В настоящее время проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений его модернизации.
Современный человек должен уметь многое для того, чтобы стать успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом и образованием, являются: умение работать в команде; развитые коммуникационные навыки; умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники; гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях; умение выполнять исследовательскую работу.
В процессе «обучения-учения» происходит постоянное взаимодействие личностей учителя и учеников. Учение осуществляется каждым из обучающихся по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой показывает на основе ранее полученного опыта (возможно, не в стенах школы) феноменальные способности, а третий имеет определенное отношение к предмету и не хочет его менять.
Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком заставляет учителей искать новые формы и приёмы обучения для повышения мотивации учащихся.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ученику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Согласно ФГОС формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» (ФГОС ООО, п. 18.2.1).
Особенностью иностранного языка как учебной дисциплины является то, что он, по определению И. А. Зимней, «беспредметен» [6 с. 15]. Он изучается как средство общения, а тематика речи привносится извне. Правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума обучающихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранным языкам.
В результате участия в проектной работе обучающиеся приобретают умение: находить, обрабатывать и создавать нужную информацию; переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения; работать в команде и самостоятельно; критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами; вступать в общение на английском языке.
В настоящее время всё большее значение приобретают межкультурные интернациональные связи.
В учебниках В.П. Кузовлева и К.И. Кауфман находит отражение культурологический аспект обучения в общенациональном масштабе, сравнение национальных культур россиян и англоязычных народов. Мы посчитали целесообразным дополнить эту информацию краеведческим материалом, близким и понятным обучающимся.
Такой материал отражает своеобразие истории, географии, экономики и культуры родного края. Обращение к материалам краеведческого характера при изучении иностранного языка в значительной степени расширяет воспитательный потенциал учебного предмета, помогает его эффективному усвоению, способствует развитию у школьников интереса к родному краю, его природе, истории, культуре [8, c. 23].
Кроме того, использование на уроке иностранного языка исторического материла, привлечение личного опыта обучающихся служат хорошей основой для реализации межпредметных связей [10, c.10].
Изучение краеведческого материала может быть введено в действующую федеральную программу
- планированием отдельных уроков (или фрагментов уроков) краеведческого характера при изучении соответствующих тем основного курса;
- планированием цикла занятий на базе кружка «ABCclub».
В МБОУ «Школа № 7» города Богородска Нижегородской области уже несколько лет работает кружок английского языка «ABCclub» для ребят, желающих более основательно заниматься любимым предметом, стать участниками интересных познавательных конкурсов и повысить уровень своих знаний.
На занятиях по английского языку было решено приступить к систематизации имеющегося краеведческого материала на английском языке.
В ходе планирования работы было решено создать мультимедийные презентации о достопримечательных местах города, известных земляках и о гончарном ремесле.
Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности и, особенно –подготовительный этап, при котором были поставлены цели.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных.
Первый этап – сбор и изучение новой информации, составление плана реализации проекта. Обучающиеся были ориентированы на сбор информации по нескольким направлениям: достопримечательные места; известные люди прошлого; гончарное ремесло.
Ребята работали в трех группах. В качестве источников информации на родном языке были использованы выпуски школьной газеты, посвященные истории и культуре города, книги известных краеведов А. Бондаря и Н. Пчелина. Иллюстративным материалом послужили фотографии, сделанные самими ребятами во время экскурсий и прогулок по городу.
Следующий этап – выполнение запланированных технологических операций. Каждая группа приступила к организации собранного материала и распределению его по слайдам. Затем, опираясь на тексты о других городах нашей страны и используя языковой материал школьных учебников, ребята приступили к созданию текстов на английском языке для своих презентаций.
Заключительным этапом стало подведение итогов, оформление результатов, создание презентаций в кабинете информатики.
Работа по подготовке проектов в программе PowerPoint имеет также огромное значение в развитии обучающихся. Они учатся практически использовать программы, с которыми познакомились на уроках информатики. Немаловажно и то, что они осваивают азы научной работы, учатся отбирать материал и выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты, а также работать с Интернетом. Использование современных компьютерных технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, т.к. способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся.
Ценность проведенной нами работы заключается в том, что обучающиеся могут решать задачи, которые находятся на стыке нескольких наук; развивать свои творческие способности; учатся работать в команде. Кроме этого, наша работа была нацелена на возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся, развития их личности, творчества и самостоятельности.