научный журнал «Актуальные исследования» #24 (103), июнь '22

Административные правонарушения в области дорожного движения и ответственность за них

Автор анализирует признаки административного правонарушения в области дорожного движения, рассматривает его состав, обращая особое внимание на общественную опасность как обязательный общий признак таких правонарушений. Предлагает определение административного правонарушения.

Аннотация статьи
безопасность дорожного движения
административная ответственность
административные правонарушения
Ключевые слова

Проблематика административной ответственности в области дорожного движения в настоящее время в связи с периодически вносимыми изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее – КоАП РФ) привлекает внимание отечественных исследователей как относительно анализа общих положений об административной ответственности, так и относительно специфики привлечения к административной ответственности за правонарушения, составы которых объединены в гл. 12 КоАП РФ.

Правильному применению норм об ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения нередко мешает игнорирование или неадекватное понимание общих признаков административного правонарушения.

Определение административного правонарушения сформулировано в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ: «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» [1].

Следует согласиться с точкой зрения Похмелкина В.В., согласно которой «в законодательстве отсутствует определение понятия административного правонарушения в области дорожного движения. Восполним пробел и определим его как противоправное, виновное действие (бездействие) участника дорожного движения или должностного лица, призванного обеспечивать его безопасность, за которое главой 12 КоАП РФ установлена административная ответственность. В правовой науке это общее определение конкретизируется в юридической конструкции состава, полная совокупность признаков которого позволяет отнести акт поведения к конкретному административному правонарушению)» [9, c.16].

Противоправное деяние как обязательный элемент любого состава административного правонарушения в сфере дорожного движения может характеризоваться фактическими и юридическими признаками. С фактической стороны деяние представляет собой поведенческий акт, совершенный лицом в определенных условиях. Он выражается либо в действии, то есть совокупности целенаправленных телодвижений (зачастую сопровождаемых определенным маневром управляемого транспортного средства), либо в бездействии, то есть в воздержании (уклонении) от требуемого в данных условиях поведения.

«Противоправным деянием в сфере дорожного движения можно считать одно из следующих действий (бездействий):

а) нарушение безусловного запрета, то есть совершение действий, прямо запрещенных ПДД при любых обстоятельствах (например, управление транспортным средством в состоянии опьянения, с заведомо неисправной тормозной системой, с видоизмененными или подложными государственными регистрационными знаками и др.);

б) нарушение условного запрета, то есть совершение действий (например, обгон, стоянка, остановка, оставление места ДТП и т.п.), запрещенных ПДД при определенных обстоятельствах, когда эти обстоятельства наличествуют;

в) нарушение предписания, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных ПДД (например, обязанности иметь при себе водительское удостоверение и другие необходимые документы, уступить дорогу, совершить определенные действия при ДТП и др.);

г) несоблюдение правоограничения, то есть совершение действия, явно выходящего за пределы предоставленного права, которые определены ПДД (классический пример: превышение установленной скорости движения);

д) злоупотребление правом, то есть использование предоставленного права с нарушением условий и порядка, предусмотренных ПДД (например, отступление от требований ПДД водителями автомобилей со специальными сигналами не при выполнении служебного задания или без обеспечения безопасности движения)» [9, c.17].

«В то же время следует подчеркнуть, что административным правонарушением в области дорожного движения является не просто одно из нарушений ПДД, но только то, которое нашло отражение (закрепление) в статьях главы 12 КоАП РФ. Иногда водителей, особенно попавших в ДТП, пытаются привлечь к административной ответственности на основании общих положений ПДД. Например, пункта 1.5 ПДД, согласно которому "участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда". Или пункта 10.1 ПДД, который гласит: "Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения Правил". Подчеркнем, что невыполнение указанных общих требований образует состав административного правонарушения только в случае, когда оно причинило легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего (статья 12.24 КоАП РФ)» [9, c.48].

Для квалификации целого ряда административных правонарушений в области дорожного движения важное значение имеют место, время и обстановка их совершения. Определенный маневр (например, выезд на встречную полосу, разворот, остановка, движение задним ходом) приобретает противоправный характер только в определенных местах (на конкретных участках дороги). Время учитывается как обязательный признак отдельных составов правонарушений в достаточно широком диапазоне (дневное, ночное) и более конкретно (пересечение регулируемого перекрестка в период действия запрещающего сигнала светофора). К обстановке относятся факторы (условия), действовавшие во время совершения противоправного деяния и в месте его совершения. Среди них учитываются: действия других участников дорожного движения (водителей, пешеходов, велосипедистов), погодные условия и характер видимости, ведение дорожных работ и т.п. В случаях, когда место, время и обстановка не влияют на квалификацию правонарушения, они все равно подлежат установлению и оценке для процесса доказывания и возможного учета при назначении административного наказания.

