«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его
разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Все мы знаем, что в настоящее время происходит обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации. Они обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Необходимо также отметить, что семья для ребенка является одним из главных источников общественного опыта. Именно в семье дети находят примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
В настоящее время существует множество различных и эффективных форм взаимодействия ДОУ и родителей. Мы с вами понимаем, что особенно это важно на первых порах, когда ребенок только начинает свой путь социализации, переступая порог дошкольного учреждения.
Наша главная цель, как педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Лишь совместные усилия специалистов детского сада и родителей помогут малышу легче и быстрее пройти сложный для ребёнка период. Вот и первая задача, появляющаяся перед родителями, специалистами и детским садом в целом.
Вторая задача – второй этап – плавное введение в образовательную деятельность. В это время основной вид деятельности ребёнка – игра. Он учится играть и, играя, учится.
Третья немаловажная задача – социализация. Успешное взаимодействие малыша и его окружения нередко становится основой его будущего. В реализации этих задач мелочей нет, как нет и лишних людей. Воспитатель становится связующим звеном между специалистами детского сада, ребёнком и родителями. Дело в том, что в детском саду ребёнок реализует себя сам. Его поведение в группе может в корне отличаться от поведения дома, и это нормально.
Все мы знаем, что формы и методы работы с родителями очень разнообразны, каждый выбирает те формы, которые ему кажутся наиболее эффективными. Поэтому я сегодня хотела бы поделиться с вами своим опытом, по взаимодействию с семьями воспитанников.
При взаимодействии с родителями придерживались следующих принципов:
- Сотрудничество и наставничество;
- Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи;
- Доброжелательный и открытый стиль общения педагогов с родителями;
- Компетентность педагогов;
- Динамичность.
Первый этап - wats'app
Все мы прекрасно знаем и понимаем, что живем в период компьютерных технологий, гаджетов и т.п. Так сложилось, что основную информацию, какие-либо новости мы узнаем из интернета.
Воспользовавшись этим, мной была создана группа в wats'ap. Казалось бы, все этим методом пользуются. НО! Необходимо отметить, что важно не просто создать родительский чат, а именно с помощью его расположить родителей к себе так, чтобы им хотелось узнать все больше и больше. Еще до первого родительского собрания, получив списки воспитанников с контактами их родителей, я создала группу, записав для родителей обращение. В котором представилась, рассказала о себе (образование, опыт работы, достижения). Также кратко описала режимные моменты нашего детского сада, и обратилась к родителям с предложением написать интересующие их вопросы, ответы на которые, они получат на родительском собрании.
Создав группу, мы сразу же создали свои мини-законы, пользования этим чатом, что на мой взгляд с первой секунды – дало результат.
Мини-законы:
- Уважительное отношение ко всем участникам группы.
- Запрет спама.
- Информация в группе только по - существу.
- Информационное молчание после 21.00
- Воспитатель отвечает на вопросы и сообщения в период «Тихого часа», либо свободного времени
- Практически каждый день выкладывается для родителей фотоотчет о жизни детей в детском саду. Это способствует снижению тревожности и возникновению положительных эмоций у родителей.
Следует отметить, что взаимодействие с родителями через группу также актуально, поскольку не каждый родитель может подойти и поинтересоваться: «А как мой Саша, или Петя?»
А написать, проще…и ответ будет получен.
Второй этап: «Личное Знакомство»
Родительское собрание
Главная цель – помочь родителям в осознании ответственности за воспитание и здоровье детей.
Познакомили с программой «от рождения до школы», рассказали о режиме дня и расписании занятий в группе.
Организовали знакомство с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми.
Таким образом, помогли родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников.
В ходе собрания родители получили ответы на вопросы, заданные в «родительском чате», предлагали свои варианты их решения.
В форме дискуссии
Обсуждали родителями общую для них проблему адаптации детей, обменивались друг с другом опытом семейного воспитания своего ребенка. Для каждого родительского собрания разрабатываются буклеты, памятки родителям, что позволяет воспринимать информацию не только со слов воспитателя.
Третий, и один из самых эффективных методов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи воспитанника, а также играющий значительную роль на начальном этапе адаптации к детскому саду, сыграл метод наглядности! Что я вложила в эту формулировку? На начальном этапе адаптации, в группе были созданы мини-альбомы. В которых фотографии каждого воспитанника группы. Фотографии из дома, с прогулки. Нужно сказать, это очень эффективная форма работы, особенно для тех детей, которые тяжело проходят путь адаптации. А взяв домой несколько таких альбомов, посмотрев спокойно, сидя на любимом диване, фотографии других детей, увидев, чем они увлекаются, у детей проявляется интерес к знакомству с этими детками, и уже придя на следующий день в детский сад, ребенку будет гораздо легче, ведь он уже знает деток, он пришел с ними играть, знакомиться!
Также создан альбом группы, в котором находятся фотографии помещений группы (спальня, игровая комната, туалет, приемная, где много ярких кабинок), оформление игровых зон. Ребенок, увидев это, уже сам проявляет интерес пойти в детский сад, посмотреть, а что там, а как там?
Еще одной темой для создания фотоальбома стал вопрос: Ребенок дома! Какой он?» это позволяет оценить степень адаптации ребёнка, поскольку мы можем на фото видеть счастливого ребенка, читающего книги, в тот момент, когда в группе ребенок даже не подходит к книжному уголку, либо наотрез отказывается открывать даже знакомые книги! Эти моменты позволяют скорректировать путь адаптации!
Четвертым этапом взаимодействия является постоянно обновляющаяся консультативная поддержка родителей, всевозможные консультации, буклеты. А также различные тематические выставки, в которых родители и дети принимают совместное участие, что усиливает у ребенка интерес к детскому саду.
Я нашла для себя именно эти формы и методы работы на этапе адаптации детей к новым условиям ДОУ.
Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлективность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.
В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.
Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОО с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.
Мы все знаем, что работа с родителями, это как ходить по тонкому льду – оступился и утонул. Поэтому нужно учитывать чувства, интересы родителей, не ущемляем их уверенность в себе, чтобы не нарушать доверительных отношений.