Введение
С началом обучения в школе у детей возникает необходимость постоянно усваивать большие объемы информации. В дошкольном возрасте детям свойственно механическое запоминание информации. Но с началом все усложняющейся учебной деятельности такой тип запоминания постепенно утрачивает свою эффективность.
В развитии памяти у младшеклассников важны такие параметры как осмысленность и произвольность. Дети легко запоминают учебный материал без участия воли, если он интересен им и подается в игровой форме [4]. Но с началом школьного обучения ребенок уже должен научиться целенаправленно усваивать учебный материал, который ему не интересен.
Дети младшего школьного возраста демонстрируют высокий уровень развития механической памяти. При этом для них характерен более низкий уровень развития логической памяти, а также отсутствие навыка дифференцировать задачи запоминания [3].
Роль памяти в интеллектуальном и личностно развитии ребенка
Ведущей деятельностью у детей в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, предполагающая запоминание значительного объема информации. Нередко деятельность в этом возрасте опирается на механическое запоминание как начальный способ усвоения информации. С каждым годом школьного обучения оно становится все менее эффективным. Для успешного обучения в старших классах оно должно уступить место более эффективным способам, прежде всего логической памяти.
Известно, что у значительной части младших школьников сохраняется ориентация обучения главным образом на механическое запоминание, чему в ряде случаев способствуют и педагогические методы учителя. Это может вести к определенному снижению темпа когнитивного развития, деформации познавательной активности, и, в конечном итоге, в той или иной мере становится барьером для интеллектуально-личностного развития ребенка.
Если учебный процесс воспринимается как простое заучивание необходимой информации, без понимания смысла изучаемого, школьное обучение теряет эффективность и вызывает у учащегося негативные эмоции. Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, степень ее сформированности влияет не только на качество знаний и умений, но и на развитие познавательной активности у учащихся [2]. От характера учебной деятельности в значительной мере зависит не только когнитивное развитие школьников, но не в меньшей степени их личностное развитие.
Для успешного освоения ребенком учебной деятельности необходимо развитие его возможностей усвоения знаний, и здесь принципиально важно развитие логической и произвольной памяти.
Актуальность исследования
Имея в виду вышеизложенное, мы увидели необходимость в исследовании характеристик разных видов памяти младших школьников в связи с их интеллектуальным и личностным развитием. Была выдвинута гипотеза о том, что в условиях существующей системы начального образования складываются различные варианты психического развития младших школьников, в том числе возможен вариант, когда при высоком уровне механической памяти значительно отстает развитие абстрактно-логического типа запоминания, что в ряде случаев ведет к нарушениям в динамике познавательной потребности и общего интеллекта.
Продвижение в понимании влияния отдельных характеристик развития ребенка, в частности, разных видов памяти, на уровень его когнитивно-личностного развития, будет способствовать разработке более эффективных методов и способов обучения детей младшего школьного возраста. Вероятно, для части детей этого возраста нужно будет искать принципиально новые формы и инструменты для более успешной образовательной деятельности. Исследование помогает понять, на что стоит обратить особое внимание родителей и педагогов при взаимодействии с детьми младшего школьного возраста.
Исследовались показатели памяти, когнитивного и личностного развития младших школьников: диагностика механической и логической памяти, объема кратковременной слуховой и зрительной памяти, уровень познавательной потребности и когнитивного развития, проводилась оценка школьных и внешкольных достижений младших школьников.
Память играет огромную роль в интеллектуально-личностном развитии детей и характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое, фактически выступая условием для личностного развития младших школьников и выполняя функцию, интегрирующую личность, объединяющую в ней прошлое, настоящее и будущее [1].
Результаты и выводы
Развитие механической памяти отрицательно связано с развитием памяти логической, хотя эти связи носят характер лишь некоторой тенденции. Возможно, часть младших школьников, запоминающих большие объемы информации прямым образом (механически) и без значительных усилий, теряет мотивацию к самостоятельным действиям, направленным на понимание изучаемого материала.
Имеется отрицательная корреляция между развитием интеллекта и развитием того или иного вида механической памяти. Хотя эти связи невысоки или даже незначимы, это все же может быть свидетельством того, что для некоторых детей хорошая механическая память может оказаться барьером для развития интеллекта в младшем школьном возрасте.
Связь разных видов памяти с успеваемостью оказалась примерно одинаковой. Чем выше уровень развития механической памяти, тем выше показатель успеваемости у младших школьников. Обучение в начальной школе требует запоминания большого объема информации, дети с хорошей памятью легче справляются с этой задачей.
Опора только на механическое запоминание, по-видимому, у некоторых учеников познавательную потребность, тогда как опора на логическую память ее повышает.
Успеваемость детей с преобладанием механической памяти незначительно выше, чем у детей с преобладанием логической. Учителя оценивают познавательную потребность детей с хорошим интеллектом и высокой логической памятью существенно выше, чем остальных детей. Иначе говоря, учителя в системе обучения могут придавать большое значение именно механической памяти, при этом в оценке интеллектуально-личностного развития детей быть достаточно объективными.