Главная
АИ #23 (102)
Статьи журнала АИ #23 (102)
Особенности организации работы на уроке английского языка с использованием кейс-...

Особенности организации работы на уроке английского языка с использованием кейс-технологии

Автор(-ы):

Козырева Дарья Валентиновна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

кейс-технология
английский язык
этапы организации урока

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается одна из современных и эффективных технологий - кейс-технология и ее использование на уроках иностранного языка. Особое внимание уделяется организации работы при использовании данной технологии на уроке: рассматриваются основные этапы организации работы с кейсом, описывается деятельность педагога и деятельность учеников. Также выделяются положительные аспекты данной технологии и трудности при организации урока.

Текст статьи

Научный руководитель – доктор культурологии, доцент Набилкина Лариса Николаевна

Преподавание иностранного языка требует от педагога гибкости и постоянного поиска новых образовательных моделей, инноваций и технологий для достижения наилучшего результата. Одним из эффективных способов организации обучения иностранным языкам является кейс-технология, содержащая все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование. В процессе работы учащиеся могут общаться на иностранном языке с одноклассниками и учителем [2, с.146]. О. К. Ильина считает, что сущность кейс-технологии на уроках английского языка заключается «в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде» [4, с. 253-261].

При использовании кейс-технологии анализируется реальная ситуация, описание которой не только отражает существующую проблему, но и актуализирует знания, которые необходимо освоить для решения данной ситуации. Неоспоримые преимущества данной технологии заключаются в побуждении к активному участию в учебном процессе, к совместному обучению в группах; в развитии критического мышления, навыка анализа текстовой информации; в стимулировании самостоятельной работы по получению дополнительной информации; в развитии умений формулировать проблему, выделять аргументы, доказательства, критерии оценивания; в развитии коммуникативной культуру.

Кейс является специально подготовленным материалом, описывающим конкретную проблему, которую нужно решить обучающимся, работая в группе. Данный метод отличается от остальных тем, что в его основе лежит проблемная ситуация, основанная на использовании фактов реальной жизни. При этом сама проблема не может иметь однозначного решения. Для эффективной работы на уроке учитель должен правильно поставить учебную задачу, и для ее решения создать кейсы с различными информационными материалами: статьями, информационными текстами, литературными рассказами, сайтами сети Интернет, статистическими отчетами, иллюстративным материалом и прочими материалами [1, с. 94-96]. Кроме этого, комплект кейса содержит заданную проблемную ситуацию (тему), основной план работы, карточки с критериями оценки работы, образцы результатов обсуждения в письменной форме. Исходя из того какую цель обучения ставит педагог, какой уровень знаний и умений у учащихся определяется содержание и объем кейса. При этом на выбор темы и содержания влияет не наука, а повседневная проблема, с которой люди встречаются довольно часто. Для повышения мотивации кейсы следует составлять, опираясь на актуальность темы, возраст и уровень знаний обучающихся [3, с. 36].

Нужно отметить, что решая ту или иную проблему в ходе урока, на первое место должно выходить не репродуктивное освоение информации, а совместная деятельность педагога и обучающихся, при этом преподаватель, выступающий в качестве модератора, должен направлять учеников, помогать им самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать и применять знания, получаемые на уроке при применении кейс-технологии [5, с. 137-140].

При организации урока на основе кейс-технологии необходимо соблюдать следующие этапы:

  • подготовительный – подготовка учителем необходимых кейсов до начала занятий;
  • ознакомительный – вовлечение обучающихся в анализ ситуации, ознакомление с материалом;
  • аналитический – групповая или индивидуальная работа над кейсами, поиск вариантов решения;
  • итоговый – презентация полученных результатов в ходе работы над кейсами;
  • завершающий этап – подведение итогов [6, c.260-261].

Задачи подготовительного этапа: конкретизировать цели и разработать ситуации для кейсов. Прежде всего необходимо определить, насколько целесообразно использовать кейс-технологию на каждом этапе урока. Затем преподаватель, до начала урока, разрабатывает кейсы, определяет список необходимой для усвоения учебной темы литературы, продумывает сценарий занятия [2, с.146].

На ознакомительном этапе дети вовлекаются в работу над кейсом, анализируют представленную ситуацию. Ознакомительный этап имеет особую важность в процессе работы над кейсом, так как без правильного анализа полученной информации дальнейшее обсуждение невозможно. На данном этапе ученики демонстрируют основные умения смыслового чтения: осмысление цели чтения, выбор вида чтения исходя из его цели, извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации.

Аналитический этап является началом обсуждения кейса. На данном этапе обучающиеся анализируют кейс и вырабатывают решения. Каждый из участников должен быть вовлечен в групповую работу. От учителя требуется создание психолого-педагогической атмосферы, побуждающей обучающихся к обсуждению проблемной ситуации. Для эффективной работы группы возможно использование ряда специфических приемов: первичной оценки содержания кейса, организации обсуждения ситуации и выявления преимуществ и недостатков предлагаемых решений. Также при поиске решения обучающиеся должны сконцентрировать свое внимание на том, насколько реальным является воплощение их идей. Нужно помнить, что обсуждение поисков решения невозможно без дискуссии.

На итоговом этапе группы презентуют и обосновывают свои решения кейсов. Учащиеся аргументируют свой выбор, обозначают и доказывают свою точку зрения. На данном этапе учителем оцениваются умение каждого ученика работать в группе и активно вести дискуссию, общая атмосфера в группе и обоснованность вывода по кейсу. Очень важно прививать учащимся толерантность и непредвзятость при оценке чужих вариантов решения проблемы. Задача учителя контролировать работу учеников с помощью выбора типа презентации: мини-лекции, представления статистики, доклада с участием всех участников группы. Учащимся необходимо фиксировать основные пункты дискуссии и решения проблемы, так как это помогает быстро накапливать опыт, анализировать возникшие трудности и обмениваться опытом с другими группами и учащимися в целом.

Завершающий этап работы – подведение итогов. Итоги подводятся как учителем, так и учащимися для их активного вовлечения в процесс самооценивания проделанной деятельности. В процессе обсуждения кейса учащимися подводятся итоги, после чего учитель оценивает выводы группы и деятельность отдельных учеников, а также весь ход дискуссии [6, c.260-261].

С помощью использования кейс-технологии активизируются теоретические знания и практический опыт обучающихся, развивается умение высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение видеть альтернативную точку зрения и аргументировать свою, проявляются и совершенствуются аналитические и оценочные навыки, готовность работать в команде, формируется понимание неоднозначности решения проблем в реальной жизни. Для применения кейс-технологии педагогу требуется больше времени на подготовку занятия, на создание кейсов, преодоление существенных трудностей, заключающихся в недостатке учебно-методической литературы, но использование данной технологии способствует более активному усвоению материала и повышает мотивацию обучающихся, когда они видят высокие результаты собственной работы.

Список литературы

  1. Абрамова, С. Ю. Использование кейс-метода на уроках английского языка / С. Ю. Абрамова, Ю. В. Белозерова. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа : Лето, 2015. – С. 94-96.
  2. Беспалова С. В., Основные этапы работы с кейс-методом в практике преподавания английского языка / С.В. Беспалова Я. А. Кармишина // Инновационная наука, 2016. - С.146.
  3. Долгоруков А. М. Сase study как способ понимания / А.М. Долгоруков // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21–44.
  4. Ильина О. К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка / О. К. Ильина // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. научн. статей в 2 ч. Ч. 1. / Под общ. ред. Л. Г. Ведениной. – М.: МГИМО – Университет, 2009. – С. 253–261.
  5. Лузан Е. Н. Кейс как образовательная технология / Е.Н. Лузан // Вестник Брянского государственного университета, 2012. № 1. - С. 137–140.
  6. Нугманова Ф. Разработка и применение кейс-технологии, ориентированной на развитие метапредметных навыков старшеклассников на уроке английского языка / Ф. Нугманова, М. Кулькова // Филология и культура, 2021. – C.260-261.

Поделиться

800

Козырева Д. В. Особенности организации работы на уроке английского языка с использованием кейс-технологии // Актуальные исследования. 2022. №23 (102). С. 79-81. URL: https://apni.ru/article/4245-osobennosti-organizatsii-raboti-na-uroke-angl

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля