — проанализировать эффективность организации занятия, выявить проблемы организации совместной деятельности, поставить задачи для дальнейшей работы. В завершении работы педагог подводит итог дискуссии, анализирует процесс обсуждения кейса и работы всех групп, анализирует и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги [4, с. 102-116].

При создании кейса педагог должен четко ставить цели и задачи предстоящего урока в целом, учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся, а также четко выстраивать последовательность шагов, важных для разработки кейса.

Говоря об иностранном языке, необходимо учитывать его специфику и понимать, что кейсы будут содержать объемный материал на английском языке. Поэтому необходимо четко продумать содержание кейса, для того чтобы учащиеся, работая с кейсом могли достичь максимального результата за отведенное им время.

В нашей статье мы рассмотрим использование кейс-технологию на уроке английского языка на примере УМК «Spotlight» Быковой Н. И., Дули Д., Поспеловой М. Д.

Работая в начальной школе, можно использовать метод разбора деловой корреспонденции. Например, на уроке в 3 классе по 5 модулю «Furry friends» при повторении и закреплении темы «numbers 20-50» каждому из учащихся предлагается несколько кейсов со статьями, содержащими имена числительные от 20-50. Ученикам необходимо прописать имеющиеся в статьях числа словами.

Аналогичное задание можно использовать в 4 классе, при изучении 5 модуля «Where were you yesterday?» для отработки практики по теме «ordinals». Так же предложить учащимся несколько кейсов со статьями, в которых порядковые числительные прописаны цифрами и их нужно записать словами, вспомнив правило образования порядковых числительных.

На уроке в 6 классе при изучении модуля 4a «Day in, Day out» при отработке разговорной темы «Daily routine» можно использовать один из вариантов метода разбора деловой корреспонденции – мусорная корзина. Учащимся предлагается кейс с набором отдельных строк из документа, имитирующих результат работы бумагорезательной машины. Учащимся в парах или группах предлагается восстановить текст, в котором описан распорядок дня.

В учебнике 8 класса одна из тем 4 модуля «Traditional costumes in the British Isles». Для изучения данной темы также можно использовать кейс-технологию. Учитель готовят кейсы, которые содержат тексты на английском языке, описывающие традиционные костюмы всех 4 частей Британского острова: Англии, Ирландии, Уэльса и Шотландии, и изображения данных костюмов. Задача учащихся познакомиться с предложенной информацией, соотнести текст с картинкой и создать коллаж. Так же ребятам можно предложить сравнить костюмы Британии и традиционный русский костюм по определенным характеристикам: форма, цветовая гамма, материал, особенности, сходства.

Подводя итог, нужно сказать, что, овладев всей необходимой информацией о специфике кейс-технологии, каждый учитель может использовать ее на своих уроках. При этом нужно хорошо продумывать содержание кейса и определить методику его использования в образовательном процессе.

Список литературы

  1. Андюсев Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей. Директор школы. - №4, 2010. – С. 61-69.
  2. Габдрахманова, Б. Д Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы / Б.Д. Габдрахманова // International scientific review Электронный доступ https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-tehnologii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury
  3. Добротина И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий / И. Н. Добротина // Русский язык в школе. – 2013. – № 10.
  4. Шабанов А. Г. Формы, методы и средства в дистанционном обучении / А. Г. Шабанов // Инновация в образовании. – 2005. – №2. – С. 102-116.

Поделиться

2541

Козырева Д. В. Технология работы с кейсами (на примере УМК «Spotlight» Н. И. Быковой, Д. Дули, М. Д. Поспеловой) // Актуальные исследования. 2022. №23 (102). С. 76-78. URL: https://apni.ru/article/4244-tekhnologiya-raboti-s-kejsami-na-primere-umk

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января