В Древней Греции анатомия и медицина долгое время развивались в русле единого философского знания – натурфилософии (философии природы). Все великие врачеватели были философами, и, наоборот, многие философы были весьма сведущи в медицине. Формировалась греческая философия в VII-VI вв. до н.э. главным образом в Ионии – греческих поселениях на Малоазиатском побережье Эгейского моря. Ее передовыми центрами были города Милет, Эфес, Книд и другие [4, c.126]. В V веке до н.э. в историю вошел город Абдеры, откуда родом был Демокрит.
Греческий город Абдеры расположился на побережье Фракии, между устьем реки Нест и озером Бистонист. Колония Абдеры была основана в VII веке до н.э. пришельцами с Малоазиатского побережья. Географическое положение Абдер было благоприятным, особенно в торговом отношении. Они находились почти на скрещении путей, ведущих с запада к ионийским городам (которые в VI веке до н.э. стали центром греческой торговли и культуры), к мощной Персидской державе, а также к черноморским проливам и Крыму, откуда жители материковой Греции привозили хлеб и рыбу. Уже до греко-персидских войн Абдеры стали цветущим и могущественным городом, который с 500 года до н.э. чеканил свою собственную монету, отличавшуюся изяществом. Много абдерских граждан из правящей прослойки нажили состояние главным образом на заморской торговле, а также имели неплохие доходы от сельского хозяйства, особенно от разведения масличных культур.
Путь к Понту (Черному морю) и Крыму стал особенно важным и прибыльным для ионийских городов после того, как в середине VI в. до н.э. началась борьба между Лидией, захватившей власть над этими городами, и Персией. Под властью Лидии ионийские города продолжали развиваться и богатеть, т.к. они вели всю морскую торговлю; Лидия же не имела своего флота. Но вначале V в. до н.э. Лидию и всю Малую Азию захватила Персидская держава. Период процветания ионийских городов, обложенных непосильными податями и налогами, на долгое время был приостановлен, перестали развиваться культура, наука и философия, нашедшие здесь столь высокое развитие в лице ионийских мыслителей. Теперь важное экономическое значение приобрели западно-греческие колонии, а также города северо-востока, такие, как Сигей, Фанагория, Абдеры.
В самом начале греко-персидских войн Абдеры были опорой персов. После захвата Лидии персами Абдеры без особого сопротивления подчинились персидскому царю, став на длительное время его верным союзником. В 480 г. до н.э. персидский царь Ксеркс начал поход в Грецию. Будучи наголову разбит греками, Ксеркс на обратном пути задержался в Абдерах, вступив с ними в соглашение о дружбе. Он пожаловал городу золотую «акинаку» (персидский меч) и шитую золотом тиару. Богатые и знатные семьи абдеритов оказывали гостеприимство Ксерксу, народ же роптал против союза с персами. Среди богатых абдеритов, принимавших у себя Ксеркса, древние историки философии Филострат и Диоген Лаэрций называли отца Протагора Майяндрия, а также отца Демокрита Дамасиппа. В награду за гостеприимство Ксеркс оставил несколько персидских жрецов-магов и вавилонских халдеев в качестве наставников для их сыновей, что было редкой и особой милостью. Если эти сообщения достоверны, то сначала занимались у магов и халдеев Протагор (род. около 484 г. до н.э.) и старшие братья Демокрита, а затем уже Демокрит. Дата рождения Демокрита спорна; в источниках есть несколько дат, но правдоподобны только две: дата Аполлодора (460) и Фрасилла (470). Однако Аполлодор часто неточен в хронологии. Кроме того, дата Фрасилла лучше согласуются с датами других событий из жизни Демокрита [1, c.18].
Два абдерских философа – Демокрит и Протагор – начали, соответственно, свое образование с постижения древневосточной мудрости и этим как бы повторили путь, пройденный всей греческой философией, которая выросла на основе знаний, добытых предшествующими веками развития не только древнегреческих, но древневосточных обществ. В действительности Демокрит вряд ли мог почерпнуть много положительных знаний из учений магов. Но, вполне вероятно, что первые сведения о древневосточной науке вызвали у него желание посетить страны Востока и поучиться у мудрецов этих стран, что он впоследствии и осуществил.
В сохранившихся свидетельствах Диогена Лаэрция, Цицерона, Филона Александрийского и Афиногора рассказана легенда о суде над Демокритом в его родном городе Абдерах [1, c.7]. Было это примерно в конце 40-х годов V века до н.э. Демокрита судили за растрату отцовского имущества, а такая растрата законом абдерского полиса рассматривалась как тяжелейшее преступление. Гражданский обвинитель с возмущением излагал события, приведшие молодого человека к противозаконным действиям. Он говорил о том, что богатый Дамасипп, умирая, завещал свое огромное состояние трем сыновьям – Дамасу, Геродоту и Демокриту – и, наверно, надеялся, что они умножат его. Демокрит же не пожелал иметь ни земли, ни скота, ни рабов; он выбрал меньшую долю, состоящую в деньгах. Но даже эта часть составляла громадную сумму – 100 талантов. Однако неблагодарный сын не использовал их ни на торговые операции, ни даже на покупку ценных товаров. Он отправился в далекие путешествия и 8 лет скитался по разным странам. Демокрит растратил на свои странствования все состояние, вернулся нищим, жалким бедняком, который живет теперь за счет своего достойного брата Дамаса. Разве может такой человек оставаться безнаказанным? Законы Абдер гласят: гражданин, растративший отцовское наследство, не может быть погребен на родине. Следовательно, требовал обвинитель, надо изгнать Демокрита как преступника, нарушившего закон полиса.
Как всегда, в греческом суде в свою защиту выступал сам обвиняемый. Он не отрицал фактов. Да, ему не нужно излишнее богатство, отрывающее от научных занятий. Деньги ему понадобились для путешествий, но это были не пустые скитания. Он ездил учиться, познать мудрость других народов, увидеть их жизнь, нравы, обычаи, познакомиться с их наукой, померяться силой своих знаний с мудрецами других стран. И Демокрит напомнил своим согражданам, как он прилежно учился еще до отъезда в путешествие, как на их же глазах постигал эллинскую мудрость у замечательного философа, милетянина Левкиппа. А затем он зачитал в суде значительную часть своего произведения, развивавшего учение Левкиппа о строении вещей, о Вселенной, которое называлось «Большой мирострой». Тогда абдеритяне поняли, что перед ними настоящий мудрец. И они не только сняли с него обвинение, но и оценили его произведение на сумму такую же или даже намного большую, чем все потраченное наследство. Еще его почтили медными статуями, а за его деятельность в дальнейшем, за полезные советы городу дали ему почетное прозвище «Мудрость» (Sofia). Неизвестно, в какое время, но, возможно, когда родина оказалась в опасности, его сделали архонтом, и за свои заслуги он получил еще прозвище «Патриот». Демокрит был похоронен в родном городе и за государственный счет. Об уважении к Демокриту за его активное участие в делах города, о его архонтстве свидетельствует одно вещественное доказательство: серебряная абдерская монета с гербом этого государства и надписью: «При Демокрите».
Однако вернемся к юным годам Демокрита до его отъезда в путешествие. С большим вниманием и редкой для молодого человека сосредоточенностью он изучал эллинскую философию. Решающее влияние на формирование взглядов Демокрита оказал прибывший из Милета в Элею, а затем из Элеи в Абдеры философ Левкипп. Демокрит стал его верным учеником, воспринял от него и дальше развил атомистическую систему. Товарищем юности и первым слушателем Демокрита был другой знаменитый философ родом из Абдер – Протагор.
Вскоре после окончания первого бурного этапа греко-персидских войн (но не раньше 478 г. до н.э.) Абдеры освободились от персидской зависимости и стали одним из членов Афинского морского союза. Они были теперь еще более цветущим и богатым городом. Демокрит, согласно ряду источников, был долгожителем и прожил более 100 лет, не прекращая научных занятий. Поглощенный наукой, он якобы не обращал внимания на женщин и даже считал, что настоящему философу и мудрецу лучше не иметь своих детей. Но он не проповедовал аскетизма, и среди предметов его научных изысканий были, например, вопросы эмбриологии. Когда Демокрит почувствовал, что он уже совершенно немощен, то, подобно Анаксагору, добровольно ушел из жизни. Это случилось около 370 г. до н.э. [1, c.38].
По свидетельству древних, Демокрит написал два основных произведения: «Большой мирострой» (Megas diacosmos) и «Малый мирострой» (micros diacosmos), а также свыше 50 трактатов, собранных Фрасиллом в тетралогии, и 9 книг «Причин» (Aitiai). Но из всех этих более чем 70 произведений полностью не сохранилось ни одного, до нас дошли только фрагменты [2, c.18].
Демокрит рассматривал мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек – атомов, движущихся в пустоте. Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустоты – единственная реальность [5, c.44]. Атомы движутся в пустоте, и, сгущаясь, – дают начало жизни, разрежаясь, – ведут к смерти. Демокрит считал, что жизнь зародилась из лопнувших от солнечного тепла пузырьков ила [2, c.17]. Душа, согласно Демокриту, – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер [3, c.22].
Сограждане называли Демокрита «смеющимся философом» и одно время сомневались в его душевном здоровье из-за приступов беспричинного смеха, случавшихся с Демокритом во время его прогулок по кладбищу, где он любил обдумывать в тишине и спокойствии свои научные идеи. Друзья ученого пригласили великого врача Гиппократа для исцеления душевно больного «смеющегося философа». Опасения сограждан, кроме беспричинного смеха философа, вызвало еще и то, что они увидели, как Демокрит вспарывает ножом трупы животных, вынимает внутренности, рассматривает их и увлеченно конспектирует увиденное. Согласно легенде, Гиппократ поспешил к больному Демокриту, и жители Абдер всем миром встречали его. Проводив Гиппократа к дому «больного», они со слезами на глазах показали врачу «безумного» Демокрита, который сидел один на каменной скамье, бережно держал книгу на коленях, несколько других книг были разбросаны направо и налево. И рядом лежало в куче множество вскрытых трупов животных. Демокрит то, склонившись, писал, то останавливался, делая продолжительный перерыв, и в это время обдумывал. Затем, спустя немного времени, он вставал, прогуливался, исследовал внутренности животных, откладывал их в сторону, возвращался назад и снова садился. Гиппократ, понаблюдав за Демокритом, сразу понял, что перед ним не безумец, а человека, до крайности углубленный в научное исследование. Разговор с Демокритом утвердил его в этом предположении. Гиппократ зафиксировал полное здоровье ученого, психическое и физическое, причем отметил, что ему впервые встретился такой умный и образованный человек. Ведь Демокрит по существу изучал не только философию, но и физику, астрономию, анатомию, медицину, математику, музыку. Любая область знаний была подвластна величайшему мыслителю Греции. Не случайно Карл Маркс называл Демокрита «первым энциклопедическим умом среди греков», а В.И. Ленин считал его «наиболее ярким выразителем материализма в древности» [5, c.94]. Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум. В сочетании атомов есть некая живая и духовная сила, а начала разума находятся в мирах, которые он наделяет божественностью: мир создан божественным разумом, и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум [5, c.46].
В классический период истории Древней Греции сформировались две основные классические системы античной философии: естественно-научное (материалистическое) атомистическое учение, сформированное в трудах Демокрита, и объективный идеализм, созданный Платоном. Обе они повлияли на формирование медицины, которая в Древнем мире была неотделима от философии. Ионийская натурфилософия стала инструментом познания основных причин заболеваний и процесса болезни. Характерная для античных философских систем тенденция к систематизации знаний способствовала развитию системных представлений и в медицине, вела к созданию теорий болезни и зарождению самостоятельных направлений, таких, как анатомия и хирургия периода эллинизма [4, c.128].
Что мы понимаем под периодом эллинизма? После смерти Александра Македонского его огромная держава раскололась на несколько эллинистических государств, которые существовали еще почти 3 столетия. Самым процветающим из них было греко-египетское Царство Птолеемеев (эллинистические Египет и Ливия) со столичным городом Александрией, основанным Александром в дельте Нила в 331 г. до н.э. Закончилась эпоха эллинизма в 30 г. до н.э., когда последнее эллинистическое государство – Египет, завоеванный римлянами, – вошло в состав Римской империи. Таким образом, великий древнегреческий философ Демокрит, живший в VI-V вв. до н.э. (460-371 гг. до н.э.), может считаться предтечей анатомии и медицины эллинистического периода.