Главная
АИ #24 (103)
Статьи журнала АИ #24 (103)
Роль авторитета офицера и его личного примера в воспитании и обучении военнослуж...

Роль авторитета офицера и его личного примера в воспитании и обучении военнослужащих

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

авторитет офицера
обучение и воспитание подчинённых

Аннотация статьи

Актуальность выбранной темы обусловлена возникновением проблем у молодых офицеров после прибытия в подразделение с завоеванием авторитета у подчинённых и их обучением и воспитанием.

Текст статьи

Успех в службе офицера во многом зависит от его авторитета. В след за командиром, который, безусловно, является центральной фигурой в этом коллективе, будет расти и его подразделение. Если он обладает качествами, которые соответствуют занимаемой им должности, то он является авторитетным для коллектива. Когда они превосходят ожидания личного состава в хорошем смысле, командир пользуется особым авторитетом, уважением. При этом, несоответствие личностных качеств и навыков занимаемой должности и уровню подразделения заметно подрывает авторитет командира. Очень важно, чтоб боец в своем командире видел требовательного, строгого, иногда даже сурового, но при этом справедливого старшего товарища.

Авторитет – это своеобразный вид взаимоотношений между военнослужащими и средство воздействия командира на морально-психологический климат в коллективе. Он основывается на признании отдельными военнослужащими и воинским коллективом в целом профессиональных и личностных качеств командира, доверие к нему как к руководителю. Он является гарантом успешного руководства людьми, высотой организованности их совместной деятельности.

Единственный метод достижения авторитета – систематическое подтверждение своих лучших качеств. Завоевание авторитета силой, либо попытка, используя своё высокомерие и педантизм создать «барьер» между собой и подчиненными, никогда не являлись успешными.

Виды авторитета:

  1. Должностной авторитет определяется должностью и воинским званием военнослужащего. Он закреплен в уставе вооруженных сил РФ.
  2. Моральный авторитет – определяется личными качествами командира. Благодаря ему, командир получает уважение и доверие личного состава.
  3. Профессиональный авторитет зависит от профессиональной подготовки командира, его компетентность как специалиста, как мастера своего дела.
  4. Общественный авторитет – это авторитет человека как военнослужащего, представителя государства.
  5. Коллективный авторитет – авторитет подразделения от рода войск и до отделения, либо расчета.

Носитель авторитета – Как правило это отдельная личность, но определенным авторитетом может обладать и коллектив.

Действительный (истинный) авторитет – вид авторитета, которому присущи методы и приёмы завоевания, соответствующие требованиями воинских уставов, нормами морали и у корней которого лежат высокие личные качества командира (руководителя).

Ложный (мнимый) авторитет в своей основе имеет методы, противоречащие уставам и нормам морали, как правило, его используют военнослужащие с малыми знаниями, опытом, наличием многих отрицательных личностных качеств.

Таким образом, можно сказать, что командиры всех степеней должен постоянно совершенствовать свои личностные качества и воспитывать себя как личность, только в таком случае они смогут завоевать истинный авторитет в подразделении.

В вооруженных силах российской федерации всегда остро ставился вопрос о профессиональном и нравственном примере офицера в роли воспитателя. Обучить своих подчиненных очень непросто и ещё сложнее их воспитать. Офицер, помимо того, что он является военным специалистом, является и руководителем воинского коллектива, учителем и воспитателем. Роль личного примера офицера в обучении и воспитании своих подчиненных, очень много значит. Личный пример – самый эффективный метод в обучении и воспитании. «Делай как я» эта фраза должна стать одним из основных принципов воспитания и обучения военнослужащих. Она как нельзя лучше мотивирует подчинённых на выполнение задач. В то же время, когда используешь принцип «Делай, как я сказал!» в боевых условиях не стоит ожидать полной самоотдачи от бойцов и выполнения задачи без потерь среди личного состава.

Только используя личный пример у военнослужащего будет моральное право обучать своих подчинённых или товарищей. Командира все будут слушать если он сам может выполнить то, что требует от подчинённых. В противном случае, если он будет на пальцах показывать, как надо выполнять подъём с переворотом, не умея его выполнять, он вероятнее всего потеряет авторитет. Командир должен проходить со своим подразделением весь огонь, воду и медные трубы и только тогда получится крепкий воинский коллектив.

По тому, как ведет себя командир (особенно в первое время после знакомства с подразделением), по его делам и поступкам подчинены делают выводы о его достоинствах и качествах.

Ошибки, допускаемые командирами при воспроизведении личного состава:

  • неуважительное отношение к личности подчиненного
  • оскорбление бойцов
  • искушение быть непререкаемым авторитетом во всех вопросах
  • игнорирование мнения коллектива
  • неумение или нежелание поддерживать душевные контакты с воинами, правильно строить с ними служебные и неслужебные отношения.

Выполнение воспитательных функций во многом зависит от наличия у офицера знаний, навыков и умений обучения и воспитания подчиненных.

«Слово – учит, а пример ведет» – гласит народная мудрость. В глазах подчиненных только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к командирам (начальникам). А.С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель».

В советский период предельно выдержанным считали сослуживцы и подчиненные маршала A.M. Василевского. Сам же Александр Михайлович говорил, что не всегда легко быть таким. «Но... сожмешь, бывало, до боли кулаки и смолчишь, удержишься от ругани и окрика. Умение вести себя в отношении подчиненных с достоинством – непременное качество... военачальника», – делал вывод полководец.

Умение офицера удерживать себя от необдуманных фраз и поступков с горяча, способствует недопущению педагогических ошибок. Особенно в экстремальных условиях необходимо контролировать себя и ситуацию.

Список литературы

  1. Психология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990.
  2. Подоляк Я. Офицеру об этике. - М.: Воениздат, 1991.
  3. Анашкин О., Грунтовский И., Цепин М. Авторитет офицера и прапорщика // Ориентир. - 2004. - № 4.
  4. Фирсенков В. Правила этикета и культура поведения военнослужащего // Ориентир. - 2001. - №8.

Поделиться

2574

Тужилин Д. О., Квачко И. А., Шаравин К. В. Роль авторитета офицера и его личного примера в воспитании и обучении военнослужащих // Актуальные исследования. 2022. №24 (103). С. 19-21. URL: https://apni.ru/article/4287-rol-avtoriteta-ofitsera-i-ego-lichnogo-primer

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря