научный журнал «Актуальные исследования» #23 (102), июнь '22

Использование метода проектов при изучении английского языка

Данная статья поможет рассмотреть проблему использования метода проектов при изучении английского языка на среднем и старшем этапе обучения.

Аннотация статьи
проектная деятельность
современные технологии
метод проектов
иностранный язык
коммуникационные навыки
Ключевые слова

В настоящее время проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений его модернизации.

Современный человек должен уметь многое для того, чтобы стать успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом и образованием, являются: умение работать в команде; развитые коммуникационные навыки; умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники; гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях; умение выполнять исследовательскую работу.

В процессе «обучения-учения» происходит постоянное взаимодействие личностей учителя и учеников. Учение осуществляется каждым из обучающихся по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой показывает на основе ранее полученного опыта (возможно, не в стенах школы) феноменальные способности, а третий имеет определенное отношение к предмету и не хочет его менять.

Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком заставляет учителей искать новые формы и приёмы обучения для повышения мотивации учащихся.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ученику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Согласно ФГОС формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» (ФГОС ООО, п. 18.2.1).

Особенностью иностранного языка как учебной дисциплины является то, что он, по определению И. А. Зимней, «беспредметен» [6 с. 15]. Он изучается как средство общения, а тематика речи привносится извне. Правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума обучающихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранным языкам.

В результате участия в проектной работе обучающиеся приобретают умение: находить, обрабатывать и создавать нужную информацию; переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения; работать в команде и самостоятельно; критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами; вступать в общение на английском языке.

В настоящее время всё большее значение приобретают межкультурные интернациональные связи.

В учебниках В.П. Кузовлева и К.И. Кауфман находит отражение культурологический аспект обучения в общенациональном масштабе, сравнение национальных культур россиян и англоязычных народов. Мы посчитали целесообразным дополнить эту информацию краеведческим материалом, близким и понятным обучающимся.

Такой материал отражает своеобразие истории, географии, экономики и культуры родного края. Обращение к материалам краеведческого характера при изучении иностранного языка в значительной степени расширяет воспитательный потенциал учебного предмета, помогает его эффективному усвоению, способствует развитию у школьников интереса к родному краю, его природе, истории, культуре [8, c. 23].

Кроме того, использование на уроке иностранного языка исторического материла, привлечение личного опыта обучающихся служат хорошей основой для реализации межпредметных связей [10, c.10].

Изучение краеведческого материала может быть введено в действующую федеральную программу

  • планированием отдельных уроков (или фрагментов уроков) краеведческого характера при изучении соответствующих тем основного курса;
  • планированием цикла занятий на базе кружка «ABCclub».

В МБОУ «Школа № 7» города Богородска Нижегородской области уже несколько лет работает кружок английского языка «ABCclub» для ребят, желающих более основательно заниматься любимым предметом, стать участниками интересных познавательных конкурсов и повысить уровень своих знаний.

На занятиях по английского языку было решено приступить к систематизации имеющегося краеведческого материала на английском языке.

В ходе планирования работы было решено создать мультимедийные презентации о достопримечательных местах города, известных земляках и о гончарном ремесле.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности и, особенно –подготовительный этап, при котором были поставлены цели.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных.

Первый этап – сбор и изучение новой информации, составление плана реализации проекта. Обучающиеся были ориентированы на сбор информации по нескольким направлениям: достопримечательные места; известные люди прошлого; гончарное ремесло.

Ребята работали в трех группах. В качестве источников информации на родном языке были использованы выпуски школьной газеты, посвященные истории и культуре города, книги известных краеведов А. Бондаря и Н. Пчелина. Иллюстративным материалом послужили фотографии, сделанные самими ребятами во время экскурсий и прогулок по городу.

Следующий этап – выполнение запланированных технологических операций. Каждая группа приступила к организации собранного материала и распределению его по слайдам. Затем, опираясь на тексты о других городах нашей страны и используя языковой материал школьных учебников, ребята приступили к созданию текстов на английском языке для своих презентаций.

Заключительным этапом стало подведение итогов, оформление результатов, создание презентаций в кабинете информатики.

Работа по подготовке проектов в программе PowerPoint имеет также огромное значение в развитии обучающихся. Они учатся практически использовать программы, с которыми познакомились на уроках информатики. Немаловажно и то, что они осваивают азы научной работы, учатся отбирать материал и выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты, а также работать с Интернетом. Использование современных компьютерных технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, т.к. способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся.

Ценность проведенной нами работы заключается в том, что обучающиеся могут решать задачи, которые находятся на стыке нескольких наук; развивать свои творческие способности; учатся работать в команде. Кроме этого, наша работа была нацелена на возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся, развития их личности, творчества и самостоятельности.

Текст статьи
  1. My native town Saratov by YevgenyKunitsyn. // Первое сентября. English. - 2006.- №17.
  2. My town by Yulya Bogdanova. // Первое сентября. English. - 2004. - №7.
  3. Белкова М. М. ИКТ на уроках английского языка. // Английский язык в школе. - 2008. - №3. - С.23.
  4. Бондарь А. «В забытом прошлом душу обретаю». // Рассказы о Богородске. Н.Новгород, Бикар. – 2008.
  5. Гальченко Н.А. Национально-региональный компонент в обучении английскому языку // Английский язык в школе. - 2008. - №3. - С.23.
  6. Зимняя И.А., Сахарова Т.В. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2001. - №3.
  7. Изместьева З.И. Межпредметные связи в процессе обучения. // Первое сентября. English. - 2006. - №22.
  8. Кокорин Г.В. Создание классного краеведческого журнала. // Иностранные языки в школе. - 2000.- №3. - С.23.
  9. Мильруд Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе. // Иностранные языки в школе. - 2006.- №1. - С.5.
  10. Перкос С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке. // Иностранные языки в школе. - 2000. - №5. - С.10.
  11. Сысоев Л. В. Язык и культура в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. // Иностранные языки в школе. - 2001. - №4.
  12. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса // Иностранные языки в школе. - №5. С.96.
  13. Шевцова М.В. Интеграция национально-регионального компонента в обучении иностранному языку как средство повышения образовательного уровня и совершенствования навыков владения иностранным языком // Английский язык в школе. - 2008.- №3. - С.23.
Список литературы