Главная
АИ #24 (103)
Статьи журнала АИ #24 (103)
Цифровое государство и его роль в развитии информационных отношений

Цифровое государство и его роль в развитии информационных отношений

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

цифровое государство
информационные отношения
информационное общество
информация

Аннотация статьи

В данной статье автор рассматривает особенности развития информационных отношений в рамках цифрового государства.

Текст статьи

В 21 веке, веке информационных отношений и информационного общества, прослеживается стремительное развитие технологий, способствующих упрощению обмена информацией, ведения процессов, не требующих длительных процедур, в том числе, делопроизводства и документооборота, что приводит к улучшению отношений как внутри, так и снаружи государства. Самые передовые государства, занимают лидирующие позиции, в первую очередь, благодаря показателю уровня жизни общества. Таки страны как: Южная Корея, Япония, Франция, Германия, Финляндия, обусловливают такие высокие показатели, своей технологичностью, информационной практичностью и доступностью. Возможность для простых граждан, тесно взаимодействовать с государством, создаёт предпосылки для развития социальной, культурной, экономической сфер, но и для безопасности в мировых масштабах. Иными словами, главной и приоритетной задачи для большинства государств, является развитие информационных новшеств с целью усовершенствования, качества работы государственных органов и их взаимодействия с обычными людьми. По словам В.В. Путина «вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути, на десятилетия вперед».

Если говорить про Российскую Федерацию начала 21 века, где приоритетной задачей считалось введение электронного документооборота, то сейчас, на повестке дня лежат совершенно другие цели. Многие ученые-правоведы придерживаются мнения о том, что по состоянию на 2022 год электронный документооборот успешно внедрён и функционирует. Возникает необходимость в совершенствовании IT-сферы, которые в более развитых государствах, активно используются. К сожалению, в России данная сфера не достигла достаточно высокого уровня. Информационные сайты и порталы государственных органов, в большинстве своём, не практичны, 90% операций, в том числе, документооборота, все ровно приходится совершать по старинке. Из этого вытекает такая, проблема, как цифровая неграмотность населения и сотрудников аппарата государственного управления. Из всего выше изложенного следует, на данный момент Россия стремиться перейти от понятия электронного государства к понятию цифровое государство.

Для создания такой формы информационного общества необходим ряд следующих факторов:

Во-первых, потребность населения в усовершенствовании старых форм взаимодействия с государственными органами.

Во-вторых, реорганизация старого механизма государственного аппарата на всех уровнях управления и стратегия, приведения этих уровней к соответствию современным, коммуникационным возможностям.

В- третьих, необходимость в более быстрых процессах, обработки, хранения и передачи информации. Обработка персональных данных граждан, и государственно секретной информации требует более сложных механизмов её охраны. То есть кроме, самих расширений информационных возможностей, возникает необходимость в охране таких процессов и операций.

В-четвёртых, появление таких форма производства, которые требуют внедрения новых технологий, более современных и удобных в обращениях.

В-пятых, важность фиксирования, издания и декларирования новых норм права в области информационных технологий, которые смогли бы урегулировать возможные конфликты между участниками таких информационных правоотношений.

Развитие цифровой политики государства, способствует повышению правовой грамотности населения. Новые методы доступа и упорядочения правовой информации, упростят поиск нужных нормативно-правовых актов и документов, для обычных граждан. Таким образом, в обыденных вопросах они станут более подкованы и смогут отстаивать свои права, руководствуясь информацией, которая имеется под рукой в свободном и удобном доступе. Опросы студентов обучающихся по специальности юриспруденция показывают, что для удобства работы с правовыми документами не хватает сайта или приложения, где вся информация доступна и удобна в обращении. Сервисы ГАРАНТ и КонсультантПлюс как оказалось, не очень удобны в использовании и вызывают затруднения в поиске той или иной информации.

Отдельным и не менее важным пунктов развития цифрового государства является создание национальной цифровой валюты. В теории цифровой рубль будет числиться как третья форма денег, после наличных и безналичных денежных средств. Данная валюта, будет храниться на электронных кошельках в ЦБ России. Тестирование самого проекта намечено на 2022 год, тогда же будет начата работа над изменениями в законодательстве, необходимыми для запуска цифрового рубля. Основными положительными чертами такой платёжной системы выступают:

  • Прозрачность всех переводов и платежей для Центрального банка.
  • Возможность совершения денежных операций в онлайн режиме
  • В теории ЦБ планирует установить порог для комиссии переводов и платежей, что позволить удешевить такие операции
  • Более дешёвые безналичные платежи в рамках поддержки малого и среднего бизнеса.

Развитие цифрового государства помимо своих преимуществ обладает существенным минусом. Автоматизация процессов производства неизбежно приведёт к сокращению рабочих, мест там, где они будут заменены на технологичные приспособления. С другой стороны появится необходимость в новых профессиях в области информатизации.

Таким образом, несмотря на информационную безграмотность и приверженность государственных органов к старым, традиционным способам управления обществом и страной в целом, игнорировать факт нужности внедрения цифровых технологий в области государства и права на сегодняшний день, просто невозможно. Во времена высокой конкуренции среди ведущих мировых держав, особое место уделяется информатизации общественных отношений. Как показывает практика, внедрение новых технологий для улучшения работы отдельных органов и всего механизма государства в целом, только улучшает показатели качества взаимодействия информационного общества и ведения бизнеса, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Повышая цифровую грамотность в отдельных сферах жизни общества, таких как информационных отношений, Россия постепенно, укладывает себе почву, для повышения уровня жизни населения и в дальнейшем, выхода на позицию лидера на мировой арене.

Список литературы

  1. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. Ст. 13. п. 1.
  2. Горев, А. И. Обеспечение информационной безопасности / А. И. Горев; А. А. Симаков. – Москва: ИЛ, 2020. – 494 c.
  3. Косоруков, А.А. Цифровое государственное управление : учебное пособие / А.А. Косоруков. – Москва : МАКС Пресс, 2020. – 284с.

Поделиться

1601

Анисимов Д. Е. Цифровое государство и его роль в развитии информационных отношений // Актуальные исследования. 2022. №24 (103). С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/4288-tsifrovoe-gosudarstvo-i-ego-rol-v-razvitii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января