научный журнал «Актуальные исследования» #24 (103), июнь '22

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях. В данной статье рассматривается роль дидактических игр в процессе речевого развития дошкольников.

Аннотация статьи
игра
словесные игры
речь
дидактика
дидактические игры
дошкольник
речевое развитие
Ключевые слова

В настоящее время современная тенденция такова, что многие дети поступают в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) с недостаточно развитой речью. Проблема недоразвития речи дошкольников сегодня является актуальной и поэтому, на сегодняшний день, разработано достаточно средств и методов для ее решения. Возрастная психология рассматривает эту по проблему и описывает процесс развития речи как смену ее видов: изначально наблюдается преобладание пассивной речи, которая сменяется в автономную, а затем активную. При переходе ребенка в дошкольный возраст наблюдается активное развитие речевых способностей детей, так как сменяется и расширяется круг взаимодействия. Именно в этом возрасте происходит выход из узкого семейного окружения в более широкий социум, где ребенка окружают его ровесники, воспитатели. Но для более успешного взаимодействия с окружающими людьми необходимо в полной мере владеть средствами общения, а в частности речью. Речь помогает ребенку накапливать знания и представления об окружающей действительности, а также способствует расширению круга представлений об окружающих предметах и явлениях действительности. Посредством речи ребенок может передавать свои чувства, переживания, настроение, проявлять различные эмоции. Развитие речи может происходить по-разному. В дошкольных образовательных учреждениях это зависит от опыта воспитателя, его навыков и способностей. Одним из средств развития речи в ДОУ являются игры.

Речь – довольно тонкий психологический процесс, который начинает развиваться в первые годы жизни ребенка. В период взросления, как отмечает Д.Б. Эльконин, происходит деформация речевых способностей ребенка, который постоянно находится в постоянном контакте и окружении взрослых. Также ребенок взаимодействует с различными окружающими его предметами и для передачи своих впечатлений, настроения использует различные звуки, которые дальше должны корректировать семья и воспитателя. У ребенка возникает потребность в понимании его, вне зависимости о т ситуации.

Коррекция речевых навыков детей возможно лишь на основе фонематического слуха. Дети, приходя в детский сад, должны владеть анализом, который позволит им различать звуки и их фонематические особенности, понимать различия между ними.

Важно отметить, что формирование связной речи у дошкольников требует наличие речевых и познавательных возможностей ребенка, одновременно происходит совершенствование уже имеющихся навыков. Овладение связной речью возможно только при наличии некоторого словарного запаса и грамматического строя.

В наше время, в котором жизни протекает стремительно, претерпевая значительные изменения, важная роль в развитии человека отводится системе образования. Однако и система образования постоянно совершенствуется, чему способствуют темпы роста объема информации, которые в свою очередь диктуют свои требования к процессу воспитания дошкольников. И как бы грустно это не звучало, но современные методы обучения в большей степени направлены на количество освоенного материала, а не на качество. Такой подход, естественно, не будет способствовать повышения уровня образованности и воспитанности подрастающего поколения. Для решения этой проблемы, многие воспитателя и используют игры – древнейшие средства развития и воспитания, которые пользуются популярностью и актуальностью сегодня.

Сегодня, педагогика выделяет целое направление – игровая педагогика, в которой игра является основным методом воспитания и обучения дошкольников. Игровая деятельность – это основное направление всестороннего развития ребенка, определяющее его эмоциональный настрой, интеллектуальное и физическое развитие.

В игровой деятельности ребенок достигает определенных результатов, которые для него являются новшеством. При этом его потребность в игре, необходимо сосредоточить в нужном направлении для решения целого круга образовательных задач. Игра является средством воспитания и обучения, если ее содержание будет соответствовать педагогическим целям и задачам. Вовлекая детей в игровую деятельность, педагог таким образом, воздействует на все стороны развития личности ребенка.

Дидактическая игра во многих исследованиях определяется как многоплановое явление, которое проявляется как в виде игры и метода дошкольного воспитания, как в виде самостоятельной деятельности и средства всестороннего развития ребенка.

Необходимо понимать, что не каждая игра является дидактической, а только та, которая содержит основные компоненты – цель, дидактические задачи, правила, игровой процесс. Следует также отметить, что любая игра, направленная на речевое развитие дошкольников, должна быть систематичной и регулярной для поддержания и подкрепление сформировавшегося навыка [4].

Как отмечалось выше, дидактические игры предполагают наличие четких правил, которые определяет сам воспитатель, и которые действуют на протяжении всего занятия. Например, игры-загадки, в которых основное правило заключается в описании самого предмета, его характерных свойств и признаков, при этом, не называя его. Наиболее полезными и эффективными являются дидактические игры с раздаточным материалом, так как каждый ребенок, в силу своей любознательности, заинтересован в игрушке, либо картинке, что заставляет активизировать его мышление и правильно описать нужный предмет.

В процессе развития речи ребенка при помощи дидактических игр необязательно обладать особыми знаниями в области педагогических наук. Организация игр и не требует особых временных затрат. Очень важно создать такую игровую ситуацию, которая будет отвечать дидактическим принципам и вызовет интерес у детей работать со словом.

При развитии речи ребенка необходимо уделять должное внимание его звуковому произношению, формированию фонетического и речевого слуха. Для развития фонетик применяются такие игры, как «Испорченный телефон», «Эхо», «Ветерок», в которых необходимо найти картинку и постараться четко произнести звукосочетание, правильно передать его звучание соседу, выбрать то слово, которое по звуковому составу более близко к произносимому звуку.

Более эффективным видом дидактических игр, способствующих речевому развитию дошкольников, являются словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих детей, которые самостоятельно решают различные мыслительные задачи.

При проведении дидактических словесных игр следует учитывать важные моменты: игры не будут способствовать развитию самостоятельности, совершенствованию речи, мышления лишь в том случае, когда они будут проводиться в определенной последовательности. Грамотно организованная игры будет способствовать развитию связной речи, способностей менять тембр, ритм речи, учит слушать своего собеседника.

Организуя словесные игры очень важно объяснить ребенку все правила игры и его обязанности. Игровое задание предлагается сразу всем участникам игры, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Затем вызывается один из участников для ответа, которые могут редактировать постепенно остальные дети. Такой подход, способствующий развитию речи и пополнению словаря наиболее продуктивен в коррекционной работе с детьми. Однако следует учитывать, что коррекция речевой деятельности должна осуществляться в тесной взаимосвязи с познавательной активностью ребенка [1].

В заключении отметим, что применение дидактических игр в практике работы в дошкольном образовательном учреждении способствует речевому развитию детей, а также повышению результативности при коррекционной работе. Следует понимать, что игровую деятельность нельзя навязать ребенку, необходимо вызвать у него интерес к игре, и только тогда, развитие речи посредством игры будет непринужденным, заинтересованным и результативным.

Текст статьи
  1. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. 2018. - №4. – С.8–10.
  2. Дудина, К.В. Коррекция диалогической речи на базе развития коммуникативных и познавательных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе прохождения психолого-логопедического курса лего-конструирования [Текст] / К.В. Дудина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-9. - С.50-59.
  3. Кубасова, Л.Н. Формирование диалогической речи младших дошкольников в игровой деятельности [Текст] / Л.Н. Кубасова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2016. - № 5. - С.1247-1251.
  4. Панасенко, К.Е. Развитие диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи как условие позитивной социализации [Текст] / К.Е. Панасенко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - С. 246.
Список литературы