Многие авторы, такие как, Полякова С.В., Панфилова С.В., Конджакулян К.М. и др., полагают, что только малая часть видов административных правонарушений обладает общественной опасностью, а большая их часть ее не несет вовсе.

По мнению, Семенова А.Э. «Административная ответственность как институт административного права находилась в поле зрения ученых-административистов, как в советские времена, так и в современный период развития государства [10, c.694].

Полякова С.В. дает определение термину «административная ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения», указывая, что «данный термин сформирован на основании научных подходов в административно-правовой доктрине к понятию «административная ответственность» [8, с. 85].

Понятие административной ответственности, предложенное Поляковой С.В., основано на «совокупности общественных отношений, которые возникают в процессе дорожного движения, а если быть точнее, при перемещении на обустроенной и использованной полосе земли – дороге людей и грузов с помощью транспортных средств – специально предназначенных устройств. Участниками таковых отношений могут выступать как пассажиры транспортных средств, так и пешеходы, и приравненные к ним лица» [8, с. 85].

Общим признаком административных правонарушений в сфере дорожного движения является общественная опасность. Именно такую позицию поддерживали известные правоведы В. В. Лукьянов, Б. В. Россинский, П. П. Серков, Ю. П. Соловей и многие другие ученые. В свою очередь, профессор В. И. Майоров пишет, что «вполне аргументирована и доказана аксиоматическая составляющая общественной опасности административных деликтов» [8, с.86].

При этом ответственность наступает не за общее правонарушение в целом, а за совершение правонарушения каждым лицом. Правонарушения могут регулироваться различными нормами» [8, с.87].

Представляется целесообразным выделить позицию Д.Н. Бахраха, который отмечает такие основания наступления административной ответственности, как:

«1) нормативное основание – как система норм, устанавливающих административную ответственность;

2) фактическое основание – как деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания и запреты, охраняемые административными санкциями;

3) процессуальное основание – акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания (наказания) за конкретное административное правонарушение.

Более того, как отмечает Д.Н. Бахрах, для наступления ответственности необходима эклектика всех трех оснований» [4, с.54].

«Важно отметить, что административная ответственность за правонарушение в сфере ПДД устанавливается постановлением Правительства РФ, что подразумевает единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты, касающиеся Правил дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и соответствовать им» [4, с.54].

Нормативное основание наступления административной ответственности за нарушения ПДД регламентировано в главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, включающей 42 статьи.

Безопасность дорожного движения в целом, предотвращение административных правонарушений в сфере дорожного движения в частности на сегодняшний день является первоочередной задачей Правительства Российской Федерации, поскольку имеет общенациональное значение.

Многократные изменения нормативно-правовых актов в течение короткого промежутка времени и устанавливающих санкций на административные правонарушения не благоприятствуют повышению уровня безопасности дорожного движения. В результате деятельность юрисдикционных органов по профилактике нарушений Правил дорожного движения становится менее эффективной, появляется ряд проблем [6, с.11].

Таким образом, административная ответственность играет важную роль в охране общественного порядка и общественной безопасности, в обеспечении стабильности общественной жизни, являясь наиболее востребованным видом юридической ответственности.

Текст статьи
  1. Кодекс об административных правонарушениях Федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 2002. - № 1. Ст. 1.
  2. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.
  3. О Правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ - 1993. - №47, ст. 4531
  4. Бахрах Д.Н. Административное право России / Д.Н. Бахрах. М.: Эксмо, 2019. 610 с.
  5. Конджакулян К.М. Основания административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения: понятие и сущность // Административное право и процесс. 2018. № 2. С. 48-51.
  6. Майоров В. И. Системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2018. № 2. С. 10–12.
  7. Панфилова Е.С. Законодательство об административной ответственности в области дорожного движения: этапы развития и современность / Е.С. Панфилова // Молодой ученый. 2020. № 16. С. 110-112.
  8. Полякова С.В. Административные правонарушения в области дорожного движения и ответственность за них // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 4. С. 5-88.
  9. Похмелкин В.В. Проблемы применения мировыми судьями законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения: научно-практическое пособие. М.: Юстицинформ.,2001. 200с.
  10. Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения // Молодой ученый. 2019. № 3. С. 694–697.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября