научный журнал «Актуальные исследования» #23 (102), июнь '22

Анализ рынка морского страхования грузов

В статье рассматривает современное положение рынка морского страхование, как важной отрасли экономики.

Аннотация статьи
груз
страхование
экономика
право
морское страхование грузов
Ключевые слова

Страхование как составляющая часть коммерческой деятельности направленных страховых организаций выступает для экономики не только как одна из составных частей ее жизни, но также является весьма внушительным источником поступления в страну иностранных инвестиций и продажи услуг.

Страхование в своей сущности представляет собой гибкий и отчасти совершенным объектом для полного или частичного возмещения ущерба в результате наступления страховых случаев, которые предусмотрены страховым договором, в частности это могут быть ущербы как от человеческой деятельности, так и от природных явлений.

Морское страхование грузов представляет собой комплексный инструмент страхования. Данный вид страхования включает в себя достаточно объёмный круг разных рисков, которые могут возникнуть при перевозке грузов на морском транспорте. На современном этапе морское страхование грузов представляет собой сложной системой экономический отношений, которые связаны с созданием и использованием денежных средств для частичного или полного возмещения возмещений от опасностей, которые преследует собой при перевозке грузов на морском транспорте. Данный вид страхования служит в своем роде финансовым помощником.

Перевозка грузов, осуществляемая на морском транспорте, который в данный момент при учете всех достижений и развития судостроения не является столь безопасным видом перевозке и содержит в себе множество угроз, как природного или человеческого характера. Опасности могут быть разного характера и в тут играет роль абсолютно каждый аспект, такие как:

  • время года, в которое осуществляется перевозке грузов
  • тип и технические характеристики морского транспорта
  • тип грузов, которые необходимо перевезти
  • территория, на которой осуществляется перемещение грузов от пункта А до пункта Б. Это может быть река, море, океан и другие морские территории.

В Российской Федерации главными источниками регулирования страхового права являются:

  • Кодекс торгового мореплавания РФ
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
  • Гражданский кодекс РФ
  • Закон РФ «О страховании»
  • «правила страхования средств водного транспорта (КАСКО)»
  • «Правила страхования ответственности судовладельцев перед третьими лицами» [1, c.3].

Морское страховое право имеет тесную связь с морским правом, что в свою очередь осложнено участием «иностранного элемента», ввиду чего оно не может регулироваться нормами лишь внутреннего права. Конвенции, которые были приняты Международной Морской Организацией (ИМО), выступают правовым регулированием [5, c. 48].

Документом, который свидетельствует о заключении морского страхования – это страховой полис, страховой сертификат, или иной документ страхования, как и в других видах страхования. Данный документ является неотъемлемой части для возмещений средств в случае наступления страхового случая. Данные документ состоит из заиления страхователя, в котором он описывает точные данные о грузе (тип груза, наименование, год, класс, валовую стоимость и др.), страховую сумму, которая не может быть выше страховой стоимости, условия страхования. Договор морского страхования груза может быть заключен страхователем, как на себя, так и на иное лицо (выгодоприобретателем), указанного до этого в договоре или нет. В последнем случаем страхователем несет все обязанности по данному договору [3, c. 54].

В обобщенном виде страховые риски представляют собой покрытие риском по 3 видам групп убытков:

  1. Убытки, которые связанны с физическими повреждениями, поломками и повреждениями груза.
  2. Убытки связанные с возникновением ответственности перед 3-ми лицами.
  3. Траты по уменьшению или сокращению убытков владельца [2].

В договор морского страхования по взаимной договоренности сторон могут быть включены различного рода моменты, при которых наступает страховой случай.

В момент, когда наступает страховой случай и страхователь с его требования возместить страховые выплаты, страхователь обязан документально и максимально детально предоставить отчет и доказательства наступления страхового случая и то, что он в полной мере соответствует договору страхования. Также необходимо предоставить документы, которые будут необходимы для возмещения финансовых потерь и определения суммы покрытия.

Что представляет собой морское страхование в перспективы Российской экономике, как важный сектор экономической активности. Отталкиваясь от ежегодного усиления его позиций на рынке, а также роли в рыночной экономике страны, возникает необходимость государственных, как внешне, так и внутренних регулирований данного процесса. Данная мера необходима в первую очередь для выполнения следующего ряда преимуществ:

  1. Создание и регулирования правовых регулирований для широко и гибкого развития всех направлений морского страхования.
  2. Законодательное регулирование для оптимального баланса между обязательным и добровольным страхованием
  3. Разработка мероприятий, направленных для защиты страхователей от наиболее опасных рисков.
  4. Разработка и наиболее гибкое применение условий и правил страхования по наиболее популярным видам страхования, унификация договора морского страхования и его форм, а также других документов
  5. Обеспечение и правовое регулирования финансовой безопасности и гарантию выплат страхователя при наступлении страховых случае. Обеспечение правовой защиты, как страховщика, так и страхователя.

Перспектива рынка морского страхования представляют собой расширения и четкий контроль, а также конкретизированные права и обязанности участников рынка. Для достижения данных условий необходим глубокий анализ современного положения рынка морского страхования, выявление его проблем, уязвимых мест, как в правовым механизме, так и в реальной деятельности.

Во многих странах мира страхование представляет собой широкий рынок услуг, который представляет собой огромный саморегулируемой рынок и неотъемлемой частью экономики страны. Одна из задач страхования – это обеспечение финансовой гарантии. Ввиду специфики экономики России на современном этапе с крайне нестабильной инфляцией и трудностями в экономическом плане необходимость финансовой гарантии, данном аспекту экономики приобретает еще большее важное значение, чем когда-либо.

В процессе изучения и анализа рынка морского страхования, сейчас кажется, целесообразно включить необходимые лицензии для судовладельческих компаний, как в данный момент они лишь предоставляют сертификаты на данную деятельность.

Необходимо обеспечить регулирование обязательного страхования на судах, которые не столь привлекательна и крайне опасной для страхователей, которые хотят обеспечить себе надёжную финансовую компенсацию осуществляют перевозку в опасных или наиболее подверженных риску регионах.

Разумеется, в нашей стране присутствует законодательные нормы и акты, которые регулируют данную сферу деятельности экономики. Но опираясь на опыт европейских или стран других регионов очевидным становится вопрос ее не стабильности и не четких указаний в обязательном морском страховании, что в свою очередь добавляет множество рисков, и-за чего данная сфера является и обеспечить сохранность своих грузов, которые перевозятся на морском транспорте.

В заключении хотелось бы отметить, что Российская Федерация имеет огромный потенциал и необходимость в развитии судостроения, а именно регулирования морского страхования с учетом специфики страны.

Текст статьи
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть II Глава 48. Страхование.
  2. Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” от 27.11.1992 N 4015-1.
  3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, от 30.04.1999 N 81-ФЗ.
  4. «Правила страхования средств водного транспорта (КAСКО» и «Правила страхования ответственности судовладельцев перед третьими лицами». – М.: Глaвaрхив, 1992.
  5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, от 07.03.2001 N 24-ФЗ.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля