Российская Федерация делает значительные шаги в сфере материальной и правовой поддержки семей-усыновителей.
Актуальность темы обусловлена необходимостью информировать население страны о мерах государственной поддержки семей усыновителей.
В статье рассматривается вопрос государственной поддержки родителей-усыновителей (удочерителей), обеспечение их материальной и правовой поддержкой.
О таком серьезном и ответственном поступке, как усыновление ребенка, люди, как правило, не рассказывают окружающим. Это и понятно. Соблюдение тайны усыновления гарантирует со своей стороны и государство.
Но поскольку трудовое законодательство предусматривает ряд льгот именно для сотрудников-усыновителей, о факте усыновления сотрудникам придется уведомлять работодателя. Иначе воспользоваться льготами не удастся.
В целом российское законодательство уравнивает в правовом положении родителей и усыновителей. Но при этом государство оказывает поддержку усыновителям и стимулирует к этому работодателя через трудовой кодекс [3].
Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка [ст.12.1 6]
С 1 февраля 2021 года единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 18 886 рублей 32 копеек [9].
В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 144 306 рублей 88 копеек [9].
Таблица 1
Дата, с которой производится индексация размеров пособия |
Основание |
Коэффициент индексации |
Размер пособия (в рублях) | |
Здорового ребёнка |
Ребёнка с ОВЗ | |||
С 01.02.2021 |
Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 N 73 |
1,049 |
18 886,32 |
144 306,88 |
С 01.02.2020 по 31.01.2021 |
Постановление Правительства РФ от 29.01.2020 N 61 |
1,030 |
18 004,12 |
137 566,14 |
С 01.02.2019 по 31.01.2020 |
Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 N 32 |
1,043 |
17 479,73 |
133 559,36 |
Работодатель не обязан, но вправе помочь работнику-усыновителю, может выплатить ему материальную помощь.
Материальная помощь, оказанная работнику при рождении или усыновлении ребенка и выплачиваемая в течение первого года после этого события, в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка не облагается:
- страховыми взносами [2];
- НДФЛ [2].
Данная выплата не уменьшает облагаемую базу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 23 ст. 270 НК РФ [2].
Предоставить отпуск усыновителю – обязанность работодателя [3].
Работодатель обязан на основании с постановлением Правительства РФ "Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка" обеспечить реализацию особого права усыновителя на отпуск в связи с усыновлением ребенка.
Если усыновлены новорожденные дети (до трех месяцев) или дети в возрасте до трех лет, то работники-усыновители, помимо ежегодного оплачиваемого отпуска, который на основании статьи 114 Трудового кодекса предоставляется всем работникам, могут претендовать и на отпуска, два из которых аналогичны отпускам сотрудников-родителей, также предоставляется отпуск для сотрудников, усыновили ребёнка (детей) в возрасте до трёх месяцев, а также старше трёх месяцев, но периоды отпусков разные. Сотрудник, который усыновил ребёнка (детей), до трёх месяцев имеет право на отпуск в удобное время независимо от стажа работы и составленного графика отпусков, сотруднику же, который усыновил ребёнка (детей) старше трёх месяцев будет предоставлен отпуск в общем порядке, это регламентировано трудовым кодексом РФ. Виды отпусков:
- Отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка. Для удобства назовем его отпуском в связи с усыновлением младенца;
- По беременности и родам;
- По уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
Усыновители имеют право на государственную поддержку в форме материнского (семейного) капитала. Это понятие появилось в России не так давно - в 2007 году - и представляет собой форму государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей.
В соответствии со ст. 3 закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на материнский (семейный) капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего российское гражданство, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства:
- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007;
- женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
- мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
При возникновении права на материнский (семейный) капитал не учитываются дети, в отношении которых указанные выше лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
В соответствие со статьёй 6 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах:
- 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно;
- 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей;
- 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года;
- 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.
Несмотря на то что материнский (семейный) капитал представляет собой внушительную сумму, распоряжение им жестко ограничено в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям.
- Улучшение жилищных условий.
- Получение образования ребенком (детьми).
- Формирование накопительной части трудовой пенсии.
Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям (ч. 4 ст. 7 Закона N 256-ФЗ).
Существует ряд требований по распоряжению материнским капиталом по установленным законом направлениям. Например, при направлении на улучшение жилищных условий (ст. 10 Закона N 256-ФЗ) приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории РФ.
Жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.
Иркутская область как субъект Российской Федерации гарантирует материальную и правовую поддержку семьям-усыновителей, это регламентируется нормативно-правовыми актами.
Таблица 2
Территориальный обхват |
Количество детей-сирот |
---|---|
Российская Федерация |
406 128 человек |
Иркутская область |
15 115 человек |
Братск |
1 020 человек |