научный журнал «Актуальные исследования» #10 (89), март '22

Об актуальности вопроса этнической социализации представителей национального меньшинства

В статье предпринята попытка обоснования психологических эффектов и закономерностей этнической социализации личности в современных условиях. При незавершенной этнической социализации индивид не усваивает в должной мере нормы и ценности своей этнической группы. При этнической десоциализации присутствуют дискриминационные формы межэтнических отношений и этническая нетерпимость. Интегральным результатом успешной этнической социализации является этносоциализированная личность, отличающаяся ценностным признанием и принятием этнокультурного многообразия, позитивной этнической идентичностью, развитой толерантностью.

Аннотация статьи
этническая социализация
психологические эффекты
варианты этнической социализации
представители национального меньшинства
Ключевые слова

Успех во всех сферах жизни, самооценка, саморегуляция и самореализация представляют собой одновременно основную жизненную цель и способы ее достижения, определяя уровень личностного развития человека. На сегодняшний день все большее внимание уделяется проблемам взаимодействия индивида и социума. В этой связи вопросы обеспечения успешной социализации личности составляют основу многочисленных психологических, социальных, философских, педагогических исследований.

Каждая нация, народность обладают определенной культурой, исторически сложившимся укладом жизни, традициями, нормами поведения и взаимодействия людей. Однако, если в обществе формируется этническая общность, представляющая меньшую численность и вынужденная приспосабливаться к нормам, требованиям, законам существования народа, могут возникать не только личностные или групповые проблемы, но и конфликты на межнациональной, политической, религиозной и иной почве.

Актуальность проблемы обусловлена, в первую очередь, многонациональностью населения России, необходимости обеспечения благоприятной социальной среды с учетом потребностей и культурных особенностей каждой народности. Кроме того, на сегодняшний день активизировались миграционные процессы. В подобных условиях аспекты успешной этнической социализации представителей национальных меньшинств перерастают из личностной в государственную, национальную проблему.

Вопросам этнической социализации посвящены исследования Р.Г. Абдулатипова, А.В. Авксентьева, О.В. Аракеляна, Ю.В. Арутюняна, А.Х. Гаджиева, А.В. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, С.Т. Калхатчян, Г.В. Лунина, В.А. Тишкова, В.И. Чупрова и ряда других ученых.

Этническая социализация представляет собой сложный, многокомпонентный социальный процесс, сформировавшийся на основе интеграции коллективного и индивидуального опыта. В индивидуальном измерении этническая социализация реализуется как диалектическое единство этнического, национального и общечеловеческого. Показателями успешной этнической социализации являются: усвоение индивидом элементов этнокультурного опыта, норм и ценностей своей этнической группы, способность воспроизводить и развивать общественные отношения и культурные ценности своей этнической группы, бесконфликтно интегрироваться в человеческое сообщество в целом. Степень выраженности данных компонентов отражается на достижении личностью этнической идентичности и формировании этнокультурной компетентности.

Для изучения этнической социализации национальных меньшинств в наше время важно учитывать нарастание энтнокультурно-разнородных информационных потоков, которые обрушиваются на индивида в ходе его обучения. Если его не регулировать, это может привести к усилению этнической маргинализации индивида и увеличению риска его дезадаптивности. Мироощущения ряда этносов с трудом может быть ассимилировано в психику человека, мешает социализации затрудненная способность адекватно выражать свои чувства.

Все это сказывается на дальнейших этапах этнической социализации, что порождает в психике конкретного человека конфликты, которые могут затруднить получение им высшего образования. При этом носитель подобного нарушения легко выявляем не только профессиональном по организации учебного процесса, но и микросферой, например, студенческой группой. Распад, когда происходит то, что называется разрушением личности, возникновением психического дефекта – интеллектуального, эмоционального или нравственного; эта крайняя форма редко встречается среди студентов, которые своей ориентацией на получение знаний изыскивают указанный дефект. Задержка, когда конфликт «консервируется» и происходит торможение психического развития, а возникающее напряжение время от времени неконструктивно «сбрасывается» (с помощью алкоголя, наркотиков, асоциального поведения и пр.). Все эти проявления поддаются внешнему наблюдению и устраняются - при наличии высокой мотивации на учебу. Личностное разрешение, когда возникает более или менее осознанная направленность на конструктивное разрешение конфликта, усложняющее структуру личности. Этому сопутствует формирование зрелой культурно-нравственной идентичности, обретение необходимого внутреннего равновесия и готовности к развитию, все это может быть осуществлено в ходе образовательного процесса. Данный тип разрешения предполагает усвоение личностью общепринятых культурно-нравственных, психологических и поведенческих достижений той или иной этнокультуры, а также их сочетания; высоко значима здесь роль культурных ценностей и общечеловеческого знания. Творческое разрешение, когда личность обретает дополнительный энергетический (адаптационный) потенциал, а степень ее организации возрастает. Таковое присуще в первую очередь успешным студентам. Здесь творческая личность развивает родную культуру, открывая для себя и для других новые органичные элементы в ней.

Итогом формирования этнического самосознания является осознание человеком своей принадлежности к этнической общности. Учет особенностей этнического сознания необходим для более качественного образования и воспитания молодежи. В современных условиях необходим особый подход к названной проблеме. Необходимо вести поиск ее решения через диалог национального и общечеловеческого, обеспечивающего интеграцию человековедческих знаний в целях педагогической поддержки и защиты личности.

Текст статьи
  1. Бекова, Ш. Д. Особенности этнического самосознания личности и учет его в социализации молодежи / Ш. Д. Бекова. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 92-94.
  2. Набока, К. С. Психологические особенности этнических стереотипов и типа этнической идентичности в подростковом возрасте / К. С. Набока, Д. Е. Новицкая. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 3 (107). – С. 1011-1015.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября