Анализируя художественное произведение, не все обучающиеся без помощи учителя самостоятельно могут определить главную идею художественного произведения и точно определить образ персонажей:
- общие комментарии при ответах на вопросы;
- трудно обобщать объемный материал произведений;
- скудные ответы: хорошая, любопытная, добрая и так далее.
Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время обучающиеся затрудняются составить четкую формулировку. Данная проблема является сложной методической задачей, для решения которой необходима систематическая и системная, целенаправленная работа, которую необходимо проводить в начальной школе.
Практическая значимость статьи заключается в том, что данные приемы работы могут быть применены не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках и этапах.
Из опыта, некоторые приемы работы над художественным произведением с применением пословиц и поговорок на уроках литературного чтения, которые помогут более четко определять идеи произведения.
1. Учебно-развивающая игра «Философский стол» с применением пословиц и поговорок.
Разъясняется ситуация: во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. Предложить обучающимся «превратиться» в философов, которые обсуждают прочитанное произведение, и выразить свои мысли с помощью пословиц и поговорок.
Рассмотрим игру на примере урока литературного чтения в 3 классе по теме: Максим Горький «Случай с Евсейкой»
Игру необходимо проводить после вторичного синтеза. Половицы и поговорки учитель готовит заранее и прикрепляет на доску, готовятся вопросы на листочках для жребия.
Вопросы:
- Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?
- Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
- Почему мальчик не заплакал, испугавшись?
- Что хотел сказать автор своим произведением?
На доске прикреплены пословицы и поговорки:
- «Видела я во сне, что сижу на сосне; а ты хохочешь да туда же хочешь».
- «От удивления онемел».
- «Где страх, там и крах».
- «Такие чудеса, что дыбом волоса».
По желанию пофилософствовать, обучающийся отвечает на вопрос, который он вытягивает методом жребия, а остальные ребята, дополняя ответ одноклассника, завершают ответ, обобщив пословицей или поговоркой, которая наиболее подходит к выводу (ответу) на поставленный вопрос.
На вопрос: какая главная мысль произведения, прозвучали следующие ответы:
– Всегда нужно быть осторожным, не бояться общения, но в то же время не болтать лишнего.
– Не стоит ходить одному куда-либо, так как это опасно.
– Не нужно паниковать, если попал в незнакомое место. Необходимо искать из него выход.
Обучающиеся к данному вопросу выбрали пословицу «Такие чудеса, что дыбом волоса». Делают вывод, что данное произведение, как и пословица, состоит из двух смысловых частей:
- Такие чудеса – зрелище, которое мальчик увидел во сне на дне моря.
- Дыбом волоса – мальчик напугался, но нашел выход.
Обучающиеся делают вывод о том, что при определении главной мысли произведения М. Горького, можно использовать данную пословицу, потому что она более емкая и подходит под содержание сказки.
2. Учебно-развивающая игра «Пресс-конференция».
Рассмотрим фрагмент урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».
Класс делится на группы: герои произведения, журналисты и эксперты.
Задача «журналистов» – задать интересный вопрос героям по ходу произведения.
Задача «героев» – дать полный ответ (можно пользоваться текстом учебника).
Задача экспертов – выбрать пословицы и поговорки к героям произведения, которые характеризуют героев, к ситуации, происходящей в произведении.
Правила проведения пресс-конференции: желающий задать вопрос поднимает руку. Вопрос обязательно задаётся по схеме: «…, скажите, пожалуйста, …» Ответ даётся по схеме: «Спасибо за вопрос. …» Следует обязательно благодарить со стороны того, кто получил ответ: «Спасибо» или «Спасибо за ответ!»
Сопоставление героя, содержание произведения и применение пословиц и поговорок в речи в соответствии с жизненной ситуацией, помогает обучающимся сделать вывод по прочитанному произведению.
При определении идеи произведения, так же выбирается пословица или поговорка.
3. Игра «Машина-времени» с применением методики английского педагога Хамблина Дугласа [4]. Прогнозирование содержания небольшого произведения, которого обучающимся заранее неизвестен [4, с.98].
– В какой фрагмент текста ты хотел бы перенестись и для чего?
Располагая минимальной информацией (названием, именем автора, иллюстрацией и пословицей) дети должны спрогнозировать сюжет произведения, доказать или обосновать свои мысли.
После появления догадок и их развёртывания в прогноз, читается первый абзац текста, сверяются с ним предположения, и тут же возникают новые вопросы, сопряжённые с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз. Затем читается последний абзац и выстраивается работа с иллюстрацией.
Множество возникших вопросов, предположений способствует интересу обучающихся скорее прочитать произведение и проанализировать, после чего разрешаются все сомнения, получают свои ответы возникшие вопросы.
Рассмотрим фрагмент урока по произведению А.И. Куприн «Слон».
У. Прочтите фамилию автора произведения. Можно ли предположить, о чём будет произведение?
– Куприн много путешествовал, поэтому, может быть, он написал о природе.
У. Попытайтесь представить себе заголовок в виде вопроса.
– Откуда взялся слон?
– Мне кажется, что этот слон был в зоопарке и автор описывает его.
– Как вы думаете, какой он?
– Наверное, он огромный. Но где же он жил?
– Как вы думаете, какая пословица или поговорка будет наиболее отражать тему этого произведения?
1) «Человек без мечты – как птица без крыльев».
2) «На воде ноги жидки».
3) «Доброе дело без награды не остаётся».
После выбора пословицы или поговорки, предлагается прочитать текст. Затем следует чтение всего текста и его глубокий анализ, после чего разрешаются все сомнения, получают свои ответы возникшие вопросы. Главный вопрос: «Что хотел сказать автор?», обучающиеся уже без подсказки возвращаются к пословицам и поговоркам, которые были предложены до чтения текста, сравнивая свои ответы, смело определяют тему произведения «Человек без мечты – как птица без крыльев».
Так же, для определения идеи, предлагаю творческие задания, с помощью которых дети смогли определить основную мысль произведения применяя пословицы и поговорки.
4. Письмо герою произведения.
Например, по произведению М.М. Пришвина «Моя Родина» написать письмо матушке – природе и подобрать пословицы и поговорки, отражающие главную мысль произведения.
5. Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, увидеть мир глазами других, понимать его. На уроке на тему И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» предложила ребятам представить себя одним из понравившихся героев: крольчонком, мамой крольчат, бобров, любым героем произведения и рассказать о себе.
После выступления героям задаются вопросы.
Нет необходимости говорить о том, насколько для некоторых ребят скучно перечитывать текст, отвечать на вопросы, определять главную идею произведения. Некоторые ребята уже без опорных пословиц и поговорок знают, запоминают их.
К данному произведению ребятам предложили свои пословицы и поговорки:
– Кто матери не послушает – в беду попадет.
– При солнце тепло, а при матери добро.
– В гостях хорошо, а дома лучше.
– Лучше дома своего нет на свете ничего.
– Добрая мать добру и учит.
– Послушному – одно слово, непослушному – сто.
Анализируя произведение, ребята делают вывод, что перечисленные пословицы и поговорки могут отражать идею произведения художественного произведения «Листопадничек».
Важнейшую роль играет анализ текста, поэтому в своей работе я рассмотрела современные подходы к анализу художественного произведения на уроках чтения, применив пословицы и поговорки как «инструмент», для того, чтобы добиться цели. Применение пословиц и поговорок помогает обучающимся более глубоко и адекватно понять содержание художественного произведения.
Применение пословиц и поговорок с целью определения идеи художественного произведения, способствуют формированию совокупности универсальных учебных действий, которые позволят каждому ребенку самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечить способность к организации самостоятельной учебной деятельности не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках.