Развитие графомоторных навыков имеет важное значение для физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. От уровня развития графомоторных навыков зависит успешность освоения ребенком трудовых, изобразительных и конструктивных навыков, овладение родным языком, развитие первоначальных навыков письма [1].
Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени [1].
Важное место в развитие графомоторных навыков в дошкольном возрасте подчеркивали в своих исследованиях Бехтерев, Безруких, Кольцова, Сухомлинский и другие ученые.
В своем исследовании мы ставили перед собой цель: теоретически изучить и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования графических упражнений у детей старшего дошкольного возраста.
Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения [3]. Если графомоторный навык сформирован правильно, то ребенок будет писать буквы разборчиво, внятно, быстро и красиво, если же он будет сформирован неправильно, то возникнут определенные проблемы в письме, а именно такие как: небрежный почерк, медленный темп написания слов, неразборчивость.
Память руки задействуется во время рисования. Ребенок практически не контролирует свои движения зрительно. Со временем он осуществляет зрительный образ, осуществляет межсенсорную интеграцию кинестетических ощущений. Движения управляются и за счет зрительного анализатора. Графомоторные навыки развиваются, а графомоторные движения регулируются за счет зрительно-моторной координации в 6-8 лет [4]. Когда эти способности сформировалась, то можно говорить о том, что ребенок готов к поступлению в школу.
Опытно-экспериментальная работа, проводимая нами с сентября 2021 – май 2022 г. была нацелена на эффективность развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки руки письму. Экспериментальной базой исследования является детский сад «Калинка», г. Абакан. В исследовании приняли участие 18 детей группы «Звездочки» (КГ) и 18 детей группы «Лучики» (ЭГ).
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа.
Констатирующий этап, направленный на выявление графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проводился в сентябре 2021.
По результатам констатирующего этапа исследования сделан вывод о том, что в экспериментальной группе 30% детей имеют средний уровень, а у 70% – низкий уровень развития графомоторных навыков вне зависимости от ведущей руки. Наибольшие трудности у детей возникли с выполнением заключительном методики исследования.
В контрольной группе уровень развития графомоторных навыков у 80% детей на среднем уровне только у 20% детей – низкий уровень.
Рис. 1. Уровень развития мелкой моторики рук
После проведенного анализа результатов мы пришли к выводу, что большинство детей как в экспериментальной, так и контрольной групп нуждаются в коррекции развития графомоторных навыков, так как графомоторных навыки – это основа обучения ребенка в школе письму.
Формирующий этап был направлен на повышение уровня графомотрных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проводился с октября 2021 по апрель 2022.
Контрольный этап позволял оценить эффективность проведенной работы, был организован в мае 2022г.
В результате проведённого эксперимента были получены следующие данные: в экспериментальной группе значительно увеличилось детей с высоким уровнем развития мелкой моторики рук – 30% (3 детей), со средним уровнем 70% детей, с низким уровнем развития мелкой моторики рук не выявлено.
В контрольной группе у одного ребенка (10%) высокий уровень развития мелкой моторики рук, это всего лишь 1 больше, чем на констатирующем этапе, у 90% детей средний уровень развития мелкой моторики, это так же, как и в эксперименте на констатирующем этапе, с низким уровнем развития мелкой моторики рук не выявлено.
Рис. 2. Уровень развития мелкой моторики рук на контрольном этапе эксперимента
Таким образом, можно сделать вывод о то, что: проведенная методика в экспериментальной группе привела к положительному результату. По данным показателем видно, что уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста значительно взрос.
В контрольной группе значительных изменений не выявлено, лишь один ребенок показал высокий уровень.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена.