научный журнал «Актуальные исследования» #23 (102), июнь '22

Особенности контейнерных перевозок АО «УБЖД»

В статье ставится задача рассмотреть особенности контейнерных перевозок. В результате анализа выделяются преимущества и недостатки транспортировки грузов в контейнерах. Включена информация о монгольских контейнерных перевозках и контейнерных перевозках Улан-Баторской железной дороги за последние годы.

Аннотация статьи
груз
железнодорожные перевозки
монгольская железная дорога
контейнер
транзит
поезд
погрузки
продукции
Ключевые слова

Введение

В Монголии первая железная дорога в 1938 году была протяженностью в 43 километра, а первый полувагон ездил из Улан-Батора до Налайха. Этот полувагон перевозил уголь для снабжения жителей Улан-Батора [1]. Сегодня АО “УБЖД” составляет 16 тысяч работников и железнодорожное полотно имеет длину 1111 км, а полная длина – 1815 км. В настоящее время АО “УБЖД” обрабатывает более 70 процентов импортных и экспортных грузов Монголии [1].

https://sun9-80.userapi.com/impg/cEP6fsTKyggUutYMA1zfx1D0usf0zYq-j8saXA/7kdEyMj5Mv4.jpg?size=732x900&quality=95&sign=6409397698dbc356ba8edfdad0a0e948&type=album

Рис. 1. Железнодорожная трасса АО “УБЖД” (Монгольская железнодорожная линия показана на каждый километр)

1. Теория контейнерных перевозок

Контейнерные перевозки железнодорожным транспортом, безусловно, имеют свои особенности. Это связано с возможностью повреждения и взрыва из-за вибрации во время движения [2].

Улан-Баторский железнодорожный транспорт не используется для перевозок:

  • газированных напитков и шампанских вин;
  • пиротехники;
  • пороховых снарядов;
  • взрывоопасных химических веществ.

Этот вид перевозок не подходит для скоропортящихся продуктов, а также грузов, требующих особых условий хранения (фрукты, овощей, ягода, молочной продукции, замороженного и свежего мяса, рыбы, морепродуктов) [2].

Самое главное требование к контейнерным перевозкам – транспортировать груз, обеспечив ему сохранность в пути. Именно поэтому очень важно правильно выбрать контейнеры, соответствующий габаритам и весу груза. Контейнеры, перевозимые Улан-Баторской железной дорогой, подразделяются на крупнотоннажные (40 тонн), средние (20 тонн) и малые (5, 10 тонн) [2].

Контейнеры для транспортировки делятся на:

  • двадцатитонные;
  • сорокатонные;
  • пятитонные;
  • десятитонные.


Рис. 2. Виды контейнеров в зависимости от грузовместимости

Специалисты АО “УБЖД” решают, каким образом расположить в контейнере продукцию, чтобы она не подвергалась трению, деформации или другим физическим воздействиям [2].

Различные виды контейнеров для перевозки предназначены для определенных категорий перевозимого товара и продукта.

Для более тяжелых предметов, имеющих внушительный вес, необходимы контейнеры повышенной прочности. Обычные грузы перевозят в стандартном контейнере. Легковесные товары, масса которых составляет менее 100 килограммов, транспортируют в облегченных контейнерах, изготовленных из алюминиевых сплавов [3].

В зависимости от габаритов товаров и продукции делится на продукцию со стандартными параметрами и негабаритные грузы. Вторая категория включает спецтехнику, оборудование. Перевозка этих предметов производится с использованием открытых контейнеров и платформ [2].

Типу перевозки – определяется исходя из вида продукции. Грузы могут быть сыпучими, жидкими, упакованными в мешки, ящики или коробки [2]. Их можно размещать оптом или в соответствии с конкретными требованиями.

Также необходимо соблюдение условий груза, требующего определенной перевозки и перевозимого в специализированных режима в изотермических контейнерах.

По классу опасности грузы могут представлять угрозу для окружающей среды, требуют соблюдения особых условий. Газы, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества транспортируют в специальной таре при строгом соблюдении требований, предъявляемых к погрузке и перевозке [2].

2. Особенности контейнерных перевозок АО “УБЖД”

2021 год был трудным в связи с распространением по всему миру пандемии, но на АО “УБЖД” оперативно и беспрерывно осуществляется перевозка грузов. Транспортировка груза в АО “УБЖД” составила 31 миллион тонн, и обновила рекорд прежних годов [5].

В 2020 году четные и нечетные поезда, соединяющие Азию и Европу, Россию и Китай были отправлены 2312 раза, а в 2021 году достигло 2500 раз [4].

Рис. 3. Поезда, соединяющие Азию и Европу, Россию и Китай

В 2021 году АО “УБЖД” планировали перевезти 250000 контейнеров ДФЭ-2500 контейнерными поездами. В том же году на 2513 поездах перевезено 283776 контейнеров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество поездов достигло 108,69 %, а количество контейнеров 118,7 %, установив новый рекорд. Всего 201 поездом перевезено на 47980 контейнеров больше, чем в 2020 году [4].

По прогнозам к 2022 году Улан-Баторская железная дорога будет перевозить 2600 транзитных контейнерных поездов. Также в дальнейшем нужно понимать, что если южная граница будет принимать только контейнерные грузы, то нет возможности резкого увеличения грузооборота в этом году из-за ограниченных мощностей по обработке контейнеров соседних железных дорог [4]. Важнейшим фактором в достижении цели железной дороги является то, что вагоны будут загружаться с обеих сторон.

Транзитные перевозки являются наиболее экономичными и эффективными. В частности, транзитные контейнерные перевозки. В 2019 году впервые в своей истории АО “УБЖД” начал осуществлять перевозки больших объемов в обе стороны, что значительно повысило их эффективность [5].

Заключение

В дальнейшем будет не только осуществляться транзит грузов, но и разрешаться монгольским компаниям открывать собственные транспортные компании в соседних странах, таких как Россия и Китай, и использовать их вагоны или контейнеры для международных перевозок между Азией и Европой.

Основной недостаток контейнерных перевозок – жёсткий неизменяемый объём. Для осуществления доставки небольших грузов с помощью контейнера необходимо проводить комплектацию.

Текст статьи
  1. История АО “УБЖД” город Улан-Батор 2010 года. http://ubtz.mn
  2. Перевозки груза в контейнере. Нюансы и полезные советы – статьи компании “ЖелДорЭкспедиция” http://jde.ru
  3. Закон от 30 2014 г. №20 “проекта дороги”.
  4. Мурун Б. “Ган Зам” Транзитные контейнерные перевозки – наиболее экономичная и эффективная перевозка А.Алтаншагай https://www.sonin.mn/news/culture/127571
  5. http://ubtz.mn/ [Электронный ресурс]. – АО «Улан-Баторская дорога». – 06.03.2022.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля