Проблемы организации охраны труда на машиностроительном предприятии

Статья посвящена анализу существующих проблем организации охраны труда на машиностроительном предприятии.

Аннотация статьи
машиностроение
охрана труда
технологическая операция
технологический процесс
Ключевые слова

Машиностроение – важнейшая отрасль экономики России. Железнодорожное машиностроение – это одна из старейших и крупнейших отраслей машиностроения, которая занимается производством локомотивов, вагонов и техническим обслуживанием, восстановлением, ремонтом подвижного состава.

Для эффективного выполнения этих работ в отрасли работает 201,6 тыс. человек в 500 организациях [1, с.6], поэтому одной из важнейших составляющих производства является сохранение жизни и здоровья непосредственных участников технологического процесса – работников.

В своей трудовой деятельности человек неизбежно подвергается опасности. В условиях производства на человека действуют техногенные опасности, иначе называемые опасными и вредными производственными факторами.

В данной статье проведен анализ условий труда на примере машиностроительного предприятия «Обособленное подразделение «Элмашремонт-Улан-Удэ» – филиал АО Желдорреммаш» производственного травматизма и профессиональных заболеваний; рассматриваются вредные и опасные факторы трудового процесса.

В июле 2019г. группа компаний «ЛокоТех» создала новую структуру - «ЛокоТех – Электромашинный дивизион» («ЛокоТех – ЭМД»). Новый филиал АО Желдорреммаш в структуре ГК «ЛокоТех» отвечает за ремонт тяговых двигателей [2].

Во исполнение требований Трудового Кодекса РФ на предприятии [3]:

  • ст. 225, 212, 214, 219 - организовано обучение и проверка знаний требования охраны труда руководителей, специалистов и уполномоченных лиц по охране труда;
  • ст. 212 – ведется контроль за разработкой и переработкой инструкций по охране труда;
  • ст. 209, 212 и законодательных актов РФ, совместно с аттестационной комиссией ведется работа по специальной оценке условий труда;
  • ст. 212, 221, 222 – для работников дивизиона, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда разработаны нормы на спецодежду, спецобувь и СИЗ; смывающие и обезвреживающие средства; молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Для определения класса условий труда проводится специальная оценка рабочих мест [4]. Проведенный анализ карт специальной оценки рабочих мест показал наличие опасных и вредных факторов трудового процесса, и нарушений условий труда работников. Так, из 754 (301женщины) штатных единиц 550 работников (113 женщины) заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (рисунок 1).

Рис. 1. Численность персонала, занятых на работах с вредными/опасными условиями труда

Из рис. 1 видно, что самым распространенным вредным фактором является химический 411 человек. Едкие, огне- и взрывоопасные вещества, необходимые для выполнения технологических операций. Тяжесть труда у 275 человек (135 женщин), характеризующаяся физической динамической нагрузкой, массой понимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, перемещениями в пространстве имеет повышенную степень выраженности в трудовой деятельности. Работа токарных и фрезеровочных станков, процесс обмотки элементов электрических машин, передвижение мостовых кранов, работы ударными и пневмо-инструментами поднимают уровень шума, в некоторых участках на значительные отклонения от норм – у 230 (30) человек.

Данные факторы приводят к профессиональным заболеваниям. Так за период с 01.07.2019г. у двух изолировщиков полюсных катушек якорного участка выявлены хронические профессиональные заболевания:

  1. профессиональный контактный аллергический дерматит рук, обострение на фоне проводимых проб;
  2. профессиональная невропатия локтевых нервов с 2-х сторон, связанная с воздействием функционального перенапряжения рук, без нарушения функции кисти, выраженный болевой синдром.

Для расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания создается комиссия, в состав которой входят представители территориального отдела управления Роспотребнадзора по ж/д транспорту, главный врач НУЗ ОКБ на ст. Улан-Удэ ОАО «РЖД», главный врач Улан-Удэнского филиала по ж/д транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия», представители работодателя (директор по обеспечению производства и специалист по охране труда), технический инспектор труда профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.

Исследования показывают, что 85% работников не заинтересовано в выявлении у них профессионального заболевания и предпочитают продолжать работать, имея льготы и компенсации за работу во вредных условиях, вместо установления профессионального заболевания [5]. На рисунке 2 представлена диаграмма льгот и компенсаций для работников в зависимости от условий труда.

Рис. 2. Льготы и компенсации

По закону труд людей, занятых на работах с вредными и опасными условиями, оплачивается в повышенном размере (327чел.). Работники, которые трудятся во вредных условиях, должны получать ежегодный дополнительный отпуск не менее недели (474чел.). 153 людям, которые трудятся на работах с вредными условиями труда, бесплатно выдают лечебно-профилактическое питание по установленным нормам – молоко или другие равноценные продукты. Работодатель обязан обеспечивать сотрудников, работающих во вредных условиях (550чел.), спецодеждой и СИЗ, а также проводить медицинские осмотры.

Согласно отчетам по состоянию охраны труда в период с 01.07.2019г. допущено два случая производственного травматизма.

22 сентября 2019 года Работник 1 в результате несчастного случая на производстве получил открытый перелом фаланги 1-го пальца левой кисти.

13 августа 2021 года в результате возгорания допущен смертельный случай с регенераторщиком отработанного масла Работником 2.

Для расследований несчастных случаев на производстве создается специальная комиссия, в результате работы которой определены следующие мероприятия по предотвращению случаев травматизма:

  1. проведение внепланового инструктажа для всех работников предприятия;
  2. пересмотр и актуализация всей документации по пожарной безопасности;
  3. провести обучение в специализированных организациях по программе пожарно-технического минимума специалистов и руководителей предприятия;
  4. провести обучение Работника 1 на право поведения стропильных работ.

Вся деятельность по охране труда постоянно направлена на предотвращение несчастных случаев, сохранение жизни и здоровья работников предприятия, что является наиглавнейшей задачей руководителя машиностроительного предприятия. Все несчастные случаи на производстве несут за собой экономические и моральные издержки и поэтому обеспечение требований по охране труда, поддержание высокого уровня безопасности труда – одна из важнейших задач для всех предприятий.

Текст статьи
  1. Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.08.2017г. №1756-р.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ.
  3. «ЛокоТех» создал два филиала на базе «Желдорреммаш» [Электронный ресурс] / https://www.locotech.ru/press-center/news/2767/.
  4. Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  5. Чащин В.П. Актуальные проблемы биомедицины и этики в профпатологии / В.П.Чащин // Материалы II Всероссийского съезда врачей-профпатологов. – Ротов-н-Дон: Полиграфист – 2006. - С.467-469.
Список литературы