Научный руководитель – Гончарова Ирина Ивановна
Формирование элементарных математических представлений является одним из важнейших направлений обучения ребенка дошкольного возраста. В ходе обучения дошкольников математике происходит совершенствование познавательных психических процессов (восприятия, мышления, памяти, речи, внимания, воображения), формируются приемы и способы интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.), начинают формироваться математические способности детей.
Математические представления подразделяются на следующие категории: количества, величины, формы, времени, пространства, их свойств и отношений. По мнению Н.И. Марковой, Е.И. Золотых, понятия типа формы, величины, времени дня и направления движения наглядны и легко воспринимаются детьми, а для количественных представлений требуется применение методики обучения [2].
Методами формирования элементарных математических представлений являются практические, наглядные, словесные, игровые. С точки зрения Ю.Д. Керейтовой, Т.А. Пирожковой, «особой популярностью на занятиях математикой в детском саду пользуются игровые методы, поскольку являются не только ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, но и способствуют развитию у детей наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления» [1, с. 112].
А.А. Смоленцева, О.В. Пустова, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая отмечают, что существует множество игр, упражнений, которые способствуют развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Где звенит колокольчик?», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Когда дети играют в них, они учатся использовать слова для того, чтобы обозначать позицию предмета в отношении себя или в отношении других предметов или людей. В игре «Сложи фигуру» дети по образцу выкладывают из счетных папочек или геометрических фигур какое-либо изображение или предмет [5].
По мнению Л.С. Метлиной, игра «Найди лишнюю фигуру» не только помогает закрепить геометрические фигуры, но и развивает словесно-логическое мышление. В игре «Живая неделя» дети закрепляют дни недели и их последовательность. Такие же игры можно проводить для закрепления частей суток, времен года, последовательности месяцев. Для этого можно использовать следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев» [3].
К дидактическим играм Р. Л. Непомнящая относит и подвижные игры, в которых «слова – названия частей суток, дней недели, месяцев года, сезонов могут служить сигналом к определенному действию» [4, с.56]. В качестве таких сигналов могут использоваться малые формы фольклора и короткие стишки, в строках которых встречаются слова, обозначающие временные категории. Игры и упражнения можно проводить с мячом («Лови, бросай, дни недели называй», «Я начну, а ты продолжи»). Познавательные ситуации можно создавать и в играх-инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводится действия. «Дети могут выполнять роли дней недели, месяцев, часов в играх «Неделя, стройся», «Найди соседей», «Найди свой день», «День и ночь». Можно использовать игры-путешествия в различные отрезки времени: «путешествие в ночное время», «Путешествие в зиму» и так далее» [4, с. 56].
С целью исследования эффективности использования дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста проведено исследование на базе МБДОУ детский сад «Хрусталик», г. Абакан, Республика Хакасия.
В исследование приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей составили контрольную группу (КГ), 20 детей – экспериментальную группу (ЭГ). Исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Была применена методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Р.Ф. Галлямовой.
По результатам констатирующего этапа исследования сделан вывод о том, что сформированность элементарных математических представлений у старших дошкольников из экспериментальной и контрольной групп находится на низком уровне. Эти дети не владеют в достаточной степени знаниями частей суток, времен года, месяцев, дней недели, не могут правильно определить последовательность данных временных категорий.
На формирующем этапе исследования работа проводилась один раз в неделю во второй половине дня исключительно в форме дидактической игры, что позволяло добиться максимального сосредоточения детей на выполнении заданий и, как следствие, повышало степень усвоения ими нового материала.
Дидактические игры проводились и на занятиях, и в режимных моментах. Важно, что при этом дети не чувствовали себя учениками, не отвечали на вопросы и не выполняли задания, потому что так сказал воспитатель, потому что так надо, а занимались главной деятельностью дошкольного детства – игрой.
Формирующая работа была организована по направлениям: «Части суток», «Неделя», «Месяцы и времена года». Материалом для подбора дидактических игр послужили методические пособия Л.С. Метлиной [3], Р.Л. Непомнящей [4], А.А. Смоленцевой [5].
На контрольном этапе исследования при повторном тестировании детей установлена положительная динамика временных показателей в экспериментальной группе: увеличилось на 20 % (4 человека) количество испытуемых с высоким уровнем сформированности элементарных математических представлений, на 25 % (5 человек) – количество старших дошкольников со средним уровнем. Уменьшилось на 45 % (9 человек) количество детей с низким уровнем сформированности элементарных математических представлений. После формирующей работы дети экспериментальной группы стали владеть знаниями частей суток, дней недели, времен года, месяцев в достаточном объеме (см. рисунок 1).
В контрольной группе значительных изменений не выявлено. Сравнивая результаты констатирующего контрольного этапов исследования, большинство (40 % - 8 человек) старших дошкольников продемонстрировали низкий уровень сформированности элементарных математических представлений, что на 5 % (1 человек) ниже, чем на констатирующем этапе исследования. 40 % (8 человек) отнесены к группе испытуемых со средним уровнем, что на 5 % (1 человек) выше, чем на констатирующем этапе исследования. 20 % (4 человека) показали высокие результаты (см. рисунок 2).
Рис. 1. Распределение старших дошкольников экспериментальной группы по уровню сформированности элементарных математических представлений по результатам констатирующего и контрольного этапов исследования
Рис. 2. Распределение старших дошкольников контрольной группы по уровню сформированности элементарных математических представлений по результатам констатирующего и контрольного этапов исследования
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод о том, что уровень сформированности элементарных математических представлений у большинства (55 %) старших дошкольников из экспериментальной группы находится на среднем уровне в отличие от детей из контрольной группы (40 %). Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, при соблюдении педагогических условий: создан комплекс дидактических игр и определена их последовательность; обеспечена систематичность их предъявления и предусмотрена вариативность дидактических игр.