научный журнал «Актуальные исследования» #23 (102), июнь '22

Проблемы организации охраны труда на машиностроительном предприятии

Статья посвящена анализу существующих проблем организации охраны труда на машиностроительном предприятии.

Аннотация статьи
машиностроение
охрана труда
технологическая операция
технологический процесс
Ключевые слова

Машиностроение – важнейшая отрасль экономики России. Железнодорожное машиностроение – это одна из старейших и крупнейших отраслей машиностроения, которая занимается производством локомотивов, вагонов и техническим обслуживанием, восстановлением, ремонтом подвижного состава.

Для эффективного выполнения этих работ в отрасли работает 201,6 тыс. человек в 500 организациях [1, с.6], поэтому одной из важнейших составляющих производства является сохранение жизни и здоровья непосредственных участников технологического процесса – работников.

В своей трудовой деятельности человек неизбежно подвергается опасности. В условиях производства на человека действуют техногенные опасности, иначе называемые опасными и вредными производственными факторами.

В данной статье проведен анализ условий труда на примере машиностроительного предприятия «Обособленное подразделение «Элмашремонт-Улан-Удэ» – филиал АО Желдорреммаш» производственного травматизма и профессиональных заболеваний; рассматриваются вредные и опасные факторы трудового процесса.

В июле 2019г. группа компаний «ЛокоТех» создала новую структуру - «ЛокоТех – Электромашинный дивизион» («ЛокоТех – ЭМД»). Новый филиал АО Желдорреммаш в структуре ГК «ЛокоТех» отвечает за ремонт тяговых двигателей [2].

Во исполнение требований Трудового Кодекса РФ на предприятии [3]:

  • ст. 225, 212, 214, 219 - организовано обучение и проверка знаний требования охраны труда руководителей, специалистов и уполномоченных лиц по охране труда;
  • ст. 212 – ведется контроль за разработкой и переработкой инструкций по охране труда;
  • ст. 209, 212 и законодательных актов РФ, совместно с аттестационной комиссией ведется работа по специальной оценке условий труда;
  • ст. 212, 221, 222 – для работников дивизиона, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда разработаны нормы на спецодежду, спецобувь и СИЗ; смывающие и обезвреживающие средства; молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Для определения класса условий труда проводится специальная оценка рабочих мест [4]. Проведенный анализ карт специальной оценки рабочих мест показал наличие опасных и вредных факторов трудового процесса, и нарушений условий труда работников. Так, из 754 (301женщины) штатных единиц 550 работников (113 женщины) заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (рисунок 1).

Рис. 1. Численность персонала, занятых на работах с вредными/опасными условиями труда

Из рис. 1 видно, что самым распространенным вредным фактором является химический 411 человек. Едкие, огне- и взрывоопасные вещества, необходимые для выполнения технологических операций. Тяжесть труда у 275 человек (135 женщин), характеризующаяся физической динамической нагрузкой, массой понимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, перемещениями в пространстве имеет повышенную степень выраженности в трудовой деятельности. Работа токарных и фрезеровочных станков, процесс обмотки элементов электрических машин, передвижение мостовых кранов, работы ударными и пневмо-инструментами поднимают уровень шума, в некоторых участках на значительные отклонения от норм – у 230 (30) человек.

Данные факторы приводят к профессиональным заболеваниям. Так за период с 01.07.2019г. у двух изолировщиков полюсных катушек якорного участка выявлены хронические профессиональные заболевания:

  1. профессиональный контактный аллергический дерматит рук, обострение на фоне проводимых проб;
  2. профессиональная невропатия локтевых нервов с 2-х сторон, связанная с воздействием функционального перенапряжения рук, без нарушения функции кисти, выраженный болевой синдром.

Для расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания создается комиссия, в состав которой входят представители территориального отдела управления Роспотребнадзора по ж/д транспорту, главный врач НУЗ ОКБ на ст. Улан-Удэ ОАО «РЖД», главный врач Улан-Удэнского филиала по ж/д транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», представители работодателя (директор по обеспечению производства и специалист по охране труда), технический инспектор труда профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.

Исследования показывают, что 85% работников не заинтересовано в выявлении у них профессионального заболевания и предпочитают продолжать работать, имея льготы и компенсации за работу во вредных условиях, вместо установления профессионального заболевания [5]. На рисунке 2 представлена диаграмма льгот и компенсаций для работников в зависимости от условий труда.

Рис. 2. Льготы и компенсации

По закону труд людей, занятых на работах с вредными и опасными условиями, оплачивается в повышенном размере (327чел.). Работники, которые трудятся во вредных условиях, должны получать ежегодный дополнительный отпуск не менее недели (474чел.). 153 людям, которые трудятся на работах с вредными условиями труда, бесплатно выдают лечебно-профилактическое питание по установленным нормам – молоко или другие равноценные продукты. Работодатель обязан обеспечивать сотрудников, работающих во вредных условиях (550чел.), спецодеждой и СИЗ, а также проводить медицинские осмотры.

Согласно отчетам по состоянию охраны труда в период с 01.07.2019г. допущено два случая производственного травматизма.

22 сентября 2019 года Работник 1 в результате несчастного случая на производстве получил открытый перелом фаланги 1-го пальца левой кисти.

13 августа 2021 года в результате возгорания допущен смертельный случай с регенераторщиком отработанного масла Работником 2.

Для расследований несчастных случаев на производстве создается специальная комиссия, в результате работы которой определены следующие мероприятия по предотвращению случаев травматизма:

  1. проведение внепланового инструктажа для всех работников предприятия;
  2. пересмотр и актуализация всей документации по пожарной безопасности;
  3. провести обучение в специализированных организациях по программе пожарно-технического минимума специалистов и руководителей предприятия;
  4. провести обучение Работника 1 на право поведения стропильных работ.

Вся деятельность по охране труда постоянно направлена на предотвращение несчастных случаев, сохранение жизни и здоровья работников предприятия, что является наиглавнейшей задачей руководителя машиностроительного предприятия. Все несчастные случаи на производстве несут за собой экономические и моральные издержки и поэтому обеспечение требований по охране труда, поддержание высокого уровня безопасности труда – одна из важнейших задач для всех предприятий.

Текст статьи
  1. Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.08.2017г. №1756-р.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ.
  3. «ЛокоТех» создал два филиала на базе «Желдорреммаш» [Электронный ресурс] / https://www.locotech.ru/press-center/news/2767/.
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  5. Чащин В.П. Актуальные проблемы биомедицины и этики в профпатологии / В.П.Чащин // Материалы II Всероссийского съезда врачей-профпатологов. – Ротов-н-Дон: Полиграфист – 2006. - С.467-469.
Список литературы