С момента назначения Банка России мегарегулятором российского финансового рынка он вносит существенные изменения в политику банковского сектора экономики, тем самым, оптимизируя банковскую систему с целью очищения ее от нежелательных участников на рынке банковских услуг, а также от более слабых банков. Это связано с тем, что такие кредитные организации на рынке могут нанести существенный вред не только вкладчикам, но и клиентам, инвесторам, экономике в целом. Исходом данной ситуации явилось следующее: с 2014 по 2016 годы практически порядка у 400 банков были отозваны лицензии [1].
Анализ нынешней экономической ситуации в стране позволяет предположить, что, скорее всего, данная тенденция сохранится в ближайшие несколько лет. Данный факт волнует собственников бизнеса, по причине того, что согласно п. 2 ст. 861 ГК РФ, являясь юридическими лицами, они обязаны проводить расчеты безналичным путем со своими контрагентами. Самое интересное в данном вопросе то, что средства юридических лиц никак не застрахованы, чего нельзя сказать о средствах физических лиц. Государство страхует их на сумму до 1,4 млн. рублей. Именно поэтому отзыв лицензий у кредитных организаций Баком России в первую очередь несет убытки именно юридическим лицам.
По этой причине вероятность отзыва лицензии банка – это риск для собственников бизнеса, которые являются их непосредственными клиентами. Эти клиенты, занимающиеся частным бизнесом, как правило, являются достаточно состоятельными. Как правило, у такой категории населения достаточно высокий спрос на банковские услуги, а именно, услуги Private banking.
Банк России утвердил перечень системно значимых кредитных организаций, на долю которых приходится более 61% совокупных активов российского банковского сектора (Указание Банка России от 22.07.2015 № 3737-У).
На данный момент времени количество этих банков утверждено Центральным Банком Российской Федерации, всего их 11. И стоит отметить, что именно на эти банки приходятся услуги Private banking, и в первую очередь, именно к этим банкам обращаются клиенты частного бизнеса, по причине высокого доверия населения этим кредитным организациям. Такого рода клиенты, являющиеся владельцами наиболее крупного частного капитала, весьма значимы для банков, потому что могут стать главным источником устойчивых, долгосрочных пассивов.
Банковская система РФ на протяжении нескольких десятков лет вводит для более состоятельных клиентов индивидуальное банковское обслуживание. Индивидуальное банковское обслуживание в Российской Федерации имеет ряд особенностей, существенно отличающихся от услуг Private Banking за рубежом, а также и из-за своего более позднего становления именно как отдельной услуги.
Private Banking – это частное банковское обслуживание, которое предоставляется для состоятельных клиентов. Также Private Banking – это доступ к лучшим технологиям финансового рынка, это право иметь личного менеджера и получать консультации по возникающим финансовым вопросам [2]. Важнейший этап развития сегмента private banking в банках РФ пришелся на 1997–2000 годы. Этот процесс был связан с формированием личных капиталов, а также с необходимостью передачи денежных средств в управление профессионалам. Кризис 1990-х годов указал на необходимость следовать проверенным годами принципам управления частным капиталом. Private banking представляет собой в первую очередь частное обслуживание банком состоятельных лиц. При этом подход банка при обслуживании такой категории клиентов существенно отличается от стандартного банковского обслуживания физических лиц. В этом случае банк для клиента выступает в качестве личного финансиста, решающего многочисленные вопросы. Поэтому часто применяется такой термин – «личный банкир».
Очевидно, немаловажны такие составляющие, как особенные условия обслуживания, например выезд топ-менеджера к клиенту для заключения сделки в удобное место и время, предоставление небанковских услуг (например, бронирование гостиницы, покупка билетов, также организация эксклюзивных туров и т.д.). Еще следует отметить, что большую роль в Private Banking играет не только оперативность, но и возможность особого графика обслуживания (24 часа в сутки). Хотя большинство клиентов сферы Private Banking приходят в банк для решения финансовых вопросов и редко просят о какой-либо еще услуге. Менеджеры банков сами предлагают помощь в различных сферах, которые не связаны напрямую с банковским обслуживанием [9].
Для многих стран понятие Private Banking не является новым, тем не менее в России рынок Private Banking начал свою историю относительно недавно, чуть более 20 лет назад. На данный момент Private Banking в России находится в процессе формирования. Характерными особенностями рынка Private Banking в нашей стране является то, что он в основном обслуживает только местных клиентов, ориентируя свое внимание в большей степени на мегаполисы, такие как Москва и Питер. Это объясняется сосредоточением обеспеченных лиц в этих городах. Однако прослеживается экспансия сегмента Private Banking и в регионы, а это приводит к увеличению региональных банков, которые являются участниками рынка частного банкинга. Несомненно, большинство хайнетов концентрируются по-прежнему в Москве, Санкт-Петербурге, но группа состоятельных клиентов уже успела сформироваться и в других крупных российских городах, например: Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Сургут, Самара Тюмень, Уфа и др.
Рынок Private Banking России не достигает уровня среднемирового значения. Однако 6,7% миллиардеров мира по итогам 2017 года являются гражданами Российской Федерации. Получается, что в РФ более обеспеченных лиц меньше, чем в среднем в мире [4]. 0,1% населения страны составляют лица, капитал которых превышает метку 1 млн. долл. США. Следующей чертой частного банкинга в России является то, что потребитель рынка услуг Private Banking был продолжительное время моложе типичного привилегированного клиента в силу того, что обычно это был человек, создавший своё состояние в 1990-е годы, т. е. российский PB в своем большинстве имеет дело с капиталом первого поколения. Следовательно, долгое время целью российского клиента было именно приумножение капитала, и, как следствие, он выбирал для себя наилучшие стратегии роста. Услуги в области наследования капитала особой популярностью не пользовались. По сути, специфика Private Banking не только во всём мире, но и в России состоит в том, что каждая банковская услуга должна быть разработана и сформирована индивидуально под потребности определенного клиента.