Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста в процессе интеграции различных видов деятельности

В статье говорится о педагогических условиях формирования пространственных представлений. Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Реализация педагогических условий будет способствовать развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста в процессе интеграции различных видов детской деятельности, а также обеспечит дальнейшую успешность обучения в школе.

Аннотация статьи
пространственные представления
интеграция
дошкольный возраст
Ключевые слова

Под пространственными представлениями понимается «представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д.». По мнению А.Р. Лурия, пространственные представления – это «деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов». Считается, что одним из условий успешного и своевременного формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста является обеспечение активной позиции детей в решении задач на ориентировку в пространстве, то есть интеграция работы по формированию пространственных представлений с различными видами деятельности.

Работа по формированию пространственных представлений входит в раздел формирование элементарных математических представлений, что в свою очередь включено в содержание образовательной области «Познавательное развитие». В образовательной деятельности по формированию математических представлений детям даются первые представления о различных пространственных связях и отношениях. Усвоение данных представлений происходит в таких видах деятельности, как игровая деятельность, коммуникативная деятельностью, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная и двигательная виды деятельности.

Большое значение для детей дошкольного возраста имеет обучение умению определять положение предмета по отношению к другому предмету, а также свое положение среди окружающих предметов. Умение ориентироваться от другого объекта строится на умении ориентироваться на самом себе. Ребенку необходимо научиться мысленно представить себя в положении необходимого объекта. Поэтому сначала дети упражняются в определении направления положения объектов от самого себя (изначально стул был впереди, при повороте на 90 и 180 градусов -стул оказался справа или сзади). Далее детей обучают определять и правильно называть стороны тела друг друга, например, где у них левое или правое ухо, а затем те или иные правые или левые части туловища на мягкой игрушке или кукле и т. д. Так ведется учет того, что ребенку намного легче представить себя на месте любого одушевленного объекта, чем неодушевленного, а, значит, и правильно определить часть тела.

Формирование ориентировки в двухмерном пространстве начинается с обучения детей размещать предметы в указанном направлении: слева направо или справа налево, снизу вверх или сверху вниз. Далее детей обучают находить центр (середину) листа бумаги, верхний, нижний, правый и левый края листа, верхний правый и левый, нижний правый и левый углы листа. Дети должны правильно уметь употреблять понятия для обозначения расположения предметов по отношению к той или иной плоскости.

Помимо образовательной деятельности по математическому развитию большие возможности для формирования у детей дошкольного возраста пространственных представлений представляет собой двигательная деятельность. В повседневную деятельность детей включаются подвижные игры, которые косвенно или прямо направлены на развитие ориентировки в пространстве. Во время занятий по физическому развитию также используются специальные игровые упражнения и кратковременные игры, направленные на формирование пространственных представлений.

У детей дошкольного возраста большое значение необходимо уделять закреплению и совершенствованию умения двигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы или бега. На занятиях по физическому развитию для более точного обозначения направления педагог должен употреблять в своей речи предлоги и наречия, такие как вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и другие. Учитывая умение детей ориентироваться на себе, он учит их двигаться в нужном направлении.

В дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделять продуктивной деятельности, в ходе которой формируются пространственные представления и понятия. Одним из видов такой деятельности является изобразительная деятельность и навыки чтения изображений (объемных, графических). Овладевая приемами чтения и построения рисунка, ребенок осваивает пропорции, формы, величины, перспективные проекции, учится произвольно строить известную систему координат изображаемого пространства и располагать на условном пространстве листа те или иные изображения предметов в определенных пространственных взаимосвязях. Обучаясь рисунку, ребенок преодолевает трудности, связанные с развитием зрительно-пространственных координации и приобретает навык в управлении движением своей руки.

Следующим видом продуктивной деятельности, в котором формируются пространственные представления, является конструирование. Под детским конструированием понимают различные постройки из строительного материала, изготовление поделок из бумаги, картона, дерева и других материалов.

В развитии у детей пространственных представлений особо широко применяются такой метод как моделирование. Наглядное моделирование выступает не только как метод, но может быть использован как средство ориентировки детей в действительности, обобщения, планирования и контроля действий и составляет одну из форм опосредования, которыми овладевают дошкольники. Источником развития моделирования является детская деятельность, которой свойственна моделирующая направленность. Конкретные разновидности моделей, с которыми могут первоначально знакомиться дети – это простейший схематический чертеж конструкции, план помещения и модель размещения и перемещения персонажей сказки, строящаяся из заместителей в процессе разыгрывания сказки на плоскости.

В коммуникативной и речевой деятельности дети дошкольного возраста овладевают грамматическими формами выражения пространственных отношений. Овладение речью и освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки предмета и его взаимо­действия с другими, имеет решающее значение для обобщенного отражения пространства, для перехода к абстрагированию пространственных отношений.

Следующим видом деятельности, в котором мы можем развивать пространственные представления, является восприятие художественной литературы. Одним из действенных средств формирования пространственных ориентаций является сказка. Вливаясь в сюжет, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: дети стремятся вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Занимательный сюжет и желание помочь (объяснить, нарисовать, как идти, показать стрелкой) активизирует знания детей.

Выполнение различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления, также влияет на развитие умений выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях.

Работа по формированию пространственных представлений также ведется музыкальным руководителем на музыкальных занятиях. Основной акцент делается на музыкально-ритмические композиции, хороводы, музыкальные подвижные игры, где с помощью движений и словесного подкрепления закрепляются пространственные представления. Также пространственные понятия и термины могут закрепляться посредством музыкальных композиций и детских песен соответствующего содержания.

Таким образом, педагогические условия – это совокупность мер педагогического процесса, направленных на повышение его эффективности. Выделяют следующие педагогические условия формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста: обеспечение активной позиции детей в решении задач на ориентировку в пространстве, то есть интеграция работы по формированию пространственных представлений с игровой, трудовой, коммуникативной, конструирование, восприятие художественной литературы, изобразительной, музыкальной и двигательной видами деятельности.

Текст статьи
  1. Бурачевская О.В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2015. - С. 139-142.
  2. Бурачевская О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С. 55-57.
  3. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 1984. - 255 с.
  4. Мусейибова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 1994. - 235 с.
  5. Сацукевич И.В. Идеи формирования субъектной позиции ребенка в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева // Ярославский педагогический вестник. - № 2. - 2009. - С. 124-127.
Список литературы