Главная
АИ #24 (103)
Статьи журнала АИ #24 (103)
Взаимодействие детского сада с семьей в современных условиях

Взаимодействие детского сада с семьей в современных условиях

Автор(-ы):

Посохова Ирина Викторовна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

родитель
воспитание
форма
семья

Аннотация статьи

В статье взаимодействие детского сада с семьей в современных условиях рассматривается, как обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания детей, сформировать основы полноценной, гармоничной личности в тесной связи и взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Текст статьи

Дошкольное детство – это период становления личности, имеющий выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи всегда была в разряде самых актуальных тем. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное неравенство, многообразие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.). Чтобы помочь родителям стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, нужно искать новые формы взаимодействия, и не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг.

Родителям нужно понимать, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка. Они не должны перекладывать всю ответственность на воспитателей, работников дошкольного учреждения и тем более устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

Современные родители достаточно грамотны, в настоящее время ДОУ им предоставляет доступ к педагогической информации. Многие родители, могут получить необходимую информацию через интернет, но часто они пользуются ненужной информацией. Часто воспитывают детей интуитивно, “как воспитывали нас”, слепо относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Нужно стараться обогатить и сконцентрировать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических и воспитательных возможностях. Дошкольному учреждению нужно расширить положительный опыт воспитания. Рекомендовать им проводить в семье больше семейных праздников и досугов, следовать семейным традициям, приобщать детей к закаливаниям, устраивать семейные чтения и т.д. Понятие педагогической несостоятельности семьи уже потеряло свою актуальность. Работа детского сада по взаимодействию с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Направлена на повышение педагогической культуры родителей. Воспитатель выступает инициатором установления сотрудничества, поскольку должен быть компетентен в вопросах образования и конечно понимает, что благополучие зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Понятно, что такое сотрудничество в интересах ребенка и в этом необходимо убедить родителей. Чтобы обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания детей, сформировать основы полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания описана в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

В законе "Об образовании" указано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

Руководствуясь этим законом, детский сад меняет позицию в работе с семьёй. Педагоги воспитывают детей, и консультируют родителей по вопросам воспитания ребенка, так как – не только воспитатели детей, но и помощники родителей по их воспитанию. В учреждении ежегодно планируются, а затем вносятся поправки в план совместной деятельности c родителями воспитанников. Мероприятия должны составляться так, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам, потребностям родителей и возможностям педагогов.

Для целенаправленной работы с семьей нужно использовать различные формы взаимодействия:

Традиционные формы: коллективные – родительские собрания, групповые консультации, конференции. Анкетирование, индивидуальные консультации, посещение семьи ребенка. Беседы; наглядные – папки-передвижки, дни открытых дверей, стенды, ширмы, выставки.

Нетрадиционные формы: сайт детского сада, группы в социальных сетях, акции, мастер-классы, круглый стол с родителями. Выпуски семейных газет, брошюр, листовок, буклетов, презентации.

 Информационно-аналитические формы: направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет узнаются особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Также сюда относятся опрос, тесты, анкетирование и т.д.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Эти формы устанавливают теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, родителями и детьми. Досуги и праздники позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Досуговые формы это такие как различные праздники, например, «Новогодний праздник», «Масленица», «Праздник для мам», «Осенние посиделки», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями» и др. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями детского сада. Они вместе с детьми играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др. Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Новогодние фантазии», «Космические фантазии», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Лего-мастер», «Хорошая хозяйка».

В работе положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Творческие мастерские», выставки «Детско-родительского творчества» и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

Наглядно-информационные формы относительно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские. Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, переоценить методы и приемы семейного воспитания. Цель информационно-ознакомительных форм – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей.

 Для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить в режиме онлайн; просмотр видеороликов, видеозаписи выставок детских работ. Сюда же можно отнести совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья вместе», «Поделки из бросового и природного материала» совместно изготовленные руками взрослых и детей.

Задачи информационно-просветительских форм близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним отнесем: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков. Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Также одной из форм, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Учреждение привлекает родителей к субботникам, акциям, приглашает поучаствовать в спортивных праздниках, а также совместно с родителями детей в зимний период сделать снежные постройки.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом, селом. Они собирают информацию о своей малой Родине.

Используя весь этот материал в работе, взаимодействие с родителями благотворно влияет на дальнейшее сотрудничество.

Показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи:

  1. Проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ.
  2. Повышение активности родителей на уровне не только общения с воспитателем, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятий, ремонтных работах и других видах деятельности ДОУ.
  3. Увеличение количество посещений родителями педагогических мероприятий просветительного характера.
  4. Возникновение обсуждений между участниками педагогического процесса.
  5. Увеличилось количество вопросов родителей к педагогу в воспитании детей
  6. Возникновение более доверительных отношений между мной и родителями.
  7. Родители стали проявлять солидарность и оптимизм.

ДОУ не должно останавливаться, на достигнутом. Продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь педагогов объединяет одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Список литературы

  1. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи / И.В.Гребенников. - М.: 2005. - 204 с.
  2. Как помочь ребенку войти в современный мир? / под ред. Т.В. Антоновой. - М.: Московский департамент образования, центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 2005. - 168 с.
  3. Коломинский Я.А. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.А.Коломинский. - М.: 2006. - 238 с.
  4. Лискова Т.Е. Обществознание / Т.Е.Лискова; под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009. – 416с.
  5. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети / Т.И.Маленкова. -М.: 2004.-223с.

Поделиться

691

Посохова И. В. Взаимодействие детского сада с семьей в современных условиях // Актуальные исследования. 2022. №24 (103). С. 113-115. URL: https://apni.ru/article/4268-vzaimodejstvie-detskogo-sada-s-semej-v-sovrem

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля