Мне хотелось бы начать с известной притчи про трех слепых и слона: «Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал ухо и решил, что он похож на веер. Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно». Как вы считаете, почему они были все правы и не правы одновременно? Совершенно верно, они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей. Без развитого системного мышления человек всю жизнь воспринимает мир как слепые из притчи, не выстраивая из фактов целостной картины, не понимая закономерностей.
Поэтому формировать системное мышление, развивать комплекс необходимых мыслительных операций для полноценного познания объектов окружающего мира необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Я считаю, что эффективный способ формирования у дошкольников моделей системной мыслительной деятельности это технология «общая теория сильного мышления».
Технология представляет собой систему игровых методов и приемов, позволяющих находить неявные ресурсы решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить классификационные системы, рассматривать изучаемые объекты в системе и представлять их в моделях.
Использование технологии «общая теория сильного мышления» в дошкольном возрасте предполагает формирование у дошкольников двух базовых моделей мышления. Элементарная модель «Элемент – Имя признака – Значение имени признака» формируется в результате использования игровых методов и приемов, формирующих умение определять признаки объектов и их связей через анализаторы, способствующих освоению детьми постановки проблемных вопросов и способов преобразования признаков объектов.
Формирование модели мышления более сложного характера — модели системной мыслительной деятельности осуществляется путем использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста пошаговых алгоритмов выполнения мыслительных операций, с которыми хотелось бы вас познакомить более подробно.
Использование технологии «общая теория сильного мышления» в дошкольном возрасте предполагает формирование у дошкольников двух базовых моделей мышления. Элементарная модель «Элемент – Имя признака – Значение имени признака» формируется в результате использования игровых методов и приемов, формирующих умение определять признаки объектов и их связей через анализаторы, способствующих освоению детьми постановки проблемных вопросов и способов преобразования признаков объектов. Поэтому необходимо на первых этапах научить детей выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагировать их от второстепенных качеств, устанавливать связи между понятиями.
С детьми старшего дошкольного возраста ведется работа по формированию основ модельного системного мышления, позволяющей рассматривать объект исследования как систему: его функции, признаки, взаимосвязи с другими объектами, возможности его преобразования во времени. Дошкольники в совместной и самостоятельной деятельности анализируют изучаемый объект, выявляют его составные части и его место в общем окружении, в котором он осуществляет свою функцию.
Посредством использования игрового приема «Многоэкранная схема сильного мышления» дети старшей группы учатся анализировать изучаемый объект, определять подсистему объекта настоящего времени, то есть путем анализа вычленять из целого его составные части, определять надсистему объекта – сравнивая с другими похожими объектами окружающего мира, выявлять окружение объекта, в котором выполнялась его функция, то есть частью чего он является, рассматривать исследуемый объект во времени (его настоящее, прошлое, будущее). В подготовительной группе дошкольники исследуют подсистемы и надсистемы уже не только объектов настоящего, но и будущего и прошедшего времени.
В результате у детей старшего дошкольного возраста формируется модельное системное мышление, активизируются мыслительные операции, позволяющие в полной мере изучать систему связей любого объекта материального мира.