Последние годы ведётся поиск резервов творческого использования известных в дидактике методов обучения, одним из которых является дидактическая игра. В научной литературе существует несколько разнообразных подходов к толкованию понятия «дидактическая игра», которое характеризуется исследователями как средство, метод и форма обучения. В частности, дидактическую игру рассматривают как ценный метод стимулирования интереса к обучению; как средство, возбуждающее интерес к учёбе (А.К. Бондаренко) [1].
Суть дидактической игры – моделирование, имитация (наследование). Именно в дидактической игре в упрощённом виде воспроизводится, моделируется действительность, происходит имитация реальных действий, которые способствуют повышению значимости учебного материала для личности дошкольника, влияющего на характер его мотивации, формирование творческого мышления [3].
Исследователями предложены различные классификации дидактических игр, которые опираются на разные по характеру и количеству критерии. Среди дидактических игр можно выделить дидактические игры с прищепками. У данного вида дидактических игр есть несколько неоспоримых преимуществ: во-первых, обычные прищепки, которыми пользуется каждая хозяйка, являются замечательной и безопасной развивающей игрушкой для малышей. Во-вторых, с помощью прищепок очень хорошо развивается мелкая моторика рук, а именно пальчиковый захват, тренируются мышцы, которые нужны для правильного держания ручки при письме. В-третьих, это очень недорогая и экономная игрушка, которая может занять малыша на длительное время.
Дидактические игры с прищепками одинаково эффективно могут использоваться как в домашних условиях, так и в детском саду. Для того чтобы организовать дидактические игры во второй младшей группе педагог должен правильно выбрать прищепки для игры с детьми. Лучше всего выбрать деревянные прищепки с не туго затянутой пружиной, можно использовать прищепки, которые уже послужили в быту, и пружина у них легко разжимается при нажатии. Деревянные прищепки должны быть хорошо обработаны, не иметь заусенец, которые могут вонзиться в кожу. Пластиковые менее экологичные, зато можно выбрать яркие оттенки и во время занятия повторить цвета [2].
Прежде, чем приступить к занятиям с использованием дидактических игр с прищепками во второй младшей группе необходимо проверить умеют ли дети правильно пользоваться прищепками: раскрывать их, держать тремя пальцами. Для того, чтобы закрепить навык необходимо провести простейшую игру, например, сравнить прищепку с крокодилом, который открывает рот, кусает, спит и т.д. После того как дети попрактикуются открывать и закрывать прищепку можно предлагать им более интересные игры.
Приступая к занятиям с ребёнком необходимо помнить, что игровые действия ребёнка 3-4 летнего возраста основываются на действиях с игрушками или на стремлении получить предмет в руки. В этом возрасте для малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Весь игровой и речевой материал должен подбираться с учётом его постепенного усложнения. Для наилучшего результата игры и игровые упражнения с прищепками необходимо использовать многократно [5]. Приведём несколько примеров дидактических игр с прищепками, которые можно предлагать детям второй младшей группы.
Для проведения дидактической игры «Рыбка и осьминог» подготовьте шаблон рыбки и осьминога, а также прищепки. Предложите ребёнку посмотреть на рыбку и подумать, чего ей не хватает (хвостика), чего не хватает осьминогу (щупалец). Дети должны сделать из прищепок хвостик и щупальца рыбке и осьминогу.
Для игры «Накорми рыбку» необходимо подготовить прищепки, сухие макароны, пуговицы, помпоны. Выберите несколько прищепок и положите их на лист бумаги, также насыпьте туда немного пуговиц, макарон, помпонов и других мелких деталей. Представьте, что это аквариум, а прищепки - рыбки и их нужно накормить. Покажите, как прищепка может открывать «рот» и захватывать, например, пуговицу. Предложите сделать это ребёнку.
Дидактическая игра «Украшаем одежду». Попросите ребёнка украсить вашу одежду с помощью прищепок, например, сделать бахрому на платье или украсить карман. С помощью какой игры можно выучить с малышом названия частей тела, элементов одежды, понятий «право», «лево», «верх», «низ». Таким же образом проводиться игра «Сними украшения», прикрепите прищепки к одежде ребёнка, попросите его снять их.
С детьми второй младшей группы можно провести игру «Цветок». Для игры необходимо подготовить цветные круги и разноцветные прищепки. Даём ребёнку вырезанные из цветного картона круги. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.
Дидактическую игру «Ёлочка» можно провести в преддверие Нового года. Для этого потребуются зелёные треугольники или прямоугольники, зелёные прищепки. Воспитатель предлагает ребёнку вырезанные из зелёного картона треугольники или прямоугольники. Ребёнок берет зелёные прищепки и прикрепляет к ёлке ее иголочки.
С детьми второй младшей группы можно провести дидактическую игру «Ёжик», для этого потребуются шаблон ёжика, прищепки. Воспитатель даёт ребёнку вырезанную из цветного картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ёжика прищепки. При этом воспитатель может прочитать стихотворение:
«Ёжик себе сделал из лозы корзину,
Прицепил корзину на колючую спину.
Скорей бежит в сад, фрукты собирать,
Так много нагрузил – не может поднять» [4].
Часто во второй младшей группе воспитатели проводят дидактическую игру «Солнышко». Для этого потребуется: шаблон солнышка и прищепки. Даём ребёнку вырезанные из жёлтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки жёлтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.
Ещё одна интересная дидактическая игра с прищепками «Сказочный домик». Для этого воспитатель заранее готовит обычную коробку, оклеенную с каждой стороны цветной бумагой разного цвета. Сначала необходимо рассказать ребёнку о том, что это не коробочка – а сказочный домик, где каждая комната окрашена в свой цвет. А прищепки – это наши человечки, которые живут в домике. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Ребёнку нужно помочь им найти свои комнаты. Можно нарисовать цифры на каждой стороне коробочки, и попросить ребёнка прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной вами цифре. А когда ребёнок устанет играть, пусть покидает прищепки внутрь коробки-домика. Человечки пошли спать. Закройте его и потрясите. Послушайте, как шумят прищепки.
Для игры «Большая стирка» потребуются: прищепки, верёвка, кукольная одежда, платочки. Воспитатель натягивает верёвку и предлагает ребёнку повесите кукольную одежду, платочки, закрепить их прищепками.
Дидактическая игра «собираем урожай» может использоваться воспитателем для закрепления знаний об овощах и фруктах. Для данной игры потребуются прищепки и шаблоны овощей. Воспитатель предлагает ребёнку добавить к овощам листочки и узнать, что это за овощ или фрукт.
Для того чтобы познакомить детей второй младшей группы с дикими и домашними животными можно использовать игры «Зайчик» и «Петушок».
Для игры «Зайчик» потребуется шаблон зайчика и прищепки. С помощью прищепок дети крепят ушки и хвостик зайчонку, можно также сделать усики. Игра «Петушок» проводится по той же схеме, воспитатель готовит шаблон петуха и прищепки. Дети добавляют петушку клювик, гребешок и хвостик.
Детям второй младшей группы воспитатель может предложить дидактическую игру «Разноцветный заборчик». Для этого необходимо из картона вырезать небольшие прямоугольники 4 основных цветов - красный, жёлтый, зелёный и синий. Подготовить прищепки таких же цветов. Далее воспитатель просит ребёнка построить забор – к красному картону прикрепить красные прищепки, к жёлтому – жёлтые и т. д.
Далее можно усложнить задачу и попросить ребёнка построить разноцветный забор, чередуя прищепки двух цветов.
Интересной является игра «Дождик и Радуга» для ее проведения потребуются прищепки, шаблон тучки. Воспитатель предлагает ребёнку сделать дождик из прищепок и разноцветную радугу.
В заключении расскажем об игре «Ожерелье» она одинаково нравится, как мальчикам, так и девочкам. Для ее проведения потребуется прищепки и шнурок Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задачу, воспитатель может предложить ребёнку чередовать прищепки по цвету.
Таким образом, дидактические игры с прищепками – это идеальный и доступный материал для развития мелкой моторики рук, представления, мышления, речи, закрепления сенсорных навыков и пространственных представлений у дошкольников второй младшей группы.