научный журнал «Актуальные исследования» #24 (103), июнь '22

Современные проблемы развития речи дошкольников

В последние годы наблюдается тревожная тенденция - все больше детей, имеющих задержку речевого развития. Не имея возможности оценить серьезность, взрослые стараются сосредоточивать усилия на всевозможные формы стимулирования речевого развития. Результатом такой настойчивости может быть избегание ребенком самой ситуации общения, что в свою очередь только усложняет проблему. В данной статье рассматривается современные проблемы речевого развития дошкольников.

Аннотация статьи
родители
речь
воспитатель
дошкольник
речевое развитие
проблемы речи
Ключевые слова

В современных условиях развития общества, в век информационных технологий, когда в каждом доме, в каждом виде деятельности человека существует проблема неразвитой речи подрастающего поколения. На первый взгляд, казалось бы, что проблемы эти единичны, и многим непонятны их причины, так как все эти новшества должны способствовать развитию человечества. Однако многие воспитателя отмечают, что современные дошкольники очень поздно начинают говорить, а многие из них говорят с дефектами в произношении.

Сегодня существует такая тенденция, когда в проблемах развития, воспитанности ребенка многие винят именно педагогический состав, что они не способны работать с детьми. Однако, полная вина лежит на родителях, так как именно они вводят своего ребенка в новый мир. Для более комфортного существования ребенка именно родители способны создать все необходимые условия. Основная проблема заключается в том, что современные родители мало времени уделяют своему ребенку, в силу своей занятности на работе. Следовательно, большой процент детей не наделен должным вниманием. Формирование речи ребенка полностью зависит от взаимодействия с ним, элементарного правильного общения. Многие педагоги и психологи отмечают, что с ребенком необходимо общаться с момента его рождения. Так малыш начнет узнавать голоса своих близких, проявлять эмоции, давать знак, что он слышит и понимает.

Дошкольный возраст – это тот возрастной период, который является наиболее сензитивным для усвоения ребенком разговорной речи, изучения родного языка, становления всех сторон речи. Полноценное владение речью в дошкольном детстве является главным условием при переходе ребенка в школьную среду.

Современные образовательные учреждения, в частности начальная школа, требуют от ребенка высокого уровня речевого развития. Те дети, которые хорошо владеют речью, при поступлении в школу, способны четко излагать свои мысли, грамотно читают, и быстро обучаются письму. Напротив, дети со слабо развитыми речевыми навыками, иногда отстают в учебе по всем предметам, испытывают трудности, оказываются в числе неуспевающих учеников.

Анализ исследования по проблеме речевого развития детей показывает, что основные трудности у детей возникают в результате освоения связной речи. Именно поэтому одной из главных задач воспитателя является своевременное обращение внимания на речевое развитие ребенка, чтобы избежать возможных проблем при дальнейшем школьном обучении [1].

Как говорилось выше, родители по отношению к педагогам и воспитателям предъявляют высокие требования, удовлетворение которых является достаточно трудоемким процессом. При этом достичь этих результатов возможно, но необходимы определенные условия, к которым, в-первую очередь, относится хорошие условия труда, что не каждая образовательная организация может организовать. Современного родителя интересует один главный вопрос: каким образом, что необходимо сделать, чтобы избежать, либо исправить проблему неправильного речевого развития ребенка, научить его общаться со сверстниками, как добиться правильного звукопроизношения.

Исследователи отмечают, что одной из предпосылок развития и совершенствования речевой деятельности детей является создание таких условий, при которых в коллективе детского сада присутствовала благоприятная эмоциональная ситуация, от которой зависит гармоничное развитие и активное участие в речевом взаимодействии. Дошкольники, находясь в новом социальном окружении, постоянно пополняют свой словарный запас, однако, если смотрит с точки зрения качества, то важным является – участие взрослых людей, то есть того окружение, которое могло бы корректировать речевые ошибки ребенка [3].

Ушакова О.С. в своих исследованиях отмечает, что развитие речи, речевого общения, совершенствование речевых навыков – одна из главных задач дошкольной психологии и педагогики. При этом решение этой задачи включает решение целого ряда других задач: воспитание звуковой культуры, обогащение словаря, формирование навыков связной речи, привитие интереса к художественному слову, посредством литературных произведений [4].

В развитии речи дошкольников огромное значение приобретает формирование навыков языковых обобщений, что открывает возможности для широкой ориентировки в способах словоизменения и словообразования. Формируя навыки сложной речи у дошкольников, необходимо передать и пояснить детям о разных типах высказываний, и научить их строить логическую связь между частями высказываний.

Необходимо понимать и осознавать, а также своевременно действовать, так как неправильная речь приведет к существенным проблемам в дальнейшем у ребенка. Неправильная речь и как результат проблемы в обучении в начальной школе, может отразиться на психическом состоянии ребенка. Дети становятся более замкнутыми, скрытыми, менее общительными и неуверенными в себе. Все это может привести к негативным последствиям и виной всему будет – несвоевременная поддержка, оказание помощи, упущение в речевом развитии ребенка.

Основная проблема современного дошкольника заключается в том, что нарушения в речевом развитии проявляются не просто в структурном компоненте речи, а именно в комплексном отставании в развитии речевых компонентов. То есть основные ошибки, проблемы в звукопроизношении сопровождаются несформированностью фонематического слуха, связной речи, способности выстраивает логических высказываний [2].

Как было отмечено выше, главная роль в речевом развитии детей отводится родителем и всему семейному окружению. Это те люди, с которыми ребенок начинает всесторонне развиваться и чья речь, поведение, речевая культура закладывается первостепенно в развитии ребенка. Именно поэтому родители должны постоянно контактировать с ребенком, создавать благоприятную атмосферу в семье, говорить с ребенком, задавать ему вопросы, уметь слышать и слушать свое дитя. Во время бесед с ребенком необходимо четко демонстрировать культуру диалога, ведь именно взрослые показывают пример, как нужно, например, вести диалог за столом, в гостях, при общении со сверстниками и незнакомыми людьми.

Современные исследования показывают, что на сегодняшний день, общее состояние связной речи значительно ухудшилось. Пересказ, как одно из форм развитие речи, доступен только при наводящих вопросах воспитатель. Современный ребенок испытывает огромные трудности при составлении рассказов по картинкам, наблюдается склонность к элементарному перечислению отдельных изображенных свойств и предметов. Наблюдается проблема выстраивания логической цепочки, построения сюжетной линии [2].

Стоит также отметить, что проблема речевого развития тесно связанна с увлеченностью современных детей информационными технологиями, их длительным времяпровождением за компьютером, телевизором, гаджетами. Происходит изменение эталонов речи, так как дети стараются подражать своим «кумирам». Это фразы различных музыкантов, звезд кино, различных телепередач, которые не несут никакой интеллектуальной нагрузки. Эти подражания, и, как следствие, ухудшение речевых навыков, воспринимаются как мимолетные увлечения ребенка, но мало кто подозревает как сильно это сказывается на общем развитии.

Таким образом, развитие речи – сложный процесс, которые требует усилий, как со стороны семьи, так и воспитателей. Необходимо постоянно обогащать словарный запас ребенка, развивать в нем культурную речевую среду, расширять кругозор и формировать знания окружающей действительности. Необходимо также, чтобы присутствовала атмосфера сотрудничества между воспитателем и родителем, так как это позволит согласовать методы и приемы деятельность, показать родителям, как необходимо строить общение со своими детьми, как преодолеть возможные трудности и получить желаемый результат. Родители должны понимать и серьезно подходить к решению проблем речевого развития детей, чтобы их дети жили беззаботно, были счастливы и успешны в будущей жизни.

Текст статьи
  1. Вахитова Г. Х., Поздеева С. И. Приемы активизации речетворческой деятельности старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3. С. 75-81.
  2. Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 5 (243). – С. 175-177.
  3. Лапшина В. С. Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста // Символ науки. 2017. №6. С. 119-121.
  4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2010. 288 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля