Главная
АИ #23 (102)
Статьи журнала АИ #23 (102)
Понятие и сущность принципа свободы договора в гражданском праве

Понятие и сущность принципа свободы договора в гражданском праве

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

договор
принцип
свобода договора

Аннотация статьи

В статье предпринимается попытка определить понятие и сущность принципа свободы договора в гражданском праве.

Текст статьи

Содержание такой правовой категории, как «свобода договора» заключается в признании необходимости ее ограничений с помощью законодательства, при этом ограничения являются, как сказал исследователь К.И. Забоев: «смыслообразующими факторами данной категории» [5, с.8]. Данный вывод был сделан, поскольку изменения в социально-экономической и политической жизни общества происходили вместе с трансформацией в содержании структуры этических принципов договорных отношений в части принципа свободы. Согласно высказыванию, Ф. Вольфсона свобода договоров, будучи ранее основным началом, в настоящее время отступила перед другими началами, в частности перед принципом общественной пользы [4, с.90]. Проведя сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства, Ю.В. Рогова пришла к выводу, что подобное положение дел актуально и для западного рынка, где договорное право вынуждено поступиться частью своих принципов, в том числе и принципом свободы договора, поскольку это необходимо для поддержания баланса в отношениях участников гражданского оборота, где возможно экономическое неравенство, обусловленное наличием у субъектов различных кадровых, финансовых и информационных ресурсов [8, с.5-12].

Сущность принципа свободы договора, его характерные особенности нашли свое отражение в ст. 421 ГК РФ, которая закрепляет несколько положений в отношении свободы договора.

Во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а принуждение к заключению договора не допускается. Вместе с тем, стоит заметить, что их этого правила есть исключения, так как в ГК РФ предусмотрены случаи, когда заключение договора может быть обязательным в силу закона. Например, ст. 935 ГК РФ предусматривает обязательное страхование, а ст. 429 ГК РФ – обязательное заключение предварительного договора. Несмотря на отмеченные выше исключения, напрямую они не ограничивают принцип свободы договора. Так как в первой ситуации субъект добровольно вступает в страховые отношения, которые в дальнейшем приводят к обязательности заключения договора. А во второй ситуации обязательность заключения предварительного договора вытекает уже после заключения первоначального договора.

Во-вторых, ч. 2 и 3 ст. 421 ГК РФ, раскрывая принцип свободы договора, позволяют заключать договоры, которые как предусмотрены законом, так и не предусмотрены им, в том числе и договоры смешанного характера, то есть договоры, где содержатся элементы из разных видов договоров. Здесь необходимо пояснить, что под договорами, непредусмотренными законом, в соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ следует понимать договоры, которые не будут противоречить законодательству, принципам морали и правопорядка и т.д.

В-третьих, ч. 4 ст. 421 ГК РФ закрепляет свободу в определении условий договора.

Таким образом, отечественный законодатель позволяет субъектам гражданских правоотношений самостоятельно определять условия договоров. Невзирая на провозглашение свободы договора, механизм его реализации имеет некоторые ограничения. С одной стороны, стремительное развитие информационного общества, появление новых технологий, усложнение общественных отношений вынуждают законодателя искать баланс между принципом свободы договора и его злоупотреблением, а с другой в самом механизме реализации свободы договора уже имеется ограничение в виду того, что любой заключенный договор влечет наложение обязанностей, то есть обязывает ту или иную сторону произвести конкретные действий (поставить товар, оплатить товар и др.).

Еще одним ограничительным фактором принципа свободы договора являются особенности соотношений частных и публичных интересов. Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ наряду с гражданами и юридическими лицами, участниками гражданских отношений могут являться Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. В свою очередь это требует от государства определенного вмешательства, поиск сбалансированных инструментов регулирования правовой сферы, когда происходит столкновение частных и публичных интересов, а также нахождение механизмов защиты с целью устранения злоупотреблением принципом свободы договора. Таким образом, принцип свободы договора не является абсолютным, да и не может являться таковым в силу указанных выше причин.

В целом принцип свободы договора ограничивается в трех случаях:

  1. заключение договора является обязательным для той или иной стороны;
  2. субъект, согласно нормам законодательства, лишен возможности заключить определенный вид договора в силу возраста или психических отклонений;
  3. в законодательстве имеется ограничение на то, что конкретный субъект не имеет возможности для того, чтобы сформулировать условия определенного вида договора [3, с.498-501].

Принципы, разработанные в рамках гражданского права, расположены в определенной системе (иерархии) и принцип свободы индивидуально-правовых договоров является одним из центральных в этой системе. В современном отечественном законодательстве принцип свободы индивидуально-правового договора нашел свое отражение в статье 421 ГК РФ.

Под свободой договора понимается:

  1. свобода выбора контрагента;
  2. возможность заключения предусмотренных законом разновидностей договоров;
  3. согласование сторонами любых условий договора, за исключением императивно установленных законодательством.

Абзац 2 пункта 2 статьи 1 ГК РФ предусматривает, в каких случаях принцип свободы договора не может быть безграничным, а именно: гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Одним из оснований ограничения принципа свободы договора является, например, обеспечение свободы конкуренции, предусмотренной в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции [1, ст.3434]). Указанные ограничения направлены в первую очередь на защиту прав и законных интересов наиболее слабой стороны, по мнению законодателя. Несмотря на то, что принцип свободы договора является одним из основополагающих принципов формирования гражданских правоотношений, однако в связи с переходом Российской Федерации к рыночной экономике не исключены ситуации заключения индивидуально-правовых договоров между лицом, находящимся в привилегированном положении, и менее слабой стороной. В связи с этим законодателем предусматриваются правовые механизмы с целью восстановления баланса правового положения сторон. Так, введен институт согласования типовых договоров антимонопольным органом контрагентов, занимающих доминирующее положение [7, п.3.4.22]. Данный правовой механизм установлен с целью предупреждения злоупотребления правом одной из сторон соглашения. При этом наличие как такового типового договора само по себе ограничивает принцип свободы индивидуально-правового договора, так как конкретные условия договора согласованы административным органом, и изменяться сторонами не могут. Такие договоры применимы, например, в сфере энергоснабжения. Кроме того, гражданским законодательством предусмотрен отдельный вид договора, который ограничивает принцип свободы индивидуально-правовых договоров – публичный договор. Статьей 426 ГК РФ установлено, что определенный субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан заключить договор по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание).

Содержание принципа свободы индивидуально-правового договора, на наш взгляд, составляют следующие требования:

  • возможность выбора целесообразности заключения договора;
  • заключение договора, предусмотренного законом;
  • заключение договора, содержащего элементы различных видов соглашений (смешанный договор);
  • включение в содержание любых условий договора;
  • возможность выбора контрагента [10, с.675-677].

Принцип свободы индивидуально-правового договора, закрепленный в нормах гражданского законодательства, зачастую порождает вопросы в правоприменительной практике, в части заключении смешанных, непредусмотренных законом соглашений. Так, для определения элементов договоров следует установить истинную волю сторон, например, исследуя преддоговорную переписку между контрагентами. Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в своем постановлении от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» [2, №5] выделяет также законодательную цель регулирования заключения соглашений субъектами гражданского оборота.

Таким образом, принцип свободы договора не носит абсолютного характера и может быть ограничен. С другой стороны, на наш взгляд, данное ограничение устанавливается исключительно в законодательном порядке и вводится с целью восстановления баланса интересов контрагентов.

Таким образом, принцип свободы индивидуально-правового договора был известен со времен римского права, прошел становление, эволюцию и развитие в российском, зарубежном, международном праве, нашел своё отражение в системе принципов современного отечественного гражданского права, занял в иерархии принципов одно из главных мест, оказывает значительное влияние на формирование гражданско-правовых отношений в правовой системе общества. При этом принцип свободы индивидуально-правовых договоров не является «идеальной» правовой конструкцией, страдает некоторыми дефектами, может быть ограничен нормами российского законодательства в целях достижения социально-экономических, нравственных, государственных и иных интересов общества.

Для формирования единой воли и ее закрепления в договоре, необходима свобода договора от внешнего воздействия. Исходя из содержания ст. 421 ГК РФ свобода договора предполагает:

  1. Субъекты гражданского права свободны в решении вопроса заключения договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена гражданским законодательством или добровольно принятым обязательством. Обязанность заключить договор в силу закона возможна в случае не противоречия интересу общества в целом, а также отдельно взятого гражданина, который обязан заключить такой договор.
  2. Свобода договора предполагает свободу выбора партнерской стороны при его заключении.
  3. Свобода договора предусматривает свободу сторон в выборе вида договора. В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны имею право заключить поименованный и непоименованный договор. Договор может содержать элементы разного вида договоров, предусмотренных и не предусмотренных действующем законодательством (смешанный договор) [9, с.386-396]. К лицам, заключившим смешанный договор, применяются в соответствующих частях нормы о договорах, элементов которых содержаться в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
  4. Усмотрения сторон при установлении условий соглашения [6, с.39].

В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия соглашения определяются, заключающими его сторонами, помимо тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными нормативно-правовыми актами. В случаях, когда условие соглашения предусмотрено законом, который применяется так, как соглашением сторон не предусмотрено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим договором исключить его применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в законе.

Несмотря на всю степень свободы договора, он должен отвечать императивным нормам, действующим в момент его заключения. Существование императивных норм объясняется необходимостью защиты интересов общества или интересов слабой стороны соглашения. К договорам применяется правило – «закон обратной силы не имеет», что придает устойчивость гражданскому обороту. Стороны, заключившие договор, могут быть уверены в том, что последующие законодательные изменения не могут повлиять на положения, принятые ими в договоре. Вместе с тем потребности дальнейшего развития гражданского общества могут столкнуться с такими препятствиями, заложенные в положениях заключенных договоров. С целью преодоления этих препятствий необходима корректировки положений уже заключенных договоров путем введения обязательных для участников договора правил, действующих с обратной силой. В это случае необходимо обратить внимание, что вновь установленные правила для участников ранее заключенных договоров обязательны только в том случае, если обратная сила им придана законом. Другие нормативно-правовые акты не вправе действовать с обратной силой в отношении заключенных договоров.

Важность принципа свободы договора обусловлена тем обстоятельством, что основу гражданских правоотношений составляют свобода и личная инициатива каждого субъекта хозяйственной деятельности, а принцип свободы договора обеспечивает их юридическое равенство, независящее друг от друга и неподчиненное друг другу состояние, в том числе и с имущественной точки зрения. Как справедливо отмечают представители отечественной правовой науки, стороны, не обладающие свободой, не могут выразить своей действительной воли. Таким образом, принцип свободы договора предоставил гражданам и организациям возможность по самостоятельному налаживанию связей для обмена товарами и услугами, осуществления разнообразной предпринимательской деятельности, что, в конечном счете, заложило основы для развития рыночной экономики в нашей стране.

Список литературы

  1. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3434.
  2. О свободе договора и ее пределах: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 16 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2014. - № 5.
  3. Андрушонок, А. А. Механизм реализации свободы договора в российском гражданском праве / А.А. Андрушонок // Аллея науки. - 2020. - Т. 1. - № 11 (50). - С. 498-501.
  4. Вольфсон, Ф. Учебник гражданского права РСФСР / Ф. Вольфсон. – М.: НКЮ РСФСР, 1925. – 248 с.
  5. Забоев, К. И. Принцип свободы договора в российском гражданском праве / К. И. Забоев: автореф. дисс. ... к.ю.н. - Екатеринбург, 2002. – 26 с.
  6. Михайлов, А. А. Понятие и значение договора в гражданском праве РФ / А. А. Михайлов // Epomen. Global. - 2021. - № 17. - С. 39-42.
  7. Приказ Минстроя России от 05.03.2015 № 155/пр «Об утверждении Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Рогова, Ю. В. К вопросу о моделях ограничения свободы договорного регулирования в гражданском законодательстве / Ю. В. Рогова // Вестник арбитражной практики – 2013. - № 1. - С. 5-12.
  9. Руденко, Е. Ю. Правовая природа корпоративного договора в российском праве / Е. Ю. Руденко, А. С. Усенко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 118. - С. 386-396.
  10. Шаганц, А.А. Принцип свободы индивидуально-правового договора / А. А. Шаганц // Юридическая техника. - 2020. - № 14. - С. 675-677.

Поделиться

1931

Цеплая Э. Ю. Понятие и сущность принципа свободы договора в гражданском праве // Актуальные исследования. 2022. №23 (102). С. 41-45. URL: https://apni.ru/article/4256-ponyatie-i-sushchnost-printsipa-svobodi-dogov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января