Введение
В 1938 году из Улан-Батора в Налайх была построена узкоколейная железная дорога длиной 43 км и шириной 750 мм, и начали ходить паровозы, с целью снабжения населения углем [1]. В июне 1949 г. между СССР и Монгольской Народной Республикой было подписано межправительственное соглашение о создании Монголо-Российского акционерного общества «УБЖД» с равномерным распределением уставного капитала. До 2004 г. полномочия российского акционера принадлежали Министерству путей сообщения России и Федеральному агентству железнодорожного транспорта. С 2009 года ОАО «РЖД» владеет российскими акциями [4].
1. Опыт осуществления контейнерных перевозок в деятельности АО «УБЖД»
Монголия граничит с Китаем и Россией, двумя крупнейшими в мире рыночными державами с точки зрения автомобильного транспорта и географии, с большим населением, обширной территорией, сильной экономикой и огромными природными ресурсами. Чтобы добраться до моря, Монголия проходит 3800 км по суше через Россию до порта Владивосток и 1870 км до порта Тяньцзинь в Китае. Европа и Азия могут эффективно использовать свое стратегическое положение в качестве транзитной страны для торгово-экономического развития своих стран и стать воротами для развития транзитных перевозок за счет логистических услуг [1].
Трансмонгольский коридор (АО «УБЖД»), проходящий через Монголию, является важным звеном Транссибирского транспортного коридора, наиболее конкурентоспособного из транспортных коридоров Европа-Азия. Коридор на 513 км ближе к транзитному коридору через Казахстан и на 748 км ближе к Трансманьчжурскому коридору. Магистральная железнодорожная линия Монголии, соединяющая Россию с Китаем, имеет протяженность 1110 км и базовую пропускную способность 22-23 млн.тонн грузов [2].
В сложившихся сегодня не простых условиях работы Улан-Баторская железная дорога поставила перед собой цель сделать 2022 год «Годом внедрения интегрированной системы менеджмента», и все компании работают над внедрением международных стандартов системы менеджмента [3].
Общее время в пути контейнерного поезда, проходящего через АО «УБЖД», представлено на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Время в пути поезда идущего с севера на юг
Ускорены сроки перевозки грузов из России в Китай и из Китая в Россию через Монголию. Это был 31 час из России в Китай и ускорено – до 28 часов, и из Китая в Россию было 36 часов, ускорено – до 31 часа.
Рис. 2. Время в пути поезда идущего с юга на север
Таблица
Вместимость грузовых поездов АО «УБЖД»
№ |
Локомотив |
Мощность, т |
Тяговый вес, т |
---|---|---|---|
1 |
2ТЭ116 |
2250x2 |
6250 |
2 |
2ТЭ116УМ |
2650x2 |
7361 |
3 |
2ТЭ115УД |
3100x2 |
8611 |
4 |
2 ЗАГАЛ |
2207x2 |
6130 |
5 |
2ТЭ25 |
2700x2 |
7500 |
Мощности и тяговый вес эксплуатируемых в настоящее время локомотивов достаточно для перевозки двухъярусных контейнеров. Однако длина поезда ограничена длиной приемных и отправных путей станции.
2. Введение двухъярусных контейнеров в деятельность предприятие
Горнодобывающая продукция, которая составляет большую часть экспорта Монголии, перевозится в открытом подвижном составе, а импортные товары, такие как машины, оборудование и продукты питания, перевозятся в контейнерах.
70% импортных контейнерных перевозок составляют машины, оборудование, запасные части, товары для дома, продукты питания, средства связи, 10% экспортных контейнерных перевозок составляют шерсть, кашемир, кожа, мясные продукты, субпродукты и некоторые продукты питания соответственно [5].
Внедрение вагонов двухъярусных контейнеровозов для железнодорожных перевозок показывает следующие основные показатели и преимущества:
- это позволит сократить время, затрачиваемое на погрузку и разгрузку контейнеров, оформление перевозочных документов, выполнение сменной работы, направление поездов, погрузку и разгрузку вагонов, пропуск поездов на участках станции, прием, обработку и передачу информации;
- время доставки от станции отправления до станции назначения сократится. Это повысит качество перевозочных работ, сократит время прохождения поездами всех участков железной дороги с заданной скоростью, отправки, пропуска, приема и остановки поездов на станциях, улучшит товарооборот вагонов;
- годовая производительность перевозок, дни, месяцы и годы погрузки, отгрузки и перевозки грузов увеличатся, плотность груза и время погрузки и разгрузки уменьшится;
- улучшить использование подвижного состава и повысить экономическую эффективность;
- средняя эффективность работы вагонного парка в единицу времени увеличит производительность вагонов;
- сократится время простоя вагонов, увеличится скорость движения, повысится вместимость вагонов;
- в зависимости от мощности локомотива, среднесуточного пробега локомотивного парка, а с другой стороны, средней массы поезда, приходящегося на один локомотив парка, будет увеличиваться производительность локомотива парка.
Результат внедрения двухъярусных контейнеров:
- экономия одного поезда в 5 суток и 73 поезда в год, увеличит пропускную способность железной дороги;
- использовать вагоны-контейнеровозы с двойной загрузкой, можно перевозить 100 контейнеров за раз и получать в два раза больше дохода или 124,8 млн. тугриков на 1 один с 50 контейнерами. Расходы на топливо для локомотивов могут быть снижены на 392 миллиона тугриков в год;
- тарифы на контейнерные перевозки могут быть снижены до 40 процентов.
Заключение
Внедрение двухъярусных контейнеров увеличит грузооборот что позволит в будущем эффективно управлять растущим количеством контейнеров. Тарифы на контейнерные перевозки могут быть снижены до 40 процентов. Это ключевой фактор увеличения контейнерных перевозок. Также выгодно экономить 1 миллиард тугриков в год на топливе для локомотивов.