Применение пословиц и поговорок на этапе определения идеи художественного произведения

В статье представлены приемы определения идеи художественного произведения с помощью пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки – жанры устного народного творчества, которые могут оказать неоценимую методическую помощь в организации аналитической деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Аннотация статьи
пословица
поговорка
идея художественного произведения
главная мысль
герой художественного произведения
методические рекомендации
анализ
методическая работа
приёмы
литературное чтение
Ключевые слова

Анализируя художественное произведение, не все обучающиеся без помощи учителя самостоятельно могут определить главную идею художественного произведения и точно определить образ персонажей:

  • общие комментарии при ответах на вопросы;
  • трудно обобщать объемный материал произведений;
  • скудные ответы: хорошая, любопытная, добрая и так далее.

Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время обучающиеся затрудняются составить четкую формулировку. Данная проблема является сложной методической задачей, для решения которой необходима систематическая и системная, целенаправленная работа, которую необходимо проводить в начальной школе.

Практическая значимость статьи заключается в том, что данные приемы работы могут быть применены не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках и этапах.

Из опыта, некоторые приемы работы над художественным произведением с применением пословиц и поговорок на уроках литературного чтения, которые помогут более четко определять идеи произведения.

1. Учебно-развивающая игра «Философский стол» с применением пословиц и поговорок.

Разъясняется ситуация: во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. Предложить обучающимся «превратиться» в философов, которые обсуждают прочитанное произведение, и выразить свои мысли с помощью пословиц и поговорок.

Рассмотрим игру на примере урока литературного чтения в 3 классе по теме: Максим Горький «Случай с Евсейкой»

Игру необходимо проводить после вторичного синтеза. Половицы и поговорки учитель готовит заранее и прикрепляет на доску, готовятся вопросы на листочках для жребия.

Вопросы:

  1. Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?
  2. Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
  3. Почему мальчик не заплакал, испугавшись?
  4. Что хотел сказать автор своим произведением?

На доске прикреплены пословицы и поговорки:

  1. «Видела я во сне, что сижу на сосне; а ты хохочешь да туда же хочешь».
  2. «От удивления онемел».
  3. «Где страх, там и крах».
  4. «Такие чудеса, что дыбом волоса».

По желанию пофилософствовать, обучающийся отвечает на вопрос, который он вытягивает методом жребия, а остальные ребята, дополняя ответ одноклассника, завершают ответ, обобщив пословицей или поговоркой, которая наиболее подходит к выводу (ответу) на поставленный вопрос.

На вопрос: какая главная мысль произведения, прозвучали следующие ответы:

– Всегда нужно быть осторожным, не бояться общения, но в то же время не болтать лишнего.

– Не стоит ходить одному куда-либо, так как это опасно.

– Не нужно паниковать, если попал в незнакомое место. Необходимо искать из него выход.

Обучающиеся к данному вопросу выбрали пословицу «Такие чудеса, что дыбом волоса». Делают вывод, что данное произведение, как и пословица, состоит из двух смысловых частей:

  1. Такие чудеса – зрелище, которое мальчик увидел во сне на дне моря.
  2. Дыбом волоса – мальчик напугался, но нашел выход.

Обучающиеся делают вывод о том, что при определении главной мысли произведения М. Горького, можно использовать данную пословицу, потому что она более емкая и подходит под содержание сказки.

2. Учебно-развивающая игра «Пресс-конференция».

Рассмотрим фрагмент урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».

Класс делится на группы: герои произведения, журналисты и эксперты.

Задача «журналистов» – задать интересный вопрос героям по ходу произведения.

Задача «героев» – дать полный ответ (можно пользоваться текстом учебника).

Задача экспертов – выбрать пословицы и поговорки к героям произведения, которые характеризуют героев, к ситуации, происходящей в произведении.

Правила проведения пресс-конференции: желающий задать вопрос поднимает руку. Вопрос обязательно задаётся по схеме: «…, скажите, пожалуйста, …» Ответ даётся по схеме: «Спасибо за вопрос. …» Следует обязательно благодарить со стороны того, кто получил ответ: «Спасибо» или «Спасибо за ответ!»

Сопоставление героя, содержание произведения и применение пословиц и поговорок в речи в соответствии с жизненной ситуацией, помогает обучающимся сделать вывод по прочитанному произведению.

При определении идеи произведения, так же выбирается пословица или поговорка.

3. Игра «Машина-времени» с применением методики английского педагога Хамблина Дугласа [4]. Прогнозирование содержания небольшого произведения, которого обучающимся заранее неизвестен [4, с.98].

– В какой фрагмент текста ты хотел бы перенестись и для чего?

Располагая минимальной информацией (названием, именем автора, иллюстрацией и пословицей) дети должны спрогнозировать сюжет произведения, доказать или обосновать свои мысли.

После появления догадок и их развёртывания в прогноз, читается первый абзац текста, сверяются с ним предположения, и тут же возникают новые вопросы, сопряжённые с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз. Затем читается последний абзац и выстраивается работа с иллюстрацией.

Множество возникших вопросов, предположений способствует интересу обучающихся скорее прочитать произведение и проанализировать, после чего разрешаются все сомнения, получают свои ответы возникшие вопросы.

Рассмотрим фрагмент урока по произведению А.И. Куприн «Слон».

У. Прочтите фамилию автора произведения. Можно ли предположить, о чём будет произведение?

– Куприн много путешествовал, поэтому, может быть, он написал о природе.

У. Попытайтесь представить себе заголовок в виде вопроса.

– Откуда взялся слон?

– Мне кажется, что этот слон был в зоопарке и автор описывает его.

– Как вы думаете, какой он?

– Наверное, он огромный. Но где же он жил?

– Как вы думаете, какая пословица или поговорка будет наиболее отражать тему этого произведения?

1) «Человек без мечты – как птица без крыльев».

2) «На воде ноги жидки».

3) «Доброе дело без награды не остаётся».

После выбора пословицы или поговорки, предлагается прочитать текст. Затем следует чтение всего текста и его глубокий анализ, после чего разрешаются все сомнения, получают свои ответы возникшие вопросы. Главный вопрос: «Что хотел сказать автор?», обучающиеся уже без подсказки возвращаются к пословицам и поговоркам, которые были предложены до чтения текста, сравнивая свои ответы, смело определяют тему произведения «Человек без мечты – как птица без крыльев».

Так же, для определения идеи, предлагаю творческие задания, с помощью которых дети смогли определить основную мысль произведения применяя пословицы и поговорки.

4. Письмо герою произведения.

Например, по произведению М.М. Пришвина «Моя Родина» написать письмо матушке – природе и подобрать пословицы и поговорки, отражающие главную мысль произведения.

5. Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, увидеть мир глазами других, понимать его. На уроке на тему И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» предложила ребятам представить себя одним из понравившихся героев: крольчонком, мамой крольчат, бобров, любым героем произведения и рассказать о себе.

После выступления героям задаются вопросы.

Нет необходимости говорить о том, насколько для некоторых ребят скучно перечитывать текст, отвечать на вопросы, определять главную идею произведения. Некоторые ребята уже без опорных пословиц и поговорок знают, запоминают их.

К данному произведению ребятам предложили свои пословицы и поговорки:

– Кто матери не послушает – в беду попадет.

– При солнце тепло, а при матери добро.

– В гостях хорошо, а дома лучше.

– Лучше дома своего нет на свете ничего.

– Добрая мать добру и учит.

– Послушному – одно слово, непослушному – сто.

Анализируя произведение, ребята делают вывод, что перечисленные пословицы и поговорки могут отражать идею произведения художественного произведения «Листопадничек».

Важнейшую роль играет анализ текста, поэтому в своей работе я рассмотрела современные подходы к анализу художественного произведения на уроках чтения, применив пословицы и поговорки как «инструмент», для того, чтобы добиться цели. Применение пословиц и поговорок помогает обучающимся более глубоко и адекватно понять содержание художественного произведения.

Применение пословиц и поговорок с целью определения идеи художественного произведения, способствуют формированию совокупности универсальных учебных действий, которые позволят каждому ребенку самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечить способность к организации самостоятельной учебной деятельности не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках.

Текст статьи
  1. Кислиденко, Л. А. Использование пословиц на уроках [Текст] / Л.А. Кислиденко // Начальная школа. − 1997. − №7. − С.39-40.
Список литературы