Тема местного самоуправления всегда являлась актуальной, поскольку за период независимости экономические и политические институты нашего государства, в том числе институт местного государственного и самоуправления не раз подвергались реформированию. Это нормальное явление для молодого государства, если учесть, что во многих зарубежных странах совершенствование данного института проводится в течение нескольких столетий.
Местное самоуправление – одна из базовых основ конституционного строя Республики Казахстан. Ближайшие и долговременные задачи по его дальнейшему эффективному становлению определены в утвержденной Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан. Их последовательное решение позволит на порядок повысить качество системы управления на низовом уровне.
Становление местного самоуправления в Республике Казахстан – это многоэтапный и динамичный процесс, связанный с развитием институтов государства и гражданского общества, общим уровнем социально-экономического развития страны, другими факторами и условиями, которые непосредственно влияют на жизнь местного населения. К сожалению, процесс развития местного самоуправления на всех исторических этапах развития Казахстана сопровождался определенными проблемами, главными из которых стали традиционная недооценка роли и места местного самоуправления, а также отсутствие четкого понимания принципов и механизмов построения и функционирования данного института. Эти проблемы полностью не решены и по сей день [1].
Успех реформирования местного самоуправления, безусловно, будет зависеть и от усилий местного населения, насколько оно ответственно подойдет к решению совместных задач. Для активизации местного населения следует проводить среди жителей информационно-разъяснительную работу о реформе местного самоуправления. К сожалению, в настоящее время часть населения по-прежнему остается малоактивной, необходимо привлекать его к обсуждению проблем населенных пунктов [2].
Представляется, что потребуется провести в жизнь ряд мер минимально необходимых для привлечения населения, а именно:
1. Организовать информирование и популяризацию среди населения идей местного самоуправления, разъяснение основных положений реформы, прав и возможностей по участию в местном самоуправлении.
2. При разработке организационных механизмов решения вопросов местного значения в местных органах самоуправления предусматривать возможности непосредственного их решения населением и создавать механизмы по привлечению населения к осуществлению местного самоуправления (муниципальный заказ, муниципальный грант и др.)
3. Содействовать становлению организаций граждан, ориентированных на решение проблем местного сообщества (некоммерческие организации) и стимулировать гражданскую активность и ответственность.
Эти и другие меры могут войти в содержание программы реформирования местного самоуправления, обязательным разделом которой должен быть раздел о привлечении населения к местному самоуправлению и его реформированию.
На основе вышеизложенного мы предлагаем следующие предложения для привлечения населения в решении вопросов местного значения:
• Активно вовлекать местное население в контроль за расходованием денежных средств местного самоуправления.
• Публиковать полные версии отчетов акимов, планы поступлений и расходов денежных средств, гражданского бюджета соответствующего района и другую важную для местного населения информацию в местных средствах массовой информации. Распространять эту информацию среди всех сел округа на бумажных носителях.
• Совместно с вышестоящими органами власти и неправительственными организациями повышать правовую грамотность населения по вопросам участия в местном самоуправлении.
• Наделить местное население правом на выдвижение кандидатов на должность акимов сельских округов, а также ввести возможность самовыдвижения.
• Наделить местное сообщество правом на освобождение акима от должности в случае невыполнения им своих обязанностей.
• Внести в закон нормы, гарантирующие полноценное участие местного населения в местном самоуправлении, в частности гарантировать местному сообществу право на независимое от акима принятие решений, не противоречащих интересам государства.
• Разработать и внести в законодательство механизмы согласования решений акимов с местным сообществом, в которых приоритетными являются решения местных сообществ [3].
На государственном и региональных уровнях власти также важно:
– осуществить реальную оценку потребностей сельских акиматов в ресурсах, необходимых для реализации закрепленных за ними полномочий по решению вопросов местного значения;
– создать систему мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в сельских акиматах, а также установить показатели оценки качества такого процесса;
– предусмотреть выделение дополнительных грантов из республиканского и региональных бюджетов на поощрение сельских акиматов, которые более эффективно решают вопросы своего комплексного и устойчивого социально-экономического развития, качественного предоставления услуг, выработать критерии оценки эффективности этих процессов.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что успех реформирования местного самоуправления, безусловно, будет зависеть и от усилий местного населения, насколько оно ответственно подойдет к решению совместных задач.