Введение
В Монголии первая железная дорога в 1938 году была протяженностью в 43 километра, а первый полувагон ездил из Улан-Батора до Налайха. Этот полувагон перевозил уголь для снабжения жителей Улан-Батора [1]. Сегодня АО “УБЖД” составляет 16 тысяч работников и железнодорожное полотно имеет длину 1111 км, а полная длина – 1815 км. В настоящее время АО “УБЖД” обрабатывает более 70 процентов импортных и экспортных грузов Монголии [1].
Рис. 1. Железнодорожная трасса АО “УБЖД” (Монгольская железнодорожная линия показана на каждый километр)
1. Теория контейнерных перевозок
Контейнерные перевозки железнодорожным транспортом, безусловно, имеют свои особенности. Это связано с возможностью повреждения и взрыва из-за вибрации во время движения [2].
Улан-Баторский железнодорожный транспорт не используется для перевозок:
- газированных напитков и шампанских вин;
- пиротехники;
- пороховых снарядов;
- взрывоопасных химических веществ.
Этот вид перевозок не подходит для скоропортящихся продуктов, а также грузов, требующих особых условий хранения (фрукты, овощей, ягода, молочной продукции, замороженного и свежего мяса, рыбы, морепродуктов) [2].
Самое главное требование к контейнерным перевозкам – транспортировать груз, обеспечив ему сохранность в пути. Именно поэтому очень важно правильно выбрать контейнеры, соответствующий габаритам и весу груза. Контейнеры, перевозимые Улан-Баторской железной дорогой, подразделяются на крупнотоннажные (40 тонн), средние (20 тонн) и малые (5, 10 тонн) [2].
Контейнеры для транспортировки делятся на:
- двадцатитонные;
- сорокатонные;
- пятитонные;
- десятитонные.
Рис. 2. Виды контейнеров в зависимости от грузовместимости
Специалисты АО “УБЖД” решают, каким образом расположить в контейнере продукцию, чтобы она не подвергалась трению, деформации или другим физическим воздействиям [2].
Различные виды контейнеров для перевозки предназначены для определенных категорий перевозимого товара и продукта.
Для более тяжелых предметов, имеющих внушительный вес, необходимы контейнеры повышенной прочности. Обычные грузы перевозят в стандартном контейнере. Легковесные товары, масса которых составляет менее 100 килограммов, транспортируют в облегченных контейнерах, изготовленных из алюминиевых сплавов [3].
В зависимости от габаритов товаров и продукции делится на продукцию со стандартными параметрами и негабаритные грузы. Вторая категория включает спецтехнику, оборудование. Перевозка этих предметов производится с использованием открытых контейнеров и платформ [2].
Типу перевозки – определяется исходя из вида продукции. Грузы могут быть сыпучими, жидкими, упакованными в мешки, ящики или коробки [2]. Их можно размещать оптом или в соответствии с конкретными требованиями.
Также необходимо соблюдение условий груза, требующего определенной перевозки и перевозимого в специализированных режима в изотермических контейнерах.
По классу опасности грузы могут представлять угрозу для окружающей среды, требуют соблюдения особых условий. Газы, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества транспортируют в специальной таре при строгом соблюдении требований, предъявляемых к погрузке и перевозке [2].
2. Особенности контейнерных перевозок АО “УБЖД”
2021 год был трудным в связи с распространением по всему миру пандемии, но на АО “УБЖД” оперативно и беспрерывно осуществляется перевозка грузов. Транспортировка груза в АО “УБЖД” составила 31 миллион тонн, и обновила рекорд прежних годов [5].
В 2020 году четные и нечетные поезда, соединяющие Азию и Европу, Россию и Китай были отправлены 2312 раза, а в 2021 году достигло 2500 раз [4].
Рис. 3. Поезда, соединяющие Азию и Европу, Россию и Китай
В 2021 году АО “УБЖД” планировали перевезти 250000 контейнеров ДФЭ-2500 контейнерными поездами. В том же году на 2513 поездах перевезено 283776 контейнеров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество поездов достигло 108,69 %, а количество контейнеров 118,7 %, установив новый рекорд. Всего 201 поездом перевезено на 47980 контейнеров больше, чем в 2020 году [4].
По прогнозам к 2022 году Улан-Баторская железная дорога будет перевозить 2600 транзитных контейнерных поездов. Также в дальнейшем нужно понимать, что если южная граница будет принимать только контейнерные грузы, то нет возможности резкого увеличения грузооборота в этом году из-за ограниченных мощностей по обработке контейнеров соседних железных дорог [4]. Важнейшим фактором в достижении цели железной дороги является то, что вагоны будут загружаться с обеих сторон.
Транзитные перевозки являются наиболее экономичными и эффективными. В частности, транзитные контейнерные перевозки. В 2019 году впервые в своей истории АО “УБЖД” начал осуществлять перевозки больших объемов в обе стороны, что значительно повысило их эффективность [5].
Заключение
В дальнейшем будет не только осуществляться транзит грузов, но и разрешаться монгольским компаниям открывать собственные транспортные компании в соседних странах, таких как Россия и Китай, и использовать их вагоны или контейнеры для международных перевозок между Азией и Европой.
Основной недостаток контейнерных перевозок – жёсткий неизменяемый объём. Для осуществления доставки небольших грузов с помощью контейнера необходимо проводить комплектацию.