Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Статья освещает вопросы взаимодействия с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Аннотация статьи
дошкольная образовательная организация
адаптация детей
взаимодействие с родителем
Ключевые слова

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его
разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Все мы знаем, что в настоящее время происходит обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации. Они обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Необходимо также отметить, что семья для ребенка является одним из главных источников общественного опыта. Именно в семье дети находят примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

В настоящее время существует множество различных и эффективных форм взаимодействия ДОУ и родителей. Мы с вами понимаем, что особенно это важно на первых порах, когда ребенок только начинает свой путь социализации, переступая порог дошкольного учреждения.

Наша главная цель, как педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Лишь совместные усилия специалистов детского сада и родителей помогут малышу легче и быстрее пройти сложный для ребёнка период. Вот и первая задача, появляющаяся перед родителями, специалистами и детским садом в целом.

Вторая задача – второй этап – плавное введение в образовательную деятельность. В это время основной вид деятельности ребёнка – игра. Он учится играть и, играя, учится.

Третья немаловажная задача – социализация. Успешное взаимодействие малыша и его окружения нередко становится основой его будущего. В реализации этих задач мелочей нет, как нет и лишних людей. Воспитатель становится связующим звеном между специалистами детского сада, ребёнком и родителями. Дело в том, что в детском саду ребёнок реализует себя сам. Его поведение в группе может в корне отличаться от поведения дома, и это нормально.

Все мы знаем, что формы и методы работы с родителями очень разнообразны, каждый выбирает те формы, которые ему кажутся наиболее эффективными. Поэтому я сегодня хотела бы поделиться с вами своим опытом, по взаимодействию с семьями воспитанников.

При взаимодействии с родителями придерживались следующих принципов:

  • Сотрудничество и наставничество;
  • Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи;
  • Доброжелательный и открытый стиль общения педагогов с родителями;
  • Компетентность педагогов;
  • Динамичность.

Первый этап - wats'app

Все мы прекрасно знаем и понимаем, что живем в период компьютерных технологий, гаджетов и т.п. Так сложилось, что основную информацию, какие-либо новости мы узнаем из интернета.

Воспользовавшись этим, мной была создана группа в wats'ap. Казалось бы, все этим методом пользуются. НО! Необходимо отметить, что важно не просто создать родительский чат, а именно с помощью его расположить родителей к себе так, чтобы им хотелось узнать все больше и больше. Еще до первого родительского собрания, получив списки воспитанников с контактами их родителей, я создала группу, записав для родителей обращение. В котором представилась, рассказала о себе (образование, опыт работы, достижения). Также кратко описала режимные моменты нашего детского сада, и обратилась к родителям с предложением написать интересующие их вопросы, ответы на которые, они получат на родительском собрании.

Создав группу, мы сразу же создали свои мини-законы, пользования этим чатом, что на мой взгляд с первой секунды – дало результат.

Мини-законы:

  1. Уважительное отношение ко всем участникам группы.
  2. Запрет спама.
  3. Информация в группе только по - существу.
  4. Информационное молчание после 21.00
  5. Воспитатель отвечает на вопросы и сообщения в период «Тихого часа», либо свободного времени
  6. Практически каждый день выкладывается для родителей фотоотчет о жизни детей в детском саду. Это способствует снижению тревожности и возникновению положительных эмоций у родителей.

Следует отметить, что взаимодействие с родителями через группу также актуально, поскольку не каждый родитель может подойти и поинтересоваться: «А как мой Саша, или Петя?»

А написать, проще…и ответ будет получен.

Второй этап: «Личное Знакомство»

Родительское собрание

Главная цель – помочь родителям в осознании ответственности за воспитание и здоровье детей.

Познакомили с программой «от рождения до школы», рассказали о режиме дня и расписании занятий в группе.

Организовали знакомство с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми.

Таким образом, помогли родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников.

В ходе собрания родители получили ответы на вопросы, заданные в «родительском чате», предлагали свои варианты их решения.

В форме дискуссии

Обсуждали родителями общую для них проблему адаптации детей, обменивались друг с другом опытом семейного воспитания своего ребенка. Для каждого родительского собрания разрабатываются буклеты, памятки родителям, что позволяет воспринимать информацию не только со слов воспитателя.

Третий, и один из самых эффективных методов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи воспитанника, а также играющий значительную роль на начальном этапе адаптации к детскому саду, сыграл метод наглядности! Что я вложила в эту формулировку? На начальном этапе адаптации, в группе были созданы мини-альбомы. В которых фотографии каждого воспитанника группы. Фотографии из дома, с прогулки. Нужно сказать, это очень эффективная форма работы, особенно для тех детей, которые тяжело проходят путь адаптации. А взяв домой несколько таких альбомов, посмотрев спокойно, сидя на любимом диване, фотографии других детей, увидев, чем они увлекаются, у детей проявляется интерес к знакомству с этими детками, и уже придя на следующий день в детский сад, ребенку будет гораздо легче, ведь он уже знает деток, он пришел с ними играть, знакомиться!

Также создан альбом группы, в котором находятся фотографии помещений группы (спальня, игровая комната, туалет, приемная, где много ярких кабинок), оформление игровых зон. Ребенок, увидев это, уже сам проявляет интерес пойти в детский сад, посмотреть, а что там, а как там?

Еще одной темой для создания фотоальбома стал вопрос: Ребенок дома! Какой он?» это позволяет оценить степень адаптации ребёнка, поскольку мы можем на фото видеть счастливого ребенка, читающего книги, в тот момент, когда в группе ребенок даже не подходит к книжному уголку, либо наотрез отказывается открывать даже знакомые книги! Эти моменты позволяют скорректировать путь адаптации!

Четвертым этапом взаимодействия является постоянно обновляющаяся консультативная поддержка родителей, всевозможные консультации, буклеты. А также различные тематические выставки, в которых родители и дети принимают совместное участие, что усиливает у ребенка интерес к детскому саду.

Я нашла для себя именно эти формы и методы работы на этапе адаптации детей к новым условиям ДОУ.

Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлективность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.

В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.

Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОО с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.

Мы все знаем, что работа с родителями, это как ходить по тонкому льду – оступился и утонул. Поэтому нужно учитывать чувства, интересы родителей, не ущемляем их уверенность в себе, чтобы не нарушать доверительных отношений.

Текст статьи
  1. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте / http://childpsy.ru/dissertations/22754/
Список литературы