научный журнал «Актуальные исследования» #24 (103), июнь '22

Перспективы развития рынка морского страхования грузов на водном транспорте

В статье анализируется рынок морского страхования и перспективы его развития.

Аннотация статьи
право
экономика
менеджмент
законодательные акты
страхование
груз
морское страхование грузов
Ключевые слова

Развитие и модернизация современного мира крайне быстро происходит и с каждым годом количество используемых судов, кораблей и других видов морского транспорта только увенчивается. Данная тенденция происходит за счет увеличения уровня потребления и необходимости транспортировки огромного числа грузов в разные точки мира. Одним из видов транспортировки является перевозка грузов на водном транспорте. Такое резкое увеличение объёма груза порождает необходимость его страхования, ввиду рисков, которые присуще морской деятельности. Именно поэтому возникает важный вопрос это развитие рынка морского страхования в современном мире.

Данный вопрос крайне актуальный в последние лет и не сбавляет обороты. Именно поэтому возникает необходимость более глубокого изучения и анализа данной темы. На основе анализа международного опыта морского страхования даёт возможность улучшить уровень подготовленность и знаний, которые необходимы отечественным компаниям для необходимого уровня компетенции в данном вопросе.

Морское страхование – представляет собой крайне важный аспект страхования, который содержит в себе различные виды страхования. Объектом морского страхования тут может выступать имущественный вопрос, судно, груз, перевозимый судном, фрахта и т.д.

Данная отрасль включает в себя следующие виды страхования:

  • Каско (корпус, обшивка и т.д.);
  • Карго (страхование грузов, которые перевозиться водным транспортом);
  • Страхование ответственности (представляет собой набор комплексных действий, которые направленны на страхование защиты судовладельца).

Современный международный рынок морского страхования представляет собой крайне развитый инструмент экономики стран и имеем весьма гибкое регулирование и стабильное положение. На международном рынке свою важность зарекомендовал рынок морского страхования Норвегии, как и родиной мореходов, данная страна не зря имеет титул мирового морского извозчика. Но это не единственная страна на международной арене морского страхования, которая может называться его лидирующими игроками. Данный рыбок имеет возможность развиваться благодаря крайне важному фактору как конкуренция. В свою очередь конкуренцию Норвежскому рынку морского страхования представляют США, Великобритания, Япония, которую оказываются весьма весомое влияние на морскую отрасль экономики, а именно как развитие эффективного рынка морского страхования и формирование крайне активного развития и улучшения.

Для более детального понимания работы международного рынка морского страхования нельзя пройти мимо влияние P&I (Protection and Indemnity) клубов – это общества взаимного страхования, которые имеет большое влияние на рынке морского страхования. На сегодняшний день количество таких клубов распространено на всех международном рынке морского страхования, а именно в Норвегии, Англии и Швеции и др.

Данные клубы имеют схожие аспекты влияния, но среди них стоит отметить Норвежские клубы P&I, данные клубы выделяются на фоне остальных крайне высокой эффективности в первую очередь благодаря достаточно высокому уровню менеджмента.

Анализируя развитие рынков морского страхования лидирующих стран в данном сегменте страхования, стоит уделить должное внимание прогрессивному развитию рынка Великобритании и Норвегии. Рынки морского страхования представляют собой крайне надёжные инструменты страхования различных аспектов морской деятельности, но в свою очередь если углубиться в анализ данных рынков более детально, можно сделать вывод, что Норвежский рынок представляет собой более эффективный и гибкий механизм.

Помимо всего прочего необходимо отметить и законодательный подход к регулированию деятельности морского страхования и рынка страхования в целом. Так в институтах, которые представляют собой функционирующий механизм, главной задачей которого является регулирование рынка морского страхования в Норвегии, можно отнести Институт морского законодательства.

Но главным вопросов, что же собой представляет рынок морского страхования Российской Федерации. Ввиду историческим аспектам формирования рынка морского страхования, как и других рынков, главную роль в лице действующий компаний представляют собой крупные игроки на протяжение уже 20 лет, что в свою очередь можно назвать монополизацией рынка морского страхования. Темпы развития данной отрасли крайне низкие и это можно отнесли к тому фактору, что рынок появился значительно позже, чем в Норвегии или Великобритании. Да и не стоит забывать про активную монополизацию рынка, что в свою очередь выступает главным сдерживающим фактором развития данного рынка. Если обратить внимания на международный рынок, в первую очередь необходимо создание и грамотное обучения эффективного менеджмента данной сегмента рынка, создание Институтов, главной деятельность которых будет являться регулирование и контроль законодательной базы контроля рынка морского страхования. Наконец можно отметить крайне низкий уровень доверия и интереса к данной отрасли в РФ. Данный аспект связан скорее с совокупностью всех минусов рынка, которые были описаны ниже.

Подводя итог, можно сказать, что рынок морского страхования в Российской Федерации имеет возможность на благоприятное развитие в будущем, но для этого необходимо проделать ряд мероприятий и принятие крайне важных законов, чтобы привлечь интерес и повысить уровень доверия к данному рынку. А также разрушение действующей монополизации в данный момент.

Текст статьи
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть II Глава 48. Страхование.
  2. Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” от 27.11.1992 N 4015-1.
  3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, от 30.04.1999 N 81-ФЗ.
  4. Ефимов С.Л. Морское страхование. Теория и практика: Учеб. – М.: Рос Консулы, 2021. 448 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября