Главная
АИ #24 (103)
Статьи журнала АИ #24 (103)
Переосмысление образа ИИ в системе дизайн-проектирования

Переосмысление образа ИИ в системе дизайн-проектирования

Авторы:

Ковальчук Татьяна Сергеевна

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

дизайн
искусственный интеллект
машинное обучение

Аннотация статьи

Технический прогресс за последние несколько десятилетий привел к умопомрачительным улучшениям рабочих процессов почти в каждой профессии. Среди самых захватывающих из них – разработка ИИ (искусственного интеллекта), который может делать все. Искусственный интеллект в последние годы все больше вызывает интерес к обсуждениям «работы будущего», поскольку технология достигла сверхчеловеческой производительности в ряде важных задач. Закрепление компьютеризации в графическом дизайне, привело к неизбежному попаданию искусственного интеллекта в индустрию дизайна. Непонимание возможностей ИИ пугает дизайнеров из-за предполагаемых рисков потерять работу в связи с ее машинной автоматизацией. Данная статья расскажет о реальных способностях искусственного интеллекта на рынке дизайне.

Текст статьи

Введение. Искусственный интеллект – это широкая дисциплина, ставящая своей целью создание интеллектуальных машин, которые отличны от естественного интеллекта, демонстрируемого людьми и животными. Это стало общим термином, который, тем не менее, отражает долгосрочные амбиции создания машин, которые имитируют, а затем превосходят весь диапазон человеческого познания.

День за днем мы слышим истории о системах и машинах, выполняющих задачи, которые до недавнего времени мы считали исключительным и постоянным достоянием человечества: постановка медицинских диагнозов, составление юридических документов, проектирование зданий и даже сочинение музыки.

Однако здесь нас беспокоит нечто еще более поразительное: перспектива высокоуровневых систем машинного интеллекта, которые превосходят людей практически во всех задачах.

Закрепление компьютеризации в графическом дизайне, привело к неизбежному попаданию искусственного интеллекта в индустрию дизайна.

Искусственный интеллект все больше пробивает путь к графическому дизайну. На сегодняшний день среди дизайнеров не утихают постоянные разговоры о том, как новые разработки в сфере искусственного интеллекта влияют и могут повлиять на изменение самости графического дизайна, а также как ИИ может повлиять на роль графического дизайнера в системе производства.

Цель исследования – определить роль и место искусственного интеллекта в системе дизайн-проектирования.

Задачи исследования:

  1. Дать определение ИИ
  2. Рассмотреть основные характеристики ИИ
  3. Переосмыслить образ ИИ в сфере дизайна, определить его роль.

Определение ИИ.

Идея о том, что неодушевленные объекты оживают как разумные организмы, существует уже давно. У древних греков были мифы о роботах, а китайские и египетские инженеры строили автоматы.

Начало современного ИИ можно проследить до попыток классических философов описать человеческое мышление как символическую систему. Но область ИИ официально не была признана до 1956 года. Это случилось на конференции в Дартмутском колледже в Ганновере, штат Нью-Гэмпшир, где был придуман термин "искусственный интеллект".

Искусственный интеллект (ИИ) – свойство интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека.

Искусственный интеллект – это разработка компьютерных систем, способных выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого интеллекта, такие как визуальное восприятие, распознавание речи, принятие решений и языковой перевод.

Искусственный интеллект занимается созданием интеллектуальных машин, запрограммированных на то, чтобы думать, как люди и имитировать их действия. Помимо технологий проектирования, искусственный интеллект также применяется в машинном зрении, обработке естественного языка, распознавании речи и экспертных системах.

На самом деле искусственный интеллект обладает большим потенциалом для мира дизайна. В дизайне ИИ представляет собой передовую технологию, которая упрощает, автоматизирует работу дизайнера, а также помогает генерировать новые творческие решения.

Основные характеристики ИИ.

ИИ в значительной степени основан на данных.

Данные имеют жизненно важное значение для развития ИИ. Искусственный интеллект попросту не сможет существовать без данных. Но это ведет за собой много споров вокруг процесса сбора данных, именно сообщество разработчиков несет огромную ответственность за то, как будут использованы эти данные.

Способности ИИ развиваются в процессе обучения.

ИИ учится и совершенствуется в процессе функционирования, а не в процессе программирования. Искусственный интеллект обучается на собственном опыте и ошибках. Чем больше ИИ выполняет определенных задачу, тем лучше.

ИИ ограничен конкретной областью знания.

ИИ хорош в выполнении конкретных задач. Раскрытие закономерностей и нахождение корреляций.

ИИ все еще развивается.

ИИ имеет много обозначений и используется в разных. Это означает, что значение ИИ будет меняться столько, сколько будет развиваться данная технология.

Мы имеем возможность формировать будущее, потому что мы находимся на рассвете эпохи распространения ИИ.

Переосмысление образа ИИ.

Как говорилось ранее, искусственный интеллект обладает большим потенциалом для мира дизайна, но для того, чтобы это произошло, шумиха вокруг него должна быть разрушена. Дизайнеры должны понимать, что ИИ не заменяет их труд, а ускоряет. Им необходимо думать об искусственном интеллекте не как о сопернике, а как о помощнике. В дополнение к этому, возможно переосмыслить этот термин и назвать его «расширенный интеллект».

На данный момент мир называет эти технологии «искусственным интеллектом», что внушает некий страх. Такие ученные в области ИИ как Стюарт Рассел, утверждают, что до сверхразумного ИИ, который бы окончательно стал самостоятельным, еще очень далеко. Конечно, уже сейчас вычислительные процессы способны обогнать человека, но даже так это все еще вспомогательный инструмент. А также, ученый предпочитает называть это «интеллект общего назначения».

В это же время генеральный директор IBM Джинни Рометти недавно заявила: «если бы я рассматривала инициалы AI, то предпочла бы дополненный интеллект» [1].

Другими словами, алгоритмы рассматриваются не как соперник дизайнеру и человеку в целом, а как его незаменимый помощник.

Дизайнеры привнесут необходимый эмпатический контекст для инноваций, и именно так бизнес преуспеет с ИИ.

Заключение.

Пусть технологии ИИ массово заполняют все ниши жизнедеятельности человека, пока, еще не принося вред, но многие убеждены в том, что машинный интеллект заменит человека во многих сферах. Среди дизайнеров бытует мнение о том, что ИИ автоматизируют работу проектировщиков и у них не останется работы. Многие боятся, что такая профессия как дизайн перестанет существовать. Однако подавляющее большинство историков дизайна, создателей AI-технологий и исследователей убеждены, что до самостоятельного искусственного интеллекта еще далеко. Пока что существуют самообучаемые нейронные сети, которые не в состоянии осознать себя, отчего это не более, чем дополненный интеллект. Это значит, что никакой замены человеческой мысли не подразумевается на ближайшие десятилетия. Дополненный интеллект служит хорошим помощником для человека, ускоряя и упрощая процессы его работы.

Список литературы

  1. Bloomberg. Ginni Rometty on the End of Programming [Электронный ресурс]: новости и глобальная финансовая информация - / Bloomberg. - Электронные данные. Режим доступа: URL: https://www.bloomberg.com/news/features/2017-09-20/ginni-rometty-on-artificial-intelligence
  2. Boland, R.J. and F. Collopy. 2004. Managing as Designing. Palo Alto: Stanford Business Books.
  3. Brown, T. 2008. Design thinking. Harvard business review 86(6): 1-10.
  4. Domingos, P. 2012. A few useful things to know about machine learning. Communications of the ACM55(10): 78-87.
  5. JAIR. Журная исследований искусственного интеллекта. Viewpoint: When Will AI Exceed Human Performance? Evidence from AI Expertsи [Электронный ресурс]: электронный журнал - / JAIR- Электронные данные. Режим доступа: URL.: https://jair.org/index.php/jair/article/view/11222
  6. Verganti, R. 2009. Design-driven innovation – Changing the rules of competition by radically innovating what things mean. Boston: Harvard Business Press.
  7. Verganti, R. 2011a. Designing Breakthrough Products. Harvard Business Review 89(10): 114-120.
  8. Verganti, R. 2011b. Radical Design and Technology Epiphanies: a new focus for research on design management. Journal of Product Innovation Management 28(3): 384-38
  9. Web-дизайн с нуля! (+ CD-ROM) / П.П. Константинов и др. - М.: Лучшие книги, 200 - 304 c.
  10. Аверкин А. Н., Гаазе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д. А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. – М.:Радио и связь, 1992. – 256 с.

Поделиться

513

Ковальчук Т. С. Переосмысление образа ИИ в системе дизайн-проектирования // Актуальные исследования. 2022. №24 (103). С. 46-48. URL: https://apni.ru/article/4282-pereosmislenie-obraza-ii-v-sisteme-dizajn-pro

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая