Страхование как составляющая часть коммерческой деятельности направленных страховых организаций выступает для экономики не только как одна из составных частей ее жизни, но также является весьма внушительным источником поступления в страну иностранных инвестиций и продажи услуг.
Страхование в своей сущности представляет собой гибкий и отчасти совершенным объектом для полного или частичного возмещения ущерба в результате наступления страховых случаев, которые предусмотрены страховым договором, в частности это могут быть ущербы как от человеческой деятельности, так и от природных явлений.
Морское страхование грузов представляет собой комплексный инструмент страхования. Данный вид страхования включает в себя достаточно объёмный круг разных рисков, которые могут возникнуть при перевозке грузов на морском транспорте. На современном этапе морское страхование грузов представляет собой сложной системой экономический отношений, которые связаны с созданием и использованием денежных средств для частичного или полного возмещения возмещений от опасностей, которые преследует собой при перевозке грузов на морском транспорте. Данный вид страхования служит в своем роде финансовым помощником.
Перевозка грузов, осуществляемая на морском транспорте, который в данный момент при учете всех достижений и развития судостроения не является столь безопасным видом перевозке и содержит в себе множество угроз, как природного или человеческого характера. Опасности могут быть разного характера и в тут играет роль абсолютно каждый аспект, такие как:
- время года, в которое осуществляется перевозке грузов
- тип и технические характеристики морского транспорта
- тип грузов, которые необходимо перевезти
- территория, на которой осуществляется перемещение грузов от пункта А до пункта Б. Это может быть река, море, океан и другие морские территории.
В Российской Федерации главными источниками регулирования страхового права являются:
- Кодекс торгового мореплавания РФ
- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
- Гражданский кодекс РФ
- Закон РФ «О страховании»
- «правила страхования средств водного транспорта (КАСКО)»
- «Правила страхования ответственности судовладельцев перед третьими лицами» [1, c.3].
Морское страховое право имеет тесную связь с морским правом, что в свою очередь осложнено участием «иностранного элемента», ввиду чего оно не может регулироваться нормами лишь внутреннего права. Конвенции, которые были приняты Международной Морской Организацией (ИМО), выступают правовым регулированием [5, c. 48].
Документом, который свидетельствует о заключении морского страхования – это страховой полис, страховой сертификат, или иной документ страхования, как и в других видах страхования. Данный документ является неотъемлемой части для возмещений средств в случае наступления страхового случая. Данные документ состоит из заиления страхователя, в котором он описывает точные данные о грузе (тип груза, наименование, год, класс, валовую стоимость и др.), страховую сумму, которая не может быть выше страховой стоимости, условия страхования. Договор морского страхования груза может быть заключен страхователем, как на себя, так и на иное лицо (выгодоприобретателем), указанного до этого в договоре или нет. В последнем случаем страхователем несет все обязанности по данному договору [3, c. 54].
В обобщенном виде страховые риски представляют собой покрытие риском по 3 видам групп убытков:
- Убытки, которые связанны с физическими повреждениями, поломками и повреждениями груза.
- Убытки связанные с возникновением ответственности перед 3-ми лицами.
- Траты по уменьшению или сокращению убытков владельца [2].
В договор морского страхования по взаимной договоренности сторон могут быть включены различного рода моменты, при которых наступает страховой случай.
В момент, когда наступает страховой случай и страхователь с его требования возместить страховые выплаты, страхователь обязан документально и максимально детально предоставить отчет и доказательства наступления страхового случая и то, что он в полной мере соответствует договору страхования. Также необходимо предоставить документы, которые будут необходимы для возмещения финансовых потерь и определения суммы покрытия.
Что представляет собой морское страхование в перспективы Российской экономике, как важный сектор экономической активности. Отталкиваясь от ежегодного усиления его позиций на рынке, а также роли в рыночной экономике страны, возникает необходимость государственных, как внешне, так и внутренних регулирований данного процесса. Данная мера необходима в первую очередь для выполнения следующего ряда преимуществ:
- Создание и регулирования правовых регулирований для широко и гибкого развития всех направлений морского страхования.
- Законодательное регулирование для оптимального баланса между обязательным и добровольным страхованием
- Разработка мероприятий, направленных для защиты страхователей от наиболее опасных рисков.
- Разработка и наиболее гибкое применение условий и правил страхования по наиболее популярным видам страхования, унификация договора морского страхования и его форм, а также других документов
- Обеспечение и правовое регулирования финансовой безопасности и гарантию выплат страхователя при наступлении страховых случае. Обеспечение правовой защиты, как страховщика, так и страхователя.
Перспектива рынка морского страхования представляют собой расширения и четкий контроль, а также конкретизированные права и обязанности участников рынка. Для достижения данных условий необходим глубокий анализ современного положения рынка морского страхования, выявление его проблем, уязвимых мест, как в правовым механизме, так и в реальной деятельности.
Во многих странах мира страхование представляет собой широкий рынок услуг, который представляет собой огромный саморегулируемой рынок и неотъемлемой частью экономики страны. Одна из задач страхования – это обеспечение финансовой гарантии. Ввиду специфики экономики России на современном этапе с крайне нестабильной инфляцией и трудностями в экономическом плане необходимость финансовой гарантии, данном аспекту экономики приобретает еще большее важное значение, чем когда-либо.
В процессе изучения и анализа рынка морского страхования, сейчас кажется, целесообразно включить необходимые лицензии для судовладельческих компаний, как в данный момент они лишь предоставляют сертификаты на данную деятельность.
Необходимо обеспечить регулирование обязательного страхования на судах, которые не столь привлекательна и крайне опасной для страхователей, которые хотят обеспечить себе надёжную финансовую компенсацию осуществляют перевозку в опасных или наиболее подверженных риску регионах.
Разумеется, в нашей стране присутствует законодательные нормы и акты, которые регулируют данную сферу деятельности экономики. Но опираясь на опыт европейских или стран других регионов очевидным становится вопрос ее не стабильности и не четких указаний в обязательном морском страховании, что в свою очередь добавляет множество рисков, и-за чего данная сфера является и обеспечить сохранность своих грузов, которые перевозятся на морском транспорте.
В заключении хотелось бы отметить, что Российская Федерация имеет огромный потенциал и необходимость в развитии судостроения, а именно регулирования морского страхования с учетом специфики страны.