Экономика любого государства напрямую связана с работой и обеспечением грузовых перевозок, от которых, в свою очередь, зависит объём торговли. Несомненно, современные вызовы в лице пандемии Covid-19 и экономических санкций со стороны западных стран отказывают негативное влияние на все отрасли, поэтому важно адаптироваться, перестроиться и наладить новые логистические связи, увеличить деятельность транспортной отрасли. Именно поэтому актуально рассмотреть вопросы правового регулирования и актуальных проблем договора грузоперевозки.
Одна из разновидностей договоров по оказанию услуг – транспортные договоры. Их правовое регулирование не ограничивается гражданским кодексом. Оно включает в себя наряду с гражданским кодексом еще целый ряд специальных кодексов, которые относятся к правовому регулированию. В свою очередь, специальное регулирование зависит от вида транспорта, которым осуществляется перевозка. Как известно, к таким видам транспорта относятся железнодорожный, автомобильный, морской, речной и иные виды транспорта.
Договор перевозки широко распространен и применяется различными компаниями, независимо от их вида деятельности. Под этим договором следует понимать соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату [2].
Несмотря на то, что в определении указаны три стороны, договор является двусторонним, поскольку получатель груза не является стороной договора, не согласовывает его условия и не может никаким образом на те или иные способы исполнения контракта. При этом, получатель груза имеет целый ряд прав. В частности, он имеет право требовать груз, принимать этот груз, то есть проверять на соответствие требований по качеству. Например, если в процессе транспортировки грузу был причинен какой-либо вред, получатель имеет право предъявить перевозчику претензию.
К существенным условиям договора перевозки грузов судебная практика зачастую относит сроки оказания услуг. Поскольку данный вопрос является спорным, рекомендуется согласовывать срок, в течение которого услуга оказывается и срок на организационные мероприятия по доставке груза.
Договор транспортировки груза является двусторонним, возмездным и консенсуальным. Права и обязанности сторон возникают в момент достижения соглашения. При этом, ряд источников, как научной, так и учебной литературы, говорит о том, что на самом деле права и обязанности перевозчика возникают в момент фактической передачи груза. То есть до передачи груза обязанности перевозчика по транспортировке этого груза из пункта отправления в пункт назначения не возникают. Судебная практика также не имеет чёткого курса в данном вопросе.
Рассмотрим «преддоговорную стадию». Например, поставка тары для загрузки груза – предоставление вагонов на железнодорожном транспорте. Другими словами, дать отправителю груза возможность затарить вагоны и уже после чего перевозчик сможет их отправить в пункт назначения.
Таким образом, договор делится на две основные части – обязательства по транспортировке, которые носят реальный характер и подготовительный этап, который, как правило, оформляется организационным договором или генеральным соглашением (данный вид услуг в предмет договора по перевозке не входит).
Предмет договора перевозки грузов представляет из себя не только сам груз, но и услуги по его доставке. То есть предмет состоит из двух основных частей: описание самого овеществленного предмета и описание деятельности, которую должен осуществлять перевозчик и условий её осуществления.
Прежде всего, для наступления юридической ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору перевозки, сторонам необходимо подписать соответствующий договор, который должен соответствовать всем требованиям о форме и содержании.
Функции перевозчиков определяются транспортными уставами и законами перевозок грузов, согласно которым, грузоотправитель берет на себя обязательство обеспечить невредимость и целостность грузов, ввозимых различными видами транспорта. Бездействие перевозчика, как и совершение деяний, причиняющих ущерб, является неправомерным деянием и влечёт за собой соответствующую ответственность. Ответственность грузоотправителя наступает при конечном завершении его действий или бездействий, причинивших ущерб грузу.
Необходимо отметить, что в случае нарушения соглашений, как например контрактов перевозки грузов или иных транспортных контрактов, стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, дополнительными транспортными законами и соглашением сторон [1, с. 358].
Если опираться на общую направленность законодателя в вопросе регулирования отношений, связанных с перевозкой грузов, то можно сделать вывод, что в первую очередь подлежат применению нормы об ответственности, установленные транспортными законами. Принципы, изложенные в транспортном уставе, имеют приоритет даже в том случае, когда в особых нормах ГК РФ прямо назван объём ответственности.
Так, например, статья 796 ГК РФ прямо указывает, что в случае утраты груза перевозчик несёт ответственность в размере стоимости этого груза. Помимо этого, существует судебная практика, согласно которой суды, разрешая конкретное дело, ссылаются на упомянутую выше статью и указывают, что применению подлежат нормы транспортных уставов, несмотря на то, что они и устанавливают меньшую степень ответственности. Таким образом, отсутствие корректных разъяснений устава противоречит ГК РФ, что позволяет применять нормы об ответственности по-разному.
Соглашение сторон об ответственности по договору не должно противоречить общеобязательным нормам транспортных законов [5, с. 276]. При этом, ответственность, установленная законом в виде штрафа (неустойка), может быть повышена или понижена соглашением, подписанным сторонами. Таким образом, стороны соглашением могут самостоятельно определять ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, даже в случаях, когда такая ответственность не предусмотрена законом.
Договор перевозки пассажиров не допускает никакие соглашения между перевозчиком и пассажирами об устранении или ограничении установленной законом ответственности перевозчика. Право на заключение соглашения, устанавливающее ограничение или устранение законной ответственности грузоотправителя, в отношении договора перевозки груза, должно быть предусмотрено соответствующим уставом или кодексом. При соблюдении определенных условий, такая возможность установлена только статьей 175 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) [3, с. 163].
В транспортных законах, как и в самом ГК РФ, содержатся условия, которые исключают ответственность перевозчика. В качестве примера можно привести статью 796 ГК РФ, в соответствии с которой, грузоотправитель не несет ответственность за сохранность груза в том случае, если сможет доказать, что повреждения случились вследствие обстоятельств, которые грузоотправитель не мог предотвратить и возможность устранения которых от него не завесила. Гражданский Кодекс Российской Федерации и большинство законов, регламентирующих транспортную деятельность, не устанавливают виновность грузоотправителя, следовательно, и не указывают основания избавления от ответственности перевозчика. Тем не менее, если обратится к сложившейся практике, то станет понятно, что вина грузоотправителя подразумевается, даже если о ней не сказано напрямую. Это является исключением из общего правила о чрезмерной ответственности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Нельзя сделать вывод, что ответственность грузоотправителя строится на других основаниях, нежели принцип невиновности. Ответственность наступает за сам факт нарушения соглашения, а основаниями, избавляющими от ответственности, служат разные обстоятельства, перечисленные в законе.
Отсюда следует, что нормы, освобождающие грузоотправителя от ответственности, не допускают использования нормы п. 3 статьи 401 ГК РФ, а, напротив, противопоставляются ей, поскольку предусматривают дополнительные основания к обстоятельствам, связанным со злодеянием непреодолимой силы, избавляющие должника от ответственности за несоблюдение соглашения, связанного с осуществлением коммерческой деятельности. В то же время необходимо отметить, что в отношении морской транспортировки специальный закон прямо регламентирует ответственность грузоотправителя только на началах виновности.
Конституционный Суд Российской Федерации указывает на то, что ответственность за несоблюдение соглашений по транспортировке имеет определённую особенность, а именно:
- в сопоставлении с общепринятым правилом существует ограничение права на полное возмещение убытков,
- запрет на уменьшение или устранение ответственности грузоотправителя, которая обозначена законом,
- в случаях, предусмотренных законом или транспортным уставом способность определения размера компенсации и ее пределов по соглашению сторон [6].
Ответственность сторон, в транспортных законах зафиксирована в виде неустойки. В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, квалификация штрафов не препятствует уменьшению их размеров судом, впрочем, вопрос установления критериев, в соответствии с которыми предусмотренная уставами и законами компенсация может быть снижена, является неоднозначным.
Статья 333 ГК РФ гласит, что основаниями снижения неустойки являются следующие условия: лицо, требующее возмещения неустойки, своими деяниями прямо или косвенно способствовало наступлению ответственности контрагента; несоблюдение обязательства не повлекло убытков у контрагента, не воздействовало на безопасность движения, не спровоцировало других отрицательных последствий; штраф превосходит оплату, которую грузоотправитель присвоил бы за использование транспортных средств, и т.д. Во внимание принимаются и условия, способствующие несоблюдению соглашений по перевозке, такие как:
- особенность таможенной способности подъездных маршрутов;
- зависимость сроков оборота транспортных средств от третьих лиц и др.
Не маловажной является и квалификация обязательств, за нарушение которых предусмотрена ответственность грузоотправителя. Стоит отметить, что договор перевозки стоит рассматривать в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка. Например, в ст. 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлена ответственность грузоотправителя за изменения в транспортных накладных сведениях о грузах [4, с. 42]. В то же время статья 102 УЖТ устанавливает ответственность грузоотправителя за превышение грузоподъемности вагона, контейнера. Таким образом, закон устанавливает двойную ответственность за одно и то же нарушение.
Подводя итог, можно сказать, что договор перевозки грузов имеет особенности, связанные с режимом самой перевозки и большим охватом видов перемещаемых грузов [7, с. 77]. Между тем, несмотря на тщательное регулирование вышеупомянутого договора, следует все же отметить, что ряд важных условий, таких как срок перевозки, законодателем не урегулирован, поэтому в данном вопросе остается правовой пробел, который можно избежать с помощью внесения соответствующих изменений в законодательство. Также необходимо прийти к единообразию в законодательстве, которое регламентирует права и обязанности в сфере грузовых перевозок. Например, отсутствует один подход к установлению размера ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза и максимального размера такой ответственности.