Главная
АИ #23 (102)
Статьи журнала АИ #23 (102)
Использование метода проектов при изучении английского языка

Использование метода проектов при изучении английского языка

Автор(-ы):

Варенцова Дарья Дмитриевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

метод проектов
иностранный язык
современные технологии
проектная деятельность
коммуникационные навыки

Аннотация статьи

Данная статья поможет рассмотреть проблему использования метода проектов при изучении английского языка на среднем и старшем этапе обучения.

Текст статьи

В настоящее время проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений его модернизации.

Современный человек должен уметь многое для того, чтобы стать успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом и образованием, являются: умение работать в команде; развитые коммуникационные навыки; умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники; гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях; умение выполнять исследовательскую работу.

В процессе «обучения-учения» происходит постоянное взаимодействие личностей учителя и учеников. Учение осуществляется каждым из обучающихся по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой показывает на основе ранее полученного опыта (возможно, не в стенах школы) феноменальные способности, а третий имеет определенное отношение к предмету и не хочет его менять.

Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком заставляет учителей искать новые формы и приёмы обучения для повышения мотивации учащихся.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ученику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Согласно ФГОС формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» (ФГОС ООО, п. 18.2.1).

Особенностью иностранного языка как учебной дисциплины является то, что он, по определению И. А. Зимней, «беспредметен» [6 с. 15]. Он изучается как средство общения, а тематика речи привносится извне. Правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума обучающихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранным языкам.

В результате участия в проектной работе обучающиеся приобретают умение: находить, обрабатывать и создавать нужную информацию; переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения; работать в команде и самостоятельно; критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами; вступать в общение на английском языке.

В настоящее время всё большее значение приобретают межкультурные интернациональные связи.

В учебниках В.П. Кузовлева и К.И. Кауфман находит отражение культурологический аспект обучения в общенациональном масштабе, сравнение национальных культур россиян и англоязычных народов. Мы посчитали целесообразным дополнить эту информацию краеведческим материалом, близким и понятным обучающимся.

Такой материал отражает своеобразие истории, географии, экономики и культуры родного края. Обращение к материалам краеведческого характера при изучении иностранного языка в значительной степени расширяет воспитательный потенциал учебного предмета, помогает его эффективному усвоению, способствует развитию у школьников интереса к родному краю, его природе, истории, культуре [8, c. 23].

Кроме того, использование на уроке иностранного языка исторического материла, привлечение личного опыта обучающихся служат хорошей основой для реализации межпредметных связей [10, c.10].

Изучение краеведческого материала может быть введено в действующую федеральную программу

  • планированием отдельных уроков (или фрагментов уроков) краеведческого характера при изучении соответствующих тем основного курса;
  • планированием цикла занятий на базе кружка «ABCclub».

В МБОУ «Школа № 7» города Богородска Нижегородской области уже несколько лет работает кружок английского языка «ABCclub» для ребят, желающих более основательно заниматься любимым предметом, стать участниками интересных познавательных конкурсов и повысить уровень своих знаний.

На занятиях по английского языку было решено приступить к систематизации имеющегося краеведческого материала на английском языке.

В ходе планирования работы было решено создать мультимедийные презентации о достопримечательных местах города, известных земляках и о гончарном ремесле.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности и, особенно –подготовительный этап, при котором были поставлены цели.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных.

Первый этап – сбор и изучение новой информации, составление плана реализации проекта. Обучающиеся были ориентированы на сбор информации по нескольким направлениям: достопримечательные места; известные люди прошлого; гончарное ремесло.

Ребята работали в трех группах. В качестве источников информации на родном языке были использованы выпуски школьной газеты, посвященные истории и культуре города, книги известных краеведов А. Бондаря и Н. Пчелина. Иллюстративным материалом послужили фотографии, сделанные самими ребятами во время экскурсий и прогулок по городу.

Следующий этап – выполнение запланированных технологических операций. Каждая группа приступила к организации собранного материала и распределению его по слайдам. Затем, опираясь на тексты о других городах нашей страны и используя языковой материал школьных учебников, ребята приступили к созданию текстов на английском языке для своих презентаций.

Заключительным этапом стало подведение итогов, оформление результатов, создание презентаций в кабинете информатики.

Работа по подготовке проектов в программе PowerPoint имеет также огромное значение в развитии обучающихся. Они учатся практически использовать программы, с которыми познакомились на уроках информатики. Немаловажно и то, что они осваивают азы научной работы, учатся отбирать материал и выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты, а также работать с Интернетом. Использование современных компьютерных технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, т.к. способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся.

Ценность проведенной нами работы заключается в том, что обучающиеся могут решать задачи, которые находятся на стыке нескольких наук; развивать свои творческие способности; учатся работать в команде. Кроме этого, наша работа была нацелена на возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся, развития их личности, творчества и самостоятельности.

Список литературы

  1. My native town Saratov by YevgenyKunitsyn. // Первое сентября. English. - 2006.- №17.
  2. My town by Yulya Bogdanova. // Первое сентября. English. - 2004. - №7.
  3. Белкова М. М. ИКТ на уроках английского языка. // Английский язык в школе. - 2008. - №3. - С.23.
  4. Бондарь А. «В забытом прошлом душу обретаю». // Рассказы о Богородске. Н.Новгород, Бикар. – 2008.
  5. Гальченко Н.А. Национально-региональный компонент в обучении английскому языку // Английский язык в школе. - 2008. - №3. - С.23.
  6. Зимняя И.А., Сахарова Т.В. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2001. - №3.
  7. Изместьева З.И. Межпредметные связи в процессе обучения. // Первое сентября. English. - 2006. - №22.
  8. Кокорин Г.В. Создание классного краеведческого журнала. // Иностранные языки в школе. - 2000.- №3. - С.23.
  9. Мильруд Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе. // Иностранные языки в школе. - 2006.- №1. - С.5.
  10. Перкос С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке. // Иностранные языки в школе. - 2000. - №5. - С.10.
  11. Сысоев Л. В. Язык и культура в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. // Иностранные языки в школе. - 2001. - №4.
  12. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса // Иностранные языки в школе. - №5. С.96.
  13. Шевцова М.В. Интеграция национально-регионального компонента в обучении иностранному языку как средство повышения образовательного уровня и совершенствования навыков владения иностранным языком // Английский язык в школе. - 2008.- №3. - С.23.

Поделиться

660

Варенцова Д. Д. Использование метода проектов при изучении английского языка // Актуальные исследования. 2022. №23 (102). С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/4247-ispolzovanie-metoda-proektov-pri-izuchenii-an

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня