Автор(-ы):
Педанов Дмитрий Борисович
Секция
Юридические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Морской концепцией в Российской Федерации является документ стратегического планирования, который и дает определение государственной политики РФ в области морской деятельности в частности национальную морскую политику Российской Федерации. Данная доктрина была утверждена Президентом РФ 26 июля 2015 года [1].
Как отмечается в документе, правовую основу Морской доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области морской деятельности, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в области морской деятельности, использования ресурсов и пространств Мирового океана.
Решение о разработке проекта новой редакции Морской доктрины было принято на заседании Совбеза еще в 2010 г. С момента принятия прежней доктрины (2001г.) произошли значительные изменения, как в международной обстановке, так и в социально-экономической ситуации в стране, появились новые вызовы и угрозы безопасности, новые направления научно-исследовательской деятельности, современные технологии.
За эти годы российская экономика стала более вовлеченной в мировую экономику. При этом обострилась борьба за владение ресурсами Мирового океана, за их освоение, выросла международная конкуренция в сфере транспортировки грузов морским путем.
Также, за прошедшие с 2001 г. годы были приняты новые стратегические документы - такие, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военная доктрина и Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года; Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года».
Как отмечается в документе, «Национальная морская политика- это определение государством и обществом целей, принципов, направлений, задач и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море, а также практическая деятельность по их реализации».
Основным содержанием национальной морской политики Доктрина признает:
Основными целями национальной морской политики в документе признаются:
Основной и центральной угрозой для нацбезопасности России на море в документе объявлено «стремление ряда государств, прежде всего Соединённых Штатов Америки и их союзников, к доминированию в Мировом океане, в том числе и в Арктике, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил».
Среди других угроз называются распространение оружия массового поражения, увеличение количества государств, обладающих мощными ВМС, давление на Россию для ослабления нашего контроля над Северным морским путём, территориальные претензии к России, а также терроризм и браконьерство [2].
В целях развития отечественного судостроения необходимо было решить ключевую задачу: обеспечить концентрацию ресурсов государства и бизнеса на создании и продвижении перспективного продуктового ряда отечественной морской и речной техники гражданского назначения. Именно на тех судах, которые обеспечивают стратегические интересы Российской Федерации или претендуют на значимые доли рынка. При формировании перспективного продуктового ряда следовало объективно соотнести государственные нужды или рыночные потребности с возможностями производителя удовлетворить их в нужные сроки по приемлемой цене и с необходимым качеством.
Основным механизмом решения этой ключевой задачи предлагалось формирование и реализация долгосрочной комплексной программы развития гражданского судостроения. Ее правовой статус в качестве документа стратегического планирования, обеспечивающего координацию межгосударственных программ, федеральных (ведомственных) целевых программ и программ деятельности интегрированных структур, необходимо было определить законодательно.
В рамках долгосрочной комплексной программы развития гражданского судостроения необходимо было реализовать комплекс мер государственной поддержки создания и продвижения перспективного продуктового ряда отечественной морской и речной техники гражданского назначения.
7 ноября 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о мерах по поддержке судостроения и судоходства № 305-ФЗ. 9 ноября 2012 года Правительством РФ утверждена государственная программа "Развитие судостроения на 2013–2030 годы".
Итогом всего стала разработка Морской доктрины Российской Федерации на период до 2030 года, в которую включен самостоятельный раздел «О судостроении и кораблестроении», где, в частности, отмечено:
«Для достижения цели национальной морской политики в области судостроения и кораблестроения должны решаться следующие долгосрочные задачи:
Итак, длительная целенаправленная работа по формированию и реализации комплексной государственной политики в области отечественного судостроения и кораблестроения, получила, свое логическое завершение в лице синтеза трех документов: Морской доктрины до 2030 года, государственной программы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы» и Федерального Закона о мерах по поддержке судостроения и судоходства.
Сегодня можно говорить, что в государстве существуют политические и программно-плановые документы стратегического характера, определяющие приоритеты развития судостроительной отрасли.
Морская проблематика фрагментирована среди задач, стоящих перед федеральными органами исполнительной власти, и не является для них главной. Ни один из существующих федеральных органов исполнительной власти не уполномочен и не способен самостоятельно обеспечить сбалансированное развитие морского потенциала и проведение интегрированной и целесообразной национальной морской политики на ее региональных направлениях: атлантическом, арктическом, тихоокеанском, каспийском, индоокеанском и антарктическом.
Поэтому, чтобы задача строительства флота действительно стала приоритетной для государства, как того требуют положения Морской доктрины, необходимо, чтобы все принимаемые Морской коллегией решения были обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ, тем более членами
В связи с усилением влияния национального законодательства в условиях проведения специальной военной операции на Украине и в ряде иных конфликтов предлагается внести изменения в Морскую доктрину Российской Федерации новая редакция Морской доктрины в полной мере будет отвечать на существующие сегодня вызовы и угрозы. Она направлена на повышение национальной безопасности России в сфере морской деятельности, а также снижение зависимости от внешнего влияния и конъюнктуры. В этой связи предлагаем внести в раздел IV. «Обеспечение реализации национальной морской политики» части 1. «Судостроение, кораблестроение» Морской доктрины Российской Федерации положение о привлечении гражданских судов к военным перевозкам.
Список литературы
Поделиться
Педанов Д. Б. Понятие и правовые положения Морской доктрины Российской Федерации // Обществознание и гуманитарные науки: результаты, проблемы, перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июн. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 24-31. URL: https://apni.ru/article/4296-ponyatie-i-pravovie-polozheniya-morskoj-doktr