Морской концепцией в Российской Федерации является документ стратегического планирования, который и дает определение государственной политики РФ в области морской деятельности в частности национальную морскую политику Российской Федерации. Данная доктрина была утверждена Президентом РФ 26 июля 2015 года [1].
Как отмечается в документе, правовую основу Морской доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области морской деятельности, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в области морской деятельности, использования ресурсов и пространств Мирового океана.
Решение о разработке проекта новой редакции Морской доктрины было принято на заседании Совбеза еще в 2010 г. С момента принятия прежней доктрины (2001г.) произошли значительные изменения, как в международной обстановке, так и в социально-экономической ситуации в стране, появились новые вызовы и угрозы безопасности, новые направления научно-исследовательской деятельности, современные технологии.
За эти годы российская экономика стала более вовлеченной в мировую экономику. При этом обострилась борьба за владение ресурсами Мирового океана, за их освоение, выросла международная конкуренция в сфере транспортировки грузов морским путем.
Также, за прошедшие с 2001 г. годы были приняты новые стратегические документы - такие, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военная доктрина и Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года; Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года».
Как отмечается в документе, «Национальная морская политика- это определение государством и обществом целей, принципов, направлений, задач и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море, а также практическая деятельность по их реализации».
Основным содержанием национальной морской политики Доктрина признает:
- определение стратегических национальных приоритетов и содержания морской политики на ближайшую и долгосрочную перспективы;
- реализация морского потенциала государства и управление отраслями экономики и науки, связанными с морской деятельностью;
- правовое, экономическое, информационное, научное, кадровое и иное обеспечение национальной морской политики;
- оценка эффективности реализации и корректировка национальной морской политики.
Основными целями национальной морской политики в документе признаются:
- сохранение суверенитета во внутренних морских водах, территориальном море, а также в воздушном пространстве над ними, на дне и в недрах;
- реализация юрисдикции и защита суверенных прав в исключительной экономической зоне на разведку, разработку, транспортировку и сохранение природных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управление этими ресурсами, производство энергии путем использования воды, течений и ветра, создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, проведение морских научных исследований и сохранение морской среды;
- реализация и защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов;
- реализация и защита свободы открытого моря;
- обеспечение сохранения человеческой жизни на море;
- защита территории Российской Федерации от агрессии с океанских и морских направлений, охрана государственной границы Российской Федерации на море;
- обеспечение устойчивого экономического и социального развития страны;
- сохранение морских природных систем и рациональное использование их ресурсов.
Основной и центральной угрозой для нацбезопасности России на море в документе объявлено «стремление ряда государств, прежде всего Соединённых Штатов Америки и их союзников, к доминированию в Мировом океане, в том числе и в Арктике, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил».
Среди других угроз называются распространение оружия массового поражения, увеличение количества государств, обладающих мощными ВМС, давление на Россию для ослабления нашего контроля над Северным морским путём, территориальные претензии к России, а также терроризм и браконьерство [2].
В целях развития отечественного судостроения необходимо было решить ключевую задачу: обеспечить концентрацию ресурсов государства и бизнеса на создании и продвижении перспективного продуктового ряда отечественной морской и речной техники гражданского назначения. Именно на тех судах, которые обеспечивают стратегические интересы Российской Федерации или претендуют на значимые доли рынка. При формировании перспективного продуктового ряда следовало объективно соотнести государственные нужды или рыночные потребности с возможностями производителя удовлетворить их в нужные сроки по приемлемой цене и с необходимым качеством.
Основным механизмом решения этой ключевой задачи предлагалось формирование и реализация долгосрочной комплексной программы развития гражданского судостроения. Ее правовой статус в качестве документа стратегического планирования, обеспечивающего координацию межгосударственных программ, федеральных (ведомственных) целевых программ и программ деятельности интегрированных структур, необходимо было определить законодательно.
В рамках долгосрочной комплексной программы развития гражданского судостроения необходимо было реализовать комплекс мер государственной поддержки создания и продвижения перспективного продуктового ряда отечественной морской и речной техники гражданского назначения.
7 ноября 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о мерах по поддержке судостроения и судоходства № 305-ФЗ. 9 ноября 2012 года Правительством РФ утверждена государственная программа "Развитие судостроения на 2013–2030 годы".
Итогом всего стала разработка Морской доктрины Российской Федерации на период до 2030 года, в которую включен самостоятельный раздел «О судостроении и кораблестроении», где, в частности, отмечено:
«Для достижения цели национальной морской политики в области судостроения и кораблестроения должны решаться следующие долгосрочные задачи:
- совершенствование судостроительного комплекса на основе создания и развития крупных научно-производственных структур;
- совершенствование системы межгосударственной кооперации в области разработки, производства и ремонта вооружения и военно-морской техники;
- обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области кораблестроения и военно-морской техники в соответствии с государственной программой вооружения;
- совершенствование системы гарантированного материально-сырьевого обеспечения судостроения и эксплуатации морского вооружения и специальной техники на всех этапах жизненного цикла, в том числе отечественными комплектующими изделиями и элементной базой;
- формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники для развития военной составляющей морского потенциала Российской Федерации;
- сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями судостроения;
- активизация инновационной и инвестиционной деятельности в области судостроения, позволяющей проводить качественное обновление научно-технической и производственно-технологической базы;
- создание, поддержание и внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий, обеспечивающих создание, производство и ремонт находящихся на вооружении и перспективных образцов кораблестроения, военно-морской техники, а также обеспечивающих технологические прорывы или создание опережающего научно- технологического задела в целях разработки принципиально новых образцов вооружения, военно-морской техники, обладающих ранее недостижимыми возможностями;
- совершенствование системы программно-целевого планирования развития судостроения в целях повышения эффективности оснащения ВМФ России и Береговой охраны ФСБ России кораблями, вооружением, специальной морской техникой;
- обеспечение мобилизационной готовности судостроения;
- разработка и производство перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного назначения для развития военной составляющей морского потенциала Российской Федерации;
- совершенствование механизма размещения заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд в области судостроения;
- совершенствование деятельности организаций судостроения и судоремонта путем внедрения организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование и развитие;
- преодоление сложившегося технологического отставания в сегменте гражданского судостроения за счет внедрения передовых методов проектирования и строительства судов;
- координация с участием федеральных органов исполнительной власти планов строительства верфей и производственных программ с планами нефтегазовых компаний по освоению месторождений и планами судоходных компаний по приобретению новых судов;
- создание высокотехнологичных верфей для освоения производства крупнотоннажных судов и техники класса "оффшор";
- проведение научных исследований в области совершенствования ледовых качеств судов, направленных на расширение диапазона допустимых эксплуатационных природных условий;
- создание высокотехнологичных платформ, обеспечивающих качественный рост глубины переработки пластового продукта непосредственно на морском шельфе, вплоть до получения нефтепродуктов или синтетического топлива;
- строительство пассажирского флота круглогодичного использования, обеспечивающего положительную рентабельность перевозок (высокоскоростных судов на подводных крыльях, динамических способах поддержания и экранопланов), конкурентоспособного отечественного судоходного оборудования».
Итак, длительная целенаправленная работа по формированию и реализации комплексной государственной политики в области отечественного судостроения и кораблестроения, получила, свое логическое завершение в лице синтеза трех документов: Морской доктрины до 2030 года, государственной программы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы» и Федерального Закона о мерах по поддержке судостроения и судоходства.
Сегодня можно говорить, что в государстве существуют политические и программно-плановые документы стратегического характера, определяющие приоритеты развития судостроительной отрасли.
Морская проблематика фрагментирована среди задач, стоящих перед федеральными органами исполнительной власти, и не является для них главной. Ни один из существующих федеральных органов исполнительной власти не уполномочен и не способен самостоятельно обеспечить сбалансированное развитие морского потенциала и проведение интегрированной и целесообразной национальной морской политики на ее региональных направлениях: атлантическом, арктическом, тихоокеанском, каспийском, индоокеанском и антарктическом.
Поэтому, чтобы задача строительства флота действительно стала приоритетной для государства, как того требуют положения Морской доктрины, необходимо, чтобы все принимаемые Морской коллегией решения были обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ, тем более членами
В связи с усилением влияния национального законодательства в условиях проведения специальной военной операции на Украине и в ряде иных конфликтов предлагается внести изменения в Морскую доктрину Российской Федерации новая редакция Морской доктрины в полной мере будет отвечать на существующие сегодня вызовы и угрозы. Она направлена на повышение национальной безопасности России в сфере морской деятельности, а также снижение зависимости от внешнего влияния и конъюнктуры. В этой связи предлагаем внести в раздел IV. «Обеспечение реализации национальной морской политики» части 1. «Судостроение, кораблестроение» Морской доктрины Российской Федерации положение о привлечении гражданских судов к военным перевозкам